Проблемы и перспективы повышения эколого-экономической эффективности природопользования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Вашурина, О. А. Проблемы и перспективы повышения эколого-экономической эффективности природопользования / О. А. Вашурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4460/ (дата обращения: 16.12.2024).

В настоящее время все более актуальной становится проблема социального и эколого-экономического развития муниципальных образований. При наличии ресурсов и возможностей для развития отсутствуют идеи и условия для его осуществления. Данная статья рассматривает проблемы развития муниципальных районов и возможности их решения на примере Бакчарского района.

Территориально Бакчарский район находится на значительном (более 200 км) удалении от областного центра, в стороне от основной магистрали, ведущей на север Томской области. Однако хорошая автомобильная дорога позволяет иметь круглогодичное транспортное сообщение с соседними районами и г. Томском. Численность жителей района невелика (менее 2% от общей численности жителей Томской области). Наиболее экономически развитой территорией в районе является Бакчарское поселение.

Основная промышленность в Бакчарском районе представлена следующими отраслями: лесная и деревообрабатывающая, пищевая, лёгкая и полиграфическая.

Район обладает большими запасами природных ресурсов, в том числе минеральных. Это железные руды, титан, цирконий, бурый уголь, суглинки, подземные воды, и торф. Месторождения полезных ископаемых района представлены разной степенью запасов и изученности, и до последнего времени не получили значительного применения. По данным Института горного дела СО АН СССР, здесь сосредоточено 110 млрд. тонн железной руды, 40 млрд. из которых находятся на Восточно-Бакчарском участке, рекомендуемом для наиболее экономичной открытой разработки. Несмотря на то, что Бакчарский район располагает большими запасами железорудных месторождений, в настоящее время их освоение и добыча нерентабельны в связи с заболоченностью территории и большой отдаленностью от основных потребителей.

Малое Бакчарское месторождение суглинков располагается в 2,5 кв. км западнее с. Бакчар. Прогнозируемые запасы – 693 тыс. м3. Сфера применения – строительная промышленность (производство кирпича). Месторождение в данное время не эксплуатируется по экономическим причинам. [1, с. 12]

Также район имеет значительные потенциальные возможности для сбора дикоросов (грибов, ягод, кедрового ореха). Биологические и эксплуатационные запасы грибов составляют 1037,6 т и 410,1 т, или, соответственно, 2 и 2,3% от запасов области. Перспективна территория района и для заготовки ореха (оцененные эксплуатационные запасы – 1,3 тыс. т) наряду с такими районами, как Томский (1,5 тыс. т), Асиновский (1,5 тыс. т) и Первомайский (4,4 тыс. т).

Биологические и эксплуатационные запасы ягод (клюквы, черники, брусники и голубики) в районе менее значительны. Так, по клюкве биологические запасы оцениваются в 1239 т, по чернике – в 61,8 т, по бруснике – в 56 т, по голубике – в 10,3 т, а эксплуатационные запасы – в 99,1 т, 4,9 т, 12,5 т, 0,8 т соответственно. Точных данных об объёмах собираемых грибов и ореха в районе нет, однако на основе имеющихся данных по другим районам он может составлять около 10% от эксплуатационных запасов. Наибольший объем лекарственных трав заготавливается в Бакчарском рай­оне. [2, с. 38]

Таким образом, в районе не добываются полезные ископаемые, а биологические ре­сурсы являются основой существования населения.

В процессе анализа социально-экономической структуры Бакчарского района и деятельности районной администрации по повышению уровня жизни населения выявились наиболее значимые проблемы развития Бакчарского района во всех основных сферах жизнедеятельности: экономике, социальной сфере, уровне жизни населения и инфраструктуре, наличие целого комплекса проблем не позволяет району ускорить темпы развития.
В целом по району отмечается негативная демографическая ситуация, характеризуемая продолжающимся процессом убыли населения, основная причина которого – выезд за пределы района и высокий уровень смертности.

Рис. 1. Естественное движение населения (убыль на 1000 человек)


Динамика показателя естественной убыли населения района носит неустойчивый характер, в то время как этот показатель в целом по области в последнее время снижается. (рисунок 2).
Доля населения в трудоспособном возрасте за последние четыре года не превышает 62,2% от общего числа населения. Этот показатель ниже среднеобластных показателей на 3,9%. Число лиц старше трудоспособного возраста в общей структуре численности населения района и области примерно одинаковое – около 17%. [3]
Старение населения ведёт к высокой демографической нагрузке на трудоспособное население.
В имеющемся промышленном производстве наблюдается высокий износ основных фондов и нехватка квалифицированных рабочих кадров. При рассмотрении транспортного комплекса и связи наблюдается отсутствие железнодорожного и водного транспорта, существенный износ и выбытие основных фондов на транспорте, значительное увеличение тарифов на услуги всех видов транспорта в связи с растущими ценами на энергоносители, что ведет к потере объемов грузо- и пассажироперевозок, неравномерность развития инфраструктуры связи в поселениях района, слабая телефонизация малых сельских населенных пунктов; неполный охват населения района местными телерадиопрограммами.
В агропромышленном комплексе слабо развитая рыночная инфраструктура, в том числе низкая степень развития поддерживающих отраслей; слабая инвестиционная активность, ограниченный доступ к капиталу; низкие темпы технического перевооружения в сельском хозяйстве; низкое качество жизни сельского населения, сложное положение в социально-трудовой сфере, низкая заработная плата и кадровые проблемы.

В занятости населения проблемы: активизация процессов увольнения работников, вызванных финансово-экономическим кризисом; снижение заявляемых работодателями вакансий в центр занятости населения; рост численности безработных граждан (количество незанятого населения колеблется от 35% до 52% от общей численности населения в трудоспособном возрасте); структурное несоответствие спроса и предложений рабочей силы, когда значительная доля безработных граждан, состоящих на учете в центре населения, не соответствует требованиям работодателей по профессии, возрасту, уровню образования и квалификации. [1, с. 21]

По итогам комплексной оценки социально-экономического развития муниципальных районов в 2010 г. Бакчарский район характеризуется низким уровнем развития. По сравнению с 2009 г. наблюдается отрицательная динамика по ряду показателей: нулевое значение показателя по виду деятельности «строительство»; снижение количества малых предприятий на 1000 жителей на 12,3%; снижение доли занятых в малых предприятиях в общей численности занятых в экономике с 14,2% в 2009 г. до 9,2% в 2010 г. [3]

В связи с увеличением проблем в развитии района реализуется программа социально-экономического развития муниципального образования. Целью программы является создание условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого экономического роста, развития рыночной инфраструктуры, более эффективного использования имеющегося потенциала, повышение значимости Бакчарского района в социальной и хозяйственной жизни Томской области. В задачи программы также входят такие пункты как формирование конкурентоспособного производственного сектора экономики, сохранение и развитие человеческого потенциала территории, и развитие системы местного управления.

Мероприятиями, способствующими реализации данной программы, являются Поддержка и содействие в развитии сельскохозяйственных предприятий:

  • Повышение уровня деловой активности предпринимательства;

  • Укрепление производственной инфраструктуры района;

  • Развитие деловой активности жителей, усиление степени вовлечения их в экономическую жизнь района;

  • Сокращение категорий населения, находящихся за чертой бедности;

  • Жилищное строительство и улучшение социально-бытовых условий проживания;

  • Формирование здорового образа жизни;

  • Улучшение демографической ситуации;

  • Развитие социальной и политической активности населения;

  • Повышение эффективности работы исполнительной власти.

В период реализации программы с 2006 г. по 2012 г. планируется решить поставленные задачи и достичь желаемой цели. [1, с. 68]

При изучении программы видно то, что для решения проблем развития района недостаточное внимание уделяется возможности повысить экономический потенциал территории и улучшить условия существования населения благодаря наличию местных ресурсов.

Поэтому внимание необходимо обратить на другие имеющиеся возможности.

Район обладает большими запасами лесных ресурсов. Лесное хозяйство и население района занимаются заготовкой древесины, заготовкой и сбором недревесных лесных ресурсов, сбором пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, ведением сельского хозяйства, охотничьего хозяйства и осуществлением охоты и переработкой древесины и других лесных ресурсов. В то время как лесной кодекс также предусматривает такие виды деятельности как заготовка живицы, осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатация и выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений. В районе возможны и такие виды деятельности, поэтому также необходим поиск возможностей их осуществления. [4]

Так как район богат лесными ресурсами, здесь возможна такая деятельность как сбор бересты, веточного корма, древесной зелени, заготовка веников, березового сока. Местность богата различными видами дикоросов. Данные говорят об их больших запасах на территории района. И проблема также связана с тем, что не существует базы, которая бы организовывала сбор и реализовывала продукцию. Сбор осуществляется лишь отдельными хозяйствами. Поэтому в первую очередь необходимо создать структуру, которая бы оценила экономические возможности ресурсов и способствовала организации идей их реализации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Муниципальное образование Бакчарский район характеризуется низким уровнем развития во всех сферах жизнедеятельности. Многое осложняет неблагоприятное географическое положение района, но ряд проблем возникает в результате незаинтересованности населения и органов местного самоуправления в поиске путей и возможностей решения возникающих проблем занятости и безработицы. Отсюда и вытекают проблемы, связанные с районным природопользованием.

Несмотря на наличие социально-экономических проблем развития, Бакчарский район имеет собственные ресурсы для развития – недревесные ресурсы леса, а также возможность развития естественных экосистем путем создания лесных плантаций. Заинтересованность населения в этом естественно существует. Люди занимаются сбором и заготовкой лесных недревесных ресурсов, как для удовлетворения собственных нужд, так и для получения дополнительных доходов. Поэтому в районе необходимо создавать или выделять уже существующие участки, распространять информацию о них, тем самым заинтересовывая население в данном виде деятельности – эффективном природопользовании. На этой базе возможно и образование малых предпринимательств, которые смогут предоставить дополнительные рабочие места населению, тем самым уменьшив существующую безработицу, и повысить уровень значимости района на областном уровне.


Литература:

  1. Программа социально-экономического развития муниципального образования «Бакчарский район» Томской области на 2006-2008 годы / Авторы: Администрация Бакчарского района.

  2. Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды Томской области в 2009 году / Авторы: Гл. ред. A.M. Адам, редкол.: В.А. Коняшкин, С.Н. Воробьев; Департамент природн. ресурсов и охраны окружающ. среды Том. обл., ОГУ «Облкомприрода». — Томск: Издательство «Оптимум», 2010. — 164 с.

  3. http://tomsk.gov.ru/.

  4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г., № 200-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 ноября 2006 г., // спец. вып. справ. правовой системы КонсультантПлюс. / КонсультантПлюс. – Электрон. текстовые данные. – 2011 г. – CDROM.

Основные термины (генерируются автоматически): Бакчарский район, район, вид деятельности, запас, развитие, ресурс, Томская область, трудоспособный возраст, Муниципальное образование, последнее время.


Задать вопрос