Система рибейта — это частичное возмещение затрат медиа производителей, понесенных в регионе при создании проектов [3]. Результатом соглашения является «реклама» территории. Так, на рынок заходят третьи игроки — местные власти. На данный момент производители контента могут рассчитывать только на ежегодная выдача субсидий, которая в общей сумме составляет более 5 млрд руб. По общей схеме для получения рибейта, руководство проекта (кино или другой медиа проект), должно предоставить властям региона смету с доказательством расходов на территории региона. В данной статье приведены примеры успешного опыта реализации рибейта. В среднем, по мировой практике региону возвращается в 5 раз больше средств, которые были вложены в производство [5].
Видеопроизводство на любой территории страны стимулирует повышение количества потребителей в таких сферах, как общепит, временное проживание, аренда. Однако, главное, чему посвящена данная статья, формирование нового канала информирования россиян о развитии регионов. Любые съемки территории повышают осведомленность туристов, бизнесменов, абитуриентов и т. п.
Рассмотрим внедрение рибейта на примере Пермского края. Регион развивается во многих отраслях: в промышленном секторе, в сфере образования и науки, в культурных областях. А в последнее время Прикамье можно увидеть на экранах: драматический кинофильм «Географ глобус пропил», серия кинокартин «Ёлки», телевизионный ситком «Реальные пацаны» — лишь самые известные картины последнего времени. Пермская киноиндустрия унаследовала багаж практики с советских времен: известный фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», «Голубой огонёк» в прямом эфире, 1964 [1]. Сегодня телевидение и кинопроизводство это, в первую очередь, бизнес, поэтому фокус сменился на финансовые вопросы.
Рассмотрим зарубежный опыт.
В Литве в 2014 г. учрежден 20 % наличный возврат. Чтобы претендовать на него, продюсеры должны потратить на территории страны не менее 43 тысячи евро. Среди кинокартин, демонстрирующих положительный опыт: многосерийный фильм «Война и мир», снятый по заказу BBC, а также финские картины «Город на границе», «Медсестра», «Две ночи до утра» и испанская «Усыновление» [6].
В Македонии создана аналогичная процентная ставка рибейта. Однако установлен минимальный порог расходов на территории — 100 тысяч евро [6].
В Соединенном Королевстве на сегодняшний день предлагают до 25 % возмещения. В США такая система давно внедрена, и ей пользуются многие штаты. Например, в Луизиане 2 года реализации системы способствовали трехкратному росту занятых в сфере кино сотрудников. Увеличение прибыли данной отрасли колоссально: с 7,5 млн до 343,8 млн. долларов. Нью-Йорк, демонстрирует еще большую эффективность: за 4 года в начале нулевых только налоговые притоки в бюджет от производства видеопродукции возросли до семи миллиардов долларов. Все это сопровождалось снижением безработицы специалистов медиа сферы на 14,2 % [6].
Бывшие страны СССР также не отстают. Грузии, нуждающейся в прогрессе индустрий медиа, особенно кино, необходимы были иностранные кинопроизводители. В связи с этим власти инициировали разработку специальной программы инвестирования зарубежных продюсеров — «Фильм в Грузии». Покрытие кинопроизводственных расходов варьируется в диапазоне от 1/5 до 1/4 затрат. Поскольку более важной целью для Грузии было развитие отрасли, заявки на рибейт рассматриваются только после регистрации продюсерских компаний на территории страны [6].
Венгрия является одним из интереснейших примеров. Не только из-за высокого уровня развития сотрудничества государства с продюсерскими компаниями, но и четким алгоритмом возврата расходов. Они используют для этого балльную систему. Власти Венгрии стали ограничивать расходы, превышающие определенный процент в структуре бюджетов медиа проектов, такие как: издержки авторского права и приобретение прав выше 4 % бюджета, плата продюсерам выше 4 % бюджета, маркетинговые и рекламные расходы свыше 16 тыс. евро или 2 % от бюджета и т. д. Все кинопроекты оценивается в начисляемых баллах за определенные критерии. Венгерское правительство разделяет два блока критериев: культурные и промышленные [4].
Рассмотрим российский опыт.
Программа рибейта в России появилась в октябре 2016 г. Родоначальником системы стал Приморский край. Начало ее реализации было обусловлено введением в работу постановления «Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям кинематографии на возмещение части затрат, связанных с производством кинофильмов на территории Приморского края». В январе 2017 директор Приморской кино-комиссии подтвердил, что край выделяет до 5 млн руб. продюсерам, производившим кино в Приморском крае в 2016 году. Компенсировано будет до 15 % затрат, которые приходятся на жилье съемочной бригады, обеспечение продовольственными продуктами и транспортные услуги [1]. Позже аналогичный совет был сформирован в Астраханской области. Министр культуры и туризма Астраханской области Галина Зотеева подтвердила данное решение и добавила, что размер рибейта будет составлять только 5 % в соответствии с возможностями регионального бюджета. Данные действия входят в этапы реализации государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы.
Глава фонда кино Антон Малышев как один из главных пиарщиков программы уверяется, что фильм, в котором показаны лучшие виды определенной территории или местности, является отличным средством информирования потенциальных туристов. Малышев вспомнил кинокартину «Воин», снятую в Калининграде, где герой, стоя на песчаном пляже, глубоко вздыхает и произносит фразу: «Сколько йода! Для щитовидки полезно». Отличный пример рекламы санаториев данной области. Первопроходец рибейта в России — фильм «На районе», первую роль в котором сыграл Данила Козловский. Картина участвовала в конкурсе на скидку по критериям целесообразности получения государственной помощи. Также была проведена проверка финансовых документов, которые предоставила компания «МАРС-фильм» для конкурса, чтобы определить точную сумму возврата.
Как результат обзора были разработаны критерии отбора медиа продуктов для системы рибейта в Пермском крае. В основе лежит подход правительства Венгрии. Каждому критерию соответствует определенное количество баллов. Всего 36 баллов, проходят кинопроекты, набравшие в сумме 15 баллов для того, чтобы претендовать на рибейт (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии отбора медиа проектов для системы рибейта вПермском крае
Культурные критерии |
Промышленные критерии |
Сюжетная линия/основной материал фильма основан на событии, которое является частью мифологии, религии Пермского края. (1 балл) |
Кинопродукт создает ценность. (4 балла) |
Кинофильм основан на характере, принадлежащему к культуре, истории, обществу, религии Пермского края. (1 балл) |
Не менее 51 % реализационного состава из Пермского края. (4 балла) |
Кинофильм основан на традиция Пермского края. (1 балл) |
Место съемки Пермский край. (3 балла) |
Движение картины происходит по достопримечательностям, культурным и архитектурным местам пермского края. (1 балл) |
Использование культурных ресурсов Пермского края в пред- или постпроизводстве (3 балла) |
Сюжетная линия или основной материал кинопроекта основана на литературном произведении. (1 балл) |
Создатели кинофильмов включают пермяков или те, кто получили Международные награды (6 баллов максимум с 1 по 6, перечисленных ниже) a) Директор б) Продюсер в) Постановщик г) Автор сценария д) Ведущий актер, второй актер или актриса е) Композитор ж) Арт-директор/дизайнер производства з) Художник по костюмам и) Редактор й) Макияж дизайнер к) Линейный продюсер или руководитель производства л) Должность руководителя производства (аудио/спецэффекты) |
Сюжет или основной материал фильма основан на текущих фактических культурных, социологических или политических проблемах для Пермского края. (1 балл) |
|
Картина отражает важные ценности Пермского края. (1 балл) |
|
Соответствие основным направлениям политики деятельности Министерства культуры Пермского края 7 баллов [2]: 1. Развитие искусства и культуры Пермского края 2. Развитие системы художественного образования Пермского края 3. Молодежная политика Пермского края 4. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия 5. Развитие инфраструктуры и приведение в нормативное состояние учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры Пермского края 6. Развитие архивного дела 7. Создание условий для реализации государственной программы. |
Литература:
- Постановление Администрации Приморского края № 504-па от 31 октября 2016 г. Об утверждении порядка предоставления субсидий организациям кинематографии на возмещение части затрат, связанных с производством кинофильмов на территории Приморского края.
- Постановление Правительства Пермского края № 1317-П от 3 октября 2013 г. Об утверждении государственной программы «Культура Пермского края».
- Постановление Правительства РФ № 317 от 15 апреля 2014 г. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы.
- Cunningham J. The Hungarian tax credit system and the 20 % rebate scheme. Studies in Eastern European Cinema, 2014. P. 127–132.
- Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Наша инициатива служит для привлечения денег в государственную систему. URL: http://www.rusproducers.com/news/22822
- Информационно-аналитическое электронное издание: Рибейты и кинопроизводство: мы позади Европы всей? URL: https://mrm.ua/ru/article/290
- Папандина А. Провинция заплатит за кино. РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2016/10/25/580dc29f9a79479381b97e99
- Турбовская К. «Семья» Светланы Можаевой. Новый компаньон. URL: https://www.newsko.ru/articles/nk-2684426.html