Появление и развитие бизнес-инкубаторов в России
Автор: Худорожков Максим Юрьевич
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019)
Дата публикации: 22.09.2019
Статья просмотрена: 679 раз
Библиографическое описание:
Худорожков, М. Ю. Появление и развитие бизнес-инкубаторов в России / М. Ю. Худорожков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15305/ (дата обращения: 16.11.2024).
Основными инструментами финансовой поддержки субъектов малого бизнеса в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются бюджетные трансферты в виде субвенций и субсидий, бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные гарантии различных финансовых организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. [1]
Несомненно, одним из самых важных инструментов финансовой поддержки выступает такой инструмент, как бизнес-инкубаторы.
Программа по созданию бизнес-инкубаторов в России реализуется с 1990 года. Главная задача бизнес-инкубатора — создавать новые и поддерживать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через программы поддержки, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность. Бизнес-инкубатор представляет собой эффективное средство снижения неудач в бизнесе, увеличения доли выживающих предприятий. Находясь в инкубаторе, предприниматель сосредотачивается на старте выпуска продукции и выходе на рынок. Все остальные проблемы, с которыми сталкивается предприниматель, решаются с помощью команды бизнес-инкубатора. Как показывает мировой опыт, кредиты, лизинг, венчурное финансирование легче получают компании, находящиеся в бизнес-инкубаторе по сравнению с компаниями, осуществляющими свою деятельность самостоятельно. Это обусловлено тем, что инкубаторы являются гарантом успешного развития малого предприятия, они контролируют состояние начинающегося бизнеса, результаты деятельности предприятий.
Термин «инкубатор» означает создание условий, при которых обеспечивается развитие на ранних стадиях, а часто и спасение жизни новорожденных или ещё не рождённых. В контексте экономического развития бизнес-инкубатор должен организовать процесс преобразования бизнес-идей, имеющих потенциал, в конкурентоспособный, растущий и приносящий прибыль бизнес.
Институты развития малого и среднего бизнеса определяет бизнес-инкубатор как здание, в котором созданы условия, благоприятные для выживания новых и молодых компаний до момента, пока они не станут экономическими сильными и не смогут конкурировать в рыночных условиях.
Бизнес-инкубация как индустрия находится на стадии становления и развития. Об этом свидетельствует тот факт, что значительная часть инкубаторов позиционируется в качестве дотационных программ поддержки малого бизнеса, а не в качестве бизнес-проектов, нацеленных на развитие быстрорастущих «прорывных» стартапов. С другой стороны, необходимо отметить, что большинство российских инкубационных программ предоставляют широкий спектр услуг стартапам и не ограничиваются сдачей в аренду помещений по низкой ставке. Это соответствует опыту стран, достигших наибольших успехов в развитии бизнес-инкубации (в частности, США): именно услуги инкубационной программы, а не предоставляемые помещения имеют ключевое значение для стартапов.
По данным ВШЭ распределение бизнес-инкубаторов по федеральном округам соответствует распределению населения России. За исключением трёх округов с минимальным количеством инкубаторов (менее двух в ЮФО, ДФО, СКФО) степень насыщенности инкубационными программами российских округов составляет в среднем один инкубатор на 2 млн. 700 тыс. человек. Насыщенность инкубационными программами в РФ на порядок меньше, чем в США, где данное соотношение составляет один инкубатор на 280 тыс. человек.
Все бизнес-инкубаторы предоставляют своим резидентам помещения в аренду: офисные помещения, конференц-залы, лекционные залы, учебные аудитории, серверные, переговорные. Помимо аренды помещений бизнес-инкубаторы предоставляют широкий спектр услуг, охватывающий практически все потребности стартапов. Все инкубаторы оказывают базовые услуги (такие как почтово-секретарские услуги, предоставление оргтехники, телефон, Интернет, ИТ-обслуживание), а также консультируют резидентов силами собственных сотрудников.
Сравнительно меньшая часть инкубаторов занимается наставничеством — индивидуальной подготовкой начинающих предпринимателей, предполагающей объяснение возможных путей решения возникающих проблем и помогающей им самостоятельно находить ответы на конкретные бизнес-вопросы.
В среднем в российских инкубаторах размещается около 18 компаний. Профиль деятельности резидентов разнообразен, и в одном инкубаторе могут находиться стартапы разного профиля: производство, разработка программного обеспечения, оказание бизнес-услуг, интернет-проекты, НИОКР и другие специализации.
Резиденты инкубаторов в основном финансируются субсидиями и грантами, федеральными программами по поддержке предпринимательства, а также банковскими кредитами. Сравнительно небольшую роль играют частные инвестиции. Также невысока степень взаимодействия между инкубаторами и частными инвесторами (венчурными и бизнес-ангелами).
Основным критерием завершения стартапом программы инкубации является окончание законодательно установленного срока пребывания в инкубаторе. Применение этого критерия слабо соотносится с реальными требованиями индустрии бизнес-инкубации: вряд ли можно рассчитывать на то, что потребность стартапа в инкубационной поддержке станет минимальной именно к моменту окончания срока, установленного законодательством, вне привязки к реалиям различных индустрий и проектов.
Преждевременный выпуск — так же, как и чрезмерно длительное пребывание стартапа в бизнес-инкубаторе — являются препятствиями для успешного развития компаний. Поэтому важно правильно оценить готовность новой компании к самостоятельной работе в условиях рынка. В связи с этим в международной практике решение о выпуске компании из бизнес-инкубатора принимается на основе комплексной оценки деятельности резидентов, проводимой на регулярной основе. Такая оценка включает:
− Определение дальнейшей необходимости услуг инкубатора для компании;
− Мониторинг выполнения компанией бизнес-плана;
− Проверку на соответствие формальным критериям выпуска (достижение определённого размера штата, достижение положительного сальдо денежных потоков / превышение доходов над расходами, получение кратко- или долгосрочного финансирования и т. д.).
Подводя итог, нужно отметить, что следует оказывать государственную поддержку бизнес-инкубаторам в полной мере, так как они способствуют появлению и развитию новых субъектов малого и среднего бизнеса в России
Литература:
1 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 // Собрание законодательства РФ. — № 31. — ст. 4006.
2 Руденко, Л. Г. Модель инфраструктурной поддержки малого предпринимательства / Л. Г. Руденко // Российское предпринимательство. — 2015. — № 10. — С. 22–27.
3 Тишина, В. Н. Роль институтов гарантирования в реализации механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства / В. Н. Тишина, Е. С. Ткач // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/121–19170 (дата обращения: 19.09.2019).