Важным условием устойчивого экономического роста является повышение эффективности системы государственного управления. Высокое качество государственного управления обеспечивается за счет ориентации реализуемой государственной политики на достижение конкретных целей. На сегодняшний день одним из самых прогрессивных методологических подходов к осуществлению целенаправленной деятельности государства является применение методологии управления проектами, которая предназначена для осуществления неповторяющейся, уникальной по совокупности признаков деятельности в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды. Проектно-ориентированная технология позволяет четко определять цель, результаты проекта, состав работ, учитывать связи и влияние на проект окружающей среды и многочисленных участников проекта, рассчитывать эти влияния в виде определенных рисков, учитывать их в проекте и строить обоснованные на расчетах планы реализации проектов.
Управление проектами представляет собой развитую методологию, включающую модели, методы и программные средства, широко применяемую при разработке и реализации проектов разного масштаба и типа. Средства и методы управления проектами в настоящее время признаны во всем мире и широко используются во всех сферах целенаправленной и проектно-ориентированной деятельности. В развитых странах управление проектами является мощным инструментом управления не только созданием новых продуктов и услуг, но и осуществлением целенаправленных изменений в рамках отдельных организаций, компаний, а также целых социально-экономических и организационных систем.
Проектно-ориентированный подход к управлению, используемый в организационных, экономических, социальных и других областях, дает значительные результаты. Согласно исследованиям, управление проектами на основе современных информационных технологий и моделей дает примерно 15-20 процентное сокращение непроизводительных потерь и экономит от 15 до 30 процентов времени как в отечественных, так и зарубежных корпоративных проектах[1].
В последние годы правительства таких стран как США, Германия, Япония, Франция и др. все более и более используют в своей повседневной деятельности методы и средства управления проектами. Так, например, практически каждый чиновник правительства США использует на своем персональном компьютере программные средства управления проектами в составе набора стандартных пакетов программ. Эти средства активно применяются не только для управления федеральными проектами и программами, но и для осуществления управленческих функций внутри правительственного аппарата.
В России применение проектно-ориентированного управления на государственном уровне началось с реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства. Национальные проекты представляют собой новую организационно-экономическую форму государственного регулирования отраслей экономики на основе соединения отраслевого и проектного методов управления, что обеспечивает интегральный эффект воздействия и межведомственную координацию в процессе хозяйственной деятельности.
Специфику управления национальными проектами определяет их комплексность, многогранность и долгосрочность. Реализация проектов такого масштаба предполагает не только выделение значительных из года в год растущих финансовых ресурсов, но и грамотную организацию управление ходом работ на всех этапах. С учетом того, что в настоящее время основная часть бюджетных ресурсов сконцентрирована на федеральном уровне, финансирование приоритетных национальных проектов в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета, а процесс реализации проектов во многом возложен на субъекты Российской Федерации и муниципалитеты в их составе.
Управление реализацией национальных проектов предполагает последовательное, взаимосвязанное выполнение соответствующими федеральными, региональными и муниципальными структурами ряда организационно-методических процедур, направленных на достижение поставленных целей по каждому приоритетному виду деятельности. При Президенте Российской Федерации сформирован Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, который, хотя и является совещательным органом, обеспечивает взаимодействие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политики. На рисунке отражена схема управления реализацией национальных проектов.
Рис. Схема управления реализацией приоритетных национальных проектов
Масштабность национальных проектов требует дополнительных усилий со стороны всех ведомств, а также совместных действий федеральных и региональных властей и местного самоуправления. Так при реализации приоритетного национального проекта «Комфортное и доступное жилье – гражданам России» задачами федерального центра являются:
– управление реализацией национального проекта, координация работы всех его участников;
– доработка необходимой законодательной базы;
– финансирование за счет средств федерального бюджета обязательств по обеспечению жильем инвалидов, ветеранов и других категорий граждан;
– оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий;
– софинансирование мер по увеличению жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Региональные власти занимаются:
– разработкой региональных программ по формированию рынка доступного жилья и обеспечению комфортных условий проживания граждан;
– административно-организационным обеспечением реализации программ;
– софинансированием федеральных подпрограмм.
Перед муниципалитетами стоят задачи:
– привлечения средств частных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу и реформа управления жилищным фондом;
– создания условий для увеличения объемов жилищного строительства;
– предоставления социального жилья нуждающимся гражданам – очередникам.
К числу процедур, обеспечивающих планомерную координацию и контроль хода реализации национальных проектов, относятся следующие:
1) заключение соглашений администрациями (правительствами) регионов с соответствующими федеральными министерствами и федеральными агентствами;
2) доведение федеральным центром до субъектов РФ основных мероприятий, целевых показателей и объемов финансирования по каждому разделу проекта, утверждение форм отчетности и ее периодичности;
3) разработка министерствами (департаментами) субъектов РФ сетевых графиков выполнения всех намеченных мероприятий по приоритетным направлениям национальных проектов и освоения выделяемых объемов финансирования, представление этих графиков в соответствующие федеральные структуры;
4) регулярная (ежемесячная, квартальная и годовая) отчетность региональных органов управления по утвержденным формам по ведомственной (отраслевой) принадлежности (которая затем поступает в Правительство РФ) и параллельно в аппарат Главного Федерального инспектора по субъекту РФ. Данные отчеты затем поступают в аппарат полномочного представителя Президента РФ федерального округа и потом – в аппарат Президента РФ;
5) ежеквартальное проведение по федеральным округам селекторных совещаний и тематических заседаний советов по проблемам реализации национальных проектов с выработкой рекомендаций;
6) обсуждение проблемных вопросов и новых задач на заседаниях совета при Президенте РФ с принятием соответствующих установок и указаний по совершенствованию проводимой работы.
В Башкортостане институциональные основы реализации приоритетных национальных проектов заложены Указом Президента Республики Башкортостан от 6.02.2006 № УП-65 «О мерах по реализации в Республике Башкортостан Приоритетных национальных проектов». Основные параметры системы управления национальными проектами в Башкортостане совпадают с федеральным уровнем. Утверждены региональные планы-графики реализации приоритетных национальных проектов. В регионе образован Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов. Также сформированы республиканские межведомственные рабочие группы по каждому национальному проекту. При этом для контроля выполнения в республике национальных проектов законодательным органом власти региона – Курултаем Республики Башкортостан – созданы соответствующие комиссии, контролирующие каждый национальный проект, они имеют право требовать и получать от государственных органов, общественных объединения и организаций необходимые документы и материалы, приглашать на свои заседания их представителей, специалистов и экспертов.
Реализация национальных проектов важный шаг на пути становления системы национального программирования, адекватной условиям регулируемой рыночной экономики. Повышение эффективности вложения государственных средств обуславливает необходимость дальнейшего внедрения современных методов разработки, реализации и оценки результатов социально-экономических проектов. Однако исследование первых результатов реализации национальных проектов свидетельствуют о том, что их исполнители не имеют достаточной подготовки и опыта проектного планирования, не ставят перед собой долгосрочных целей и часто предлагают экстенсивные программы развития. К сожалению, проекты охватывают лишь часть узловых проблем социально-экономического развития, имеют среднесрочную перспективу, не получили достаточного научного обоснования и балансовой проработки, в результате чего возник ряд проблем и диспропорций в процессе реализации [2. С 96].
Абсолютное большинство выполненных теоретических и практических разработок в сфере управления проектами ориентированно на применение в компаниях и корпорациях, а региональный аспект сводится к оптимизации структуры проекта и органов управления. Целостной, научно проработанной методологии и набора методов и средств управления проектами применительно к мегапроектам не существует. Имеются лишь более или менее общие подходы к решению таких проблем, а набор средств и методов в каждом конкретном случае выбирается или разрабатывается отдельно. исследование возможностей применения методологии управления проектами при реализации крупных программ является крайне важным.
В настоящее время в нашей стране есть определенный объем регламентирующих документов в области управления проектами. Однако он не является полноценной нормативно-правовой базой для управления проектами на государственном уровне. Необходимо создание общепринятого стандарта в области управления проектами.
С нормативной и научной точек зрения нет четкого определения понятия «национальный проект». В первую очередь должны быть даны определения, содержащие достаточно однозначные характеристики таких, утвердившихся на практике категорий и форм работы, как национальный проект, национальная программа, федеральная целевая программа, региональные программы и планы. Следует разработать специальные положения по типовым стратегическим государственным проектам, где описывались бы алгоритмы их прохождения через экспертные инстанции и органы, принимающие решения.
Четкость нормативов, характеризующих механизм взаимодействия основных этапов и форм цикла прогнозирования, программирования, планирования и регулирования призвана создать уверенность в обществе, сориентировать предпринимательские структуры на перспективу, послужить основой для их прогнозов и стратегических разработок. Поскольку от намерений и действий предприятий и корпораций в итоге зависят тренды социально-экономической динамики страны и региона, нужно отразить в законах и иных нормативных актах механизмы заключения соглашений госорганов (агентств, служб, министерств) с хозяйственными организациями по поводу условий реализации ими ориентиров индикативных планов, а также условий участия в национальных проектах и федеральных целевых программах [2. C.164].
Применение методологии управления проектами дает преимущества различным категориям участников проектно-ориентированной деятельности. Применение проектных технологий государством позволяет достичь повышения обоснованности и четкости планирования и осуществления проектов и программ; контроля над расходованием средств, ресурсов и сроков исполнения; снижения рисков, затрат времени и ресурсов; прозрачности; снижения расходов бюджетов всех уровней; повышения эффективности государственного управления; сокращения возможностей для коррупции; повышения экономической безопасности; повышения эффективности инновационной и инвестиционной деятельности. Дальнейшее освоение и активно применение, государством и бизнес-структурами проектного подхода, как одного из проверенных и эффективных методов достижения динамического и устойчивого развития государства и общества в высокотехнологичном мире, поспособствует решению одной из основных проблем российской экономки, связанную с отсутствием системы управления, способной эффективно функционировать в современных условиях.
Литература
1. Воропаев В. Управление проектами – неиспользованный ресурс в экономике (http://www.executive.ru/knowledge/announcement/331624/?phrase_id=133608)
2. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б.Н.Кузык, В.И.Кушлин, Ю.В.Яковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – 575 с.