- Экологические, социальные и экономические проблемы
в Орловской Области достаточно широко освещены. Однако необходимо не
только обозначить их, но и попытаться разработать комплексный подход
для их решения, в частности, в сфере природных ресурсов.
- Проблема реформирования территориальной системой управления природопользованием в Орловской области в значительной степени относится к сфере интересов управленческой географии. В последние 5- 10 лет приоритетной задачей этой относительно новой субдисциплины является регионализация управления природопользованием, поскольку словосочетание "управление природопользованием" приобретает содержательный смысл только через деятельность людей, включенных в природные системы определенных территорий. В период проведения реформ необходим особый подход к решению задач управления природопользованием и охраной окружающей среды. Не случайно именно в 90-е годы появилось и все чаще используется понятие "эколого-социально-экономические" (проблемы/ситуации/обстановка/оценки), поскольку крайне важно, чтобы системы управления природопользованием отличались способностью к адаптации в условиях быстро меняющихся в ходе проводимых в настоящее время в России глубоких экономических реформ, эколого-социально-экономических условиях конкретных регионов. При этом коренным образом меняются и характер управления природопользованием, его информационное обеспечение, и скорость и содержание этих процессов. [2] Именно поэтому так важно обеспечить последовательное научно обоснованное реформирование территориальных систем управления природопользованием в соответствии со сложившейся в Орловской области эколого-социально-экономической ситуацией, географическими, историко-этнографическими и социокультурными особенностями территорий. От этих особенностей зависят характер мотиваций эколого-правовой деятельности, связанной с соблюдением экологических регламентации и ограничений, а также диапазон принимаемых решений. Изменение характера природопользования и ландшафта территорий неизбежно отражается на этногенезе и этнической истории населяющих их народов. Поэтому любые предлагаемые изменения характера природопользования (строительство плотин, вырубка лесов, изменение традиционных технологий хозяйствования, изъятие ресурсов) следует подвергать тщательной территориальной этноэкологической экспертизе с последующим созданием эколого-экономических зон с особым режимом и структурами управления. Кроме того, при разработке территориальных систем управления природопользованием и охраны природы важно учитывать вопросы, связанные с национальной культурой, религиозными традициями, этническими стереотипами и локальной и региональной самоидентификацией населения. Все это имеет большое значение для определения ценностей, убеждений, норм поведения, которые характерны для населения орловской области. Основная трудность этой проблемы связана с тем, что при ее решении необходимо найти пути и методы перехода от господствующей многие десятилетия централизованно-отраслевой системы управления природопользованием к территориально-отраслевой системе. Такая смена принципиально разных подходов к управлению природопользованием затрагивает интересы не только ресурсных ведомств, органов регионального и местного самоуправления, но и широких слоев населения. Поэтому главная задача подобного рода реформ и изменений состоит в том чтобы найти ту наиболее эффективную для современных условий систему территориального природопользования и охраны окружающей среды, которая была бы понята, а главное, принята буквально каждым жителем Орловской области. Без этого невозможна их реализация. Такая ориентация требует знания традиций природопользования. При этом важно не только знать эти традиции, но и выяснить, насколько и в каком виде они сохранились среди населения конкретных районов, в какой форме они могут получить дальнейшее развитие в конце XXI века, когда сформировалась совершенно непохожая на прежние времена инновационная обстановка перехода от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
- Вместе с тем, признавая важность такого исторического и социокультурного подхода, необходимо отдавать себе отчет, что прямых аналогий между прошлым и настоящим Орловской области не будет. Скорее всего, анализ социально-экономического фактора поможет найти те современные решения по переходу области к устойчивому развитию, которые бы в наибольшей степени отвечали местным этнокультурным особенностям.
- Таким образом, главной задачей должно стать изучение воздействия социально-экономического факторов и социальных стереотипов поведения на выбор вариантов природопользования в сложных современных социально-экономических и политических условиях сельских территорий, на оценку распорядителями (менеджерами) ресурсов их эффективности (многофакторная оценка).
- В рамках этой проблемы можно выделить восемь уровней конкретных задач:
- 1. Исследование традиционных форм жизнеобеспечения территорий: традиции природопользования, этническая экология, соционормативные отношения, духовные ценности.
- 2. Изучение динамики освоения природно-культурной среды в различные исторические эпохи (XIX-XXI вв.) и выявление на этой основе адаптационных и модернизационных процессов в сфере природопользования с учетом социокультурной специфики региона.
- 3. Изучение исторической эволюции стереотипов, роли личностных и групповых индикаторов социальной идентификации, тенденций в изменении и составе региональной и локальной самоидентификации населения, особенно в последние десятилетия и в ходе проводимых рыночных реформ.
- 4. Исследование процессов и характера межпоколенной трансмиссии особенностей социальной культуры, взаимосвязи традиционного хозяйства и этничности, природно-географических условий и этничности, взаимовлияний пришлого и автохтонных этносов в процессах природно-культурной адаптации, рационального природопользования и эволюции кросскультурных установок в этой сфере.
- 5. Разработка классификации, в оптимальном варианте отражающей существующие в реальности географические, этнографические, культурные и социальноэкономические типы, которые отличаются определенной цельностью, самодостаточностью, меньшей вариацией параметров по сравнению со смежными территориальными типами. Подобная классификация пространства является чрезвычайно важным инструментом и условием проведения региональной (демографической, экономической, социальной, национальной, экологической) политики.
- 6. Изучение системы формирования и функционирования местного самоуправления в природопользовании, что позволит представить себе традиционные формы самоуправления, сложившиеся на данной территории, их взаимоотношение с другими управленческими и представительными организациями. Кроме того, это поможет в выявлении приоритетных направлений в сфере организации наиболее эффективных для данной региональной или локальной традиции управленческих структур и повышении в связи с этим эффективности мероприятий в организации рационального природопользования и охраны окружающей среды.
- 7. Разработка методических рекомендаций по учету норм обычного права в сфере природопользования и стереотипных форм оценки природных ресурсов; выявление поведенческих стереотипов в области традиционного природопользования территорий; рас-пределение социальных и авторитетных ролей; мировоззренческая мотивация традиций жизнеобеспечения.
- 8. Разработка предложений по учету воздействия этнокультурного фактора и этнических стереотипов поведения на выбор вариантов природопользования в сложных современных социально-экономических и политических условиях сельских территорий, что позволит расширить диапазон выбора эффективных решений в этой сфере. [1]
- Решение этого блока задач требует привлечения широкого междисциплинарного взаимодействия, комплексных методов исследования, разработки новых методик и программ. В настоящее время опыт подобных работ на территории Орловской области практически отсутствует. Однако, именно подобный подход способен естественным путем, из нутрии социальных групп и слоев прийти к решению социальных, экономических и экологических проблем в целом, проблемы рационального использования агроландшафтов Орловской области в частности. Впервые экспериментальные исследования в этом направлении были проведены в 1995-1996 годах на базе Научно-производственного предприятия "Кадастр" Минприроды РФ (Ярославль) при работе над темой "Этнокультурный фактор в управлении природопользованием локальных сельских территорий в современных условиях". Полученные при совместном и сопряженном анализе этноисторических материалов и современной обстановки данные легли в основу "Предложений в план действий администраций муниципальных округов и правительств (администраций) субъектов Федерации" по реализации Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
- В настоящее время в Орловской области осуществлен первый этап работ - анализ исторических данных о системе традиционного природопользования и ресурсных особенностей территорий в сложившейся инновационной обстановке конца XIX - начала XX века, когда начала формироваться сбалансированная и рентабельная система жизнеобеспечения населения, опиравшаяся на местную природно-ресурсную базу. Необходимо было определить эффективность направленности и характер последующих работ по выявлению этнических и ресурсных особенностей территории. Основными источниками на данном этапе стали материалы статистики, достаточно полно характеризующие традиции природопользования, сложившиеся здесь в инновационной обстановке конца XIX – начала XX века. Для исследования были выбраны различные уровни территориальных объединений: от локальных историко-культурных районов до области и региона. Сравнительный анализ был проведен на примере Ливенского, Верховского и Урицкого районов. Полученные результаты помогли понять те особенности природопользования в начале XX века, которые обеспечивали рентабельность хозяйств уездов, располагавшихся на территории этих районов. Кроме того, они подсказали некоторые решения по организации территориального управления природопользованием в современных условиях исходя из местных этнокультурных традиций, что и было обосновано в соответствующих "Предложениях" для глав местных администраций.
- Литература:
- Проблема реформирования территориальной системой управления природопользованием в Орловской области в значительной степени относится к сфере интересов управленческой географии. В последние 5- 10 лет приоритетной задачей этой относительно новой субдисциплины является регионализация управления природопользованием, поскольку словосочетание "управление природопользованием" приобретает содержательный смысл только через деятельность людей, включенных в природные системы определенных территорий. В период проведения реформ необходим особый подход к решению задач управления природопользованием и охраной окружающей среды. Не случайно именно в 90-е годы появилось и все чаще используется понятие "эколого-социально-экономические" (проблемы/ситуации/обстановка/оценки), поскольку крайне важно, чтобы системы управления природопользованием отличались способностью к адаптации в условиях быстро меняющихся в ходе проводимых в настоящее время в России глубоких экономических реформ, эколого-социально-экономических условиях конкретных регионов. При этом коренным образом меняются и характер управления природопользованием, его информационное обеспечение, и скорость и содержание этих процессов. [2] Именно поэтому так важно обеспечить последовательное научно обоснованное реформирование территориальных систем управления природопользованием в соответствии со сложившейся в Орловской области эколого-социально-экономической ситуацией, географическими, историко-этнографическими и социокультурными особенностями территорий. От этих особенностей зависят характер мотиваций эколого-правовой деятельности, связанной с соблюдением экологических регламентации и ограничений, а также диапазон принимаемых решений. Изменение характера природопользования и ландшафта территорий неизбежно отражается на этногенезе и этнической истории населяющих их народов. Поэтому любые предлагаемые изменения характера природопользования (строительство плотин, вырубка лесов, изменение традиционных технологий хозяйствования, изъятие ресурсов) следует подвергать тщательной территориальной этноэкологической экспертизе с последующим созданием эколого-экономических зон с особым режимом и структурами управления. Кроме того, при разработке территориальных систем управления природопользованием и охраны природы важно учитывать вопросы, связанные с национальной культурой, религиозными традициями, этническими стереотипами и локальной и региональной самоидентификацией населения. Все это имеет большое значение для определения ценностей, убеждений, норм поведения, которые характерны для населения орловской области. Основная трудность этой проблемы связана с тем, что при ее решении необходимо найти пути и методы перехода от господствующей многие десятилетия централизованно-отраслевой системы управления природопользованием к территориально-отраслевой системе. Такая смена принципиально разных подходов к управлению природопользованием затрагивает интересы не только ресурсных ведомств, органов регионального и местного самоуправления, но и широких слоев населения. Поэтому главная задача подобного рода реформ и изменений состоит в том чтобы найти ту наиболее эффективную для современных условий систему территориального природопользования и охраны окружающей среды, которая была бы понята, а главное, принята буквально каждым жителем Орловской области. Без этого невозможна их реализация. Такая ориентация требует знания традиций природопользования. При этом важно не только знать эти традиции, но и выяснить, насколько и в каком виде они сохранились среди населения конкретных районов, в какой форме они могут получить дальнейшее развитие в конце XXI века, когда сформировалась совершенно непохожая на прежние времена инновационная обстановка перехода от индустриальной цивилизации к постиндустриальной.
- Айдаров И.П., Перспективы развития комплексных мелиораций в России. М.: Мысль, 2007 – 226 с.
- Реймерс Н.Ф., Природопользование. М.:Мысль, 2008 – 148с.