Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 27.12.2018

Статья просмотрена: 2998 раз

Библиографическое описание:

Комиссарова, М. С. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики / М. С. Комиссарова, Н. В. Рудченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55172/ (дата обращения: 17.12.2024).



Несмотря на постоянную модернизацию системы взаимодействия государственных органов с гражданами Российской Федерации, попытки цифровизации экономики и внедрение электронных сервисов, в нашей стране сохраняется проблема рационального и прозрачного налогового контроля, а также оптимизации процессов, связанных с налогообложением.

Ключевые слова: цифровизация, налоговый контроль, налоговая система, государственные органы, базы данных, компьютерная грамотность, проблемы.

Despite the constant modernization of the system of interaction between state institutions and citizens of the Russian Federation, attempts to digitize the economy and the introduction of electronic services, in our country, the problem of rational and transparent tax control, as well as optimization of tax-related processes, remains.

Keywords: digitalization, tax control, tax system, government agencies, databases, computer literacy, problems.

В условиях постоянного обновления и внедрения информационных технологий в финансовую сферу, нельзя не отметить необходимость упрощения процедуры налогового контроля в России, преимущественно, путем цифровизации. Данная тема является достаточно актуальной, так как физические и юридические лица должны передавать в налоговые органы множество документов для осуществления регистрации налогоплательщиков, уплаты налогов и прочих операций. Данные процедуры являются довольно энерго- и ресурсозатратными как для физических лиц и организаций, так и для уполномоченных государственных органов в сфере налогообложения. Для обращающихся в налоговые органы появляется необходимость ожидания в длинных очередях, снятия множества копий документов и их заверение у нотариуса.

Помимо сложностей у физических и юридических лиц, процедура обработки поступивших данных вызывает довольно много проблем у налоговых органов, требуется большой штат сотрудников в налоговых департаментах. Возрастает ответственность работников за утерю бумаг, принятие на рассмотрение недостоверных документов, а также, что является самой острой проблемой на сегодняшний день для Российской Федерации — повышается риск уклонения от налогов путем предоставления документов с искаженными данными о доходах и расходах юридических и физических лиц, либо же длительные задержки в предоставлении документов.

По мнению авторов, следующие проблемы возникают из-за не до конца отлаженной электронной системы, в работе которой случаются ошибки, сбои, задержки, а также, из-за отсутствия понимания у большой части населения РФ принципов работы электронной системы и ее явных преимуществ перед проведением операций «по старинке» с использованием бумажных носителей.

Помимо единой, практичной в использовании, базы данных о налогоплательщиках, авторы предлагают на государственном уровне популяризировать и мотивировать организации и физических лиц использовать активно работающие сайт и приложение Федеральной налоговой службы РФ. Для достоверности данных также можно предоставить возможность отправления уже имеющихся документов физических лиц и организаций с электронной подписью на электронную почту подразделений ФНС, чтобы уменьшить нагрузку на сервер сайта ФНС в последние дни уплаты налогов.

Некоторые страны, такие как Япония, Сингапур и Эстония на основе блокчейн технологий зарегистрировали всех своих граждан в единой государственной базе данных, где у каждого гражданина имеется личный код. К этой базе данных в различной степени подключены все министерства и департаменты страны, в том числе и налоговые органы. Соответственно, для контроля за уплатой налогов у конкретного человека или организации, сотруднику налогового департамента достаточно сделать несколько щелчков мышкой.

Также, на основе этой базы данных, государственным банком и государственными финансовыми учреждениями выборочно проверяются и контролируются финансовые отчетности и налоговые выплаты юридических лиц.

Данный вариант цифровизации смог бы упростить всю процедуру налогового контроля в Российской Федерации, а также сэкономить природные ресурсы страны, так как на ведение налогового учета в компаниях и налоговых органах тратится огромное количество бумаги. В России, однако, существует множество преград для реализации предложенного проекта:

1) Высокая численность населения.

Страны, успешно применившие данные технологии, значительно меньше РФ по численности населения и территории, соответственно на заполнение базы данных у них ушло гораздо меньше времени и ресурсов. Выходом из этой ситуации могло бы быть создание базы данных по различным административным формированиям (город, область и т. д.), и дальнейшее их интегрирование, позволяющее при переезде гражданина внутри страны просто передавать информацию в другой административный округ.

2) Бумажные носители и оцифровка документов.

Множество необходимых для реализации данного проекта документов, могут находиться в единственном экземпляре в одном государственном органе, некоторые из них, хранящиеся только в бумажном виде в архивах могут потерять читабельный вид, а часть документов может быть безвозвратно утеряна. Такие случаи не единичны на практике, и могут сильно осложнить переход к электронному варианту ведения документации.

Еще одним осложнением становится оцифровка информации. После указа Президента РФ от 9 мая 2017г. № 203 о необходимости цифровизировать экономику, многие компании и департаменты начали активную деятельность не по цифровизации, а по оцифровыванию информации. Главное различие состоит в том, что оцифрованная информация — это, как правило, документ в формате pdf, в котором компьютер сохраняет отсканированные документы, с ними нельзя работать (копировать, исправлять, дополнять), также он неудобен для чтения. Что касается цифрового документа, то он полностью пригоден для использования и модернизации, можно создавать шаблоны и изменять в них определенные строки, в специальные формы можно вносить данные финансовой отчетности, и программа сама будет заполнять документ для дальнейшей его подачи в налоговые органы. Таким образом, при оцифровке, создаются неупорядоченные архивы отсканированных документов, только не на бумажном носителе, а в папках на компьютере.

3) Нехватка IT-специалистов.

К сожалению, многие выпускники технических специальностей российских вузов уезжают из страны в поисках высокого заработка за границу, так как там эта специальность в настоящее время развита и ценится значительно выше, чем на родине. Соответственно, талантливых специалистов, которые могли бы воплотить предложенный авторами проект в жизнь в предстоящих масштабах деятельности, крайне мало. К тому же, специалистам такого уровня необходимо выплачивать высокие зарплаты, что в условиях нестабильной внешней политики довольно проблематично. Одним из возможных вариантов решений данной проблемы может стать европейский опыт стимулирования абитуриентов выбирать востребованную в государстве специальность. Так, во многих странах Европы выплачивают дополнительные стипендии студентам, которые учатся на врачей, ИТ-специалистов и специалистов других востребованных областей. Также, необходимо увеличивать спрос и заработную плату для выпускников ИТ-специальностей не в центральных регионах России, так как за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких других крупных городов уровень зарплат и спрос в ИТ сфере невысок. В качестве доказательства авторы изучили рынок вакансий в данной области, с результатами можно ознакомиться ниже.

По состоянию на 1 декабря 2018 года, по профессии IT-специалист в России открыто 967 вакансий (по данным сайта hh.ru). Для 550 открытых вакансий, работодатели указали заработную плату в размере 24 000–48 000 рублей. 212 объявлений с зарплатой 48 000–72 000 рублей, и 154 с зарплатой 0–24 000 рублей. Судя по этим данным, доход специалистов IT-сферы в среднем по стране невысок и мало отличается от менеджеров, маркетологов и экономистов уровня middle, что вряд ли может способствовать «перетеканию» умов в эту область.

Таблица 1

Распределение среднего уровня з/п IT-специалистов

Уровень з/п, руб.

0–24000

24000–48000

48000–72000

72000–96000

96000+

Объем вакансий

15,90 %

56,90 %

21,80 %

4,60 %

0,80 %

Таблица 2

Уровень з/п IT-специалистов вкрупнейших городах РФ

Город

Санкт-Петербург

Мытищи

Москва

Красногорск

Екатеринбург

Ижевск

Новосибирск

Уровень з/п,

тыс. руб.

55

55

50

46,5

40

40

34

Однако по мнению авторов наиболее показательным является сравнение доходов специалистов сферы ИТ по миру. Основываясь на данных иностранных аналитических агентств за первую половину 2018 года, мы получили следующие усредненные показатели, для удобного сопоставления величины представлены в долларах США.

Таблица 3

Уровень з/п IT-специалистов по миру, долл. США

Страны

Уровень заработной платы

в месяц

в год

СНГ

Россия

1500–2000

21000

Украина

1000–1500

15000

Беларусь

1000–1500

15000

Зарубежные

США

6200

74000

Канада

4300

52000

Германия

2600

32000

Чехия

2200

25000

По рынку труда СНГ средние показатели заработной платы IT-специалиста колеблются от $1000 до $2000. В большинстве развитых стран зарплаты находятся в пределах $2500–4000, больше получают узкоспециализированные и высококвалифицированные специалисты. Отсюда можно сделать вывод, что Российские показатели заработка в сфере технологий сильно отстают от общемировых, а значит отток программистов за рубеж будет продолжаться.

Исходя из этого, России стоит сделать упор на привлечение молодых специалистов в государственный сектор для разработки новых приложений и информационных ресурсов, упрощающих функционирование государственного аппарата и его взаимодействие с гражданами.

4) Доступ к сети Интернет и компьютерная грамотность.

Специалисты Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) рассчитали Индекс цифровой грамотности россиян, на июль 2018 года он составлял 52 процентных пункта (п.п., максимальное значение — 100). По данным того же НАФИ на 2018-й год, в России 81 % населения пользуется Интернетом хотя бы один раз в полгода, 65 % используют сеть ежедневно. Однако, около 75 % пользователей — это жители городов-миллионников, высокообразованные и материально обеспеченные. Если же рассматривать проблему с точки зрения развития цифрового бизнеса и уплаты налогов в регионах, то появляется побочный вопрос об информированности и компьютерной грамотности граждан и предпринимателей. Территории, как правило, в сельской местности, даже не имеют качественного покрытия сетью, а их жители зачастую и не задумываются о необходимости доступа к сети Интернет. Для улучшения ситуации, проводятся бесплатные курсы компьютерной грамотности для граждан по всей России, благодаря которым, предприниматели в сельской местности также смогли бы цифровизировать свой бизнес, и, при внедрении более удобных онлайн сервисов, смогли бы передавать всю необходимую информацию о своей деятельности в необходимые государственные учреждения, в том числе, налоговые, не преодолевая при этом значительные расстояния до ближайшего населенного пункта, чтобы предоставить документы в бумажном виде.

По мнению авторов, в процессах глобализации и цифровизации, России необходимо идти по пути догоняющего развития и максимально эффективно перенимать опыт других стран, не стесняясь брать на вооружение готовые решения. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, следует инвестировать в развитие цифрой экономики, так как время, упущенное сейчас, в будущем только увеличит отставание в сфере информационных технологий. Также, необходимо повсеместно внедрять использование проверенных в мире сервисов, таких как электронная подпись, к которой в России до сих пор относятся очень осторожно, несмотря на то что во многих странах ею пользуются практически все граждане, имеющие дело с документацией, и которая значительно облегчает жизнь, как бизнесу, так и государственным учреждениям.

Помимо налогового надзора и контроля, в статье авторы затронули темы цифровизации бизнеса в целом и полного перевода российской экономики с бумажных носителей в «цифру», так как все процессы в государстве взаимосвязаны, а налоговый контроль — одна из самых сложных и неупорядоченных систем по ее организации на сегодняшний день. Кроме того, это одна из самых подверженных мошенничеству и уклонению от закона сфер, что сказывается на деятельности всего государственного аппарата и влияет на многие сферы жизни граждан нашей страны.

Литература:

  1. Гончаренко Л. И., Малкова Ю. В., Адвокатова А. С. — Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики. Финансовый университет, Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, 2018. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/v/aktualnye-problemy-nalogovoy-sistemy-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki
  2. Официальный сайт Налоговой службы РФ. [Электронный доступ] URL:https://www.nalog.ru/
  3. Официальный сайт Аналитического центра НАФИ. [Электронный доступ] URL:https://nafi.ru/
  4. Портал государственных услуг Эстонской республики. [Электронный доступ] URL:https://www.eesti.ee/ru
  5. Налоговый департамент Эстонской республики. [Электронный доступ] URL:https://www.emta.ee/ru/chastnyy-klient/uplata-nalogov-zadolzhennosti
  6. Крупнейший портал поиска вакансий Head Hunter. [Электронный ресурс] URL:https://hh.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, баз данных, налоговый контроль, данные, документ, заработная плата, компьютерная грамотность, мнение авторов, Российская Федерация, уплата налогов.


Похожие статьи

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Трансформация рынка труда и управление человеческими ресурсами в условиях инновационного развития

Совершенствование обучения в цифровой образовательной среде

Решение проблемы недостатка ИТ-специалистов в условиях внедрения цифровой экономики в России

Внедрение информационных технологий и повышение эффективной деятельности банков

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике

Проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии

Похожие статьи

Совершенствование управления закупками в логистических системах на основе информационных технологий

Внедрение современных информационных технологий и модернизация банковского сектора РФ

Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе

Трансформация рынка труда и управление человеческими ресурсами в условиях инновационного развития

Совершенствование обучения в цифровой образовательной среде

Решение проблемы недостатка ИТ-специалистов в условиях внедрения цифровой экономики в России

Внедрение информационных технологий и повышение эффективной деятельности банков

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Повышение эффективности применения интерактивных технологий в процессе обучения математике

Проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии

Задать вопрос