В настоящее время в связи с ростом налоговой нагрузки все больше возникает ситуаций нарушения налогового законодательства, обусловленные стремлением минимизации налоговых платежей, создавая «серые» и «черные» схемы уклонения от уплаты налогов [1].
Финансовые и налоговые потоки на сегодняшний день становится сложнее отслеживать, транснациональные цепочки формирования стоимости создают риски недополучения налоговых платежей в бюджет. Все данные аспекты ведут к необходимости трансформации налоговых органов к адаптивным цифровым платформам.
На сегодняшний день цифровизация и глобализация экономики привели к созданию новых моделей бизнеса, которые создают новые угрозы для формирования доходов бюджета.
Решение вопросов на международном уровне с «прозрачностью» бизнеса в офшорных зонах должно было привести к нивелированию налоговых рисков в недополучении налоговых платежей в бюджет. Но современный бизнес стал формировать свои финансовые потки в виртуальном пространстве, где они не видимы для налоговых органов. Отсюда возникает необходимость для мировых налоговых администраций в поиске новой системы налогообложения в цифровом мире. Данный подход позволит уйти от концепций стабильного представительства, пересмотра отношения к принципу «вытянутой руки», предоставив правительствам государств новые права в области налогообложения прибыли.
В последние годы происходит усиление цифровизации налогового администрирования, что позволяет отслеживать не только налоговые потоки хозяйствующих субъектов, но и проводить мониторинг их налоговой нагрузки, что позволит своевременно принимать меры, в случае значительного отклонения от среднестатистических показателей в аналогичной отрасли.
Для налоговых органов в среднесрочной перспективе предусмотрено стремление повысить прозрачность и уровень доверия общества/хозяйствующих субъектов через внедрение механизма автоматического соблюдения налогового законодательства. Для этого требуется развивать автоматизированные системы искусственного интеллекта, интегрировать с экосистемами налогоплательщиков с предоставлением им персонализированных про активных услуг.
Для реализации в качестве налоговых операторов данной среды налоговой администрации необходимо провести кадровые и организационные мероприятия, повышающие эффективность реализации цифровизации налоговой системы, в том числе и расширять взаимодействия и партнерство на международном уровне.
Если рассматривать уровень цифровизации налоговой системы, то на сегодняшний день, России стоит на первом месте цифровому налоговому администрированию. Тем не менее аспектов для развития достаточно много.
Важным аспектом является модернизация налогового законодательства под развитие технологий, и прежде всего использование больших данных Big Data, а также управления ими.
Существенное значение в собираемость налогов с 2013 года внесло применение АСК НДС, так как доля сомнительных вычетов снизилась и составила менее 1 %, при этом общая сумма поступлений налоговых платежей в бюджет выросло на 19,9 %.
Продолжающаяся цифровизация позволит снизить количество выездных проверок, большая часть камеральных проверок будут в удаленной форме проводится.
К 2024 году как результат цифровизации будет создание такой системы, которая позволит отслеживать весь оборот товаров от производителей до конечных потребителей. С этой целью планируется введение маркировки лиственных средств, табачных изделий, обуви, а также внедрение концепции физического интернета по грузоперевозкам, что позволит отследить движение любого товара от отправителя до конечного потребителя.
Результатом цифровизации явилось применение с 2017 года контрольно-кассовой техники, что позволило улучшить мониторинг налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, но этапы цифровизации продолжаются и следующим шагом является создание условий для легализации самозанятых лиц, что позволит вывести их доходы из «тени», тем самым сделать их бизнес «прозрачным» и законным, при этом повысив собираемость налогов в бюджет [2].
По оценкам Федеральной налоговой службы на сегодняшний день в российской экономике приблизительно 25 миллионов самозанятых граждан. Большая часть не против легализации бизнеса, но они не желают совершать регистрационные действия, регулярно сдавать отчетность и так далее. Об этом свидетельствуют данные исследования ФНС, проведенного в 2018 году.
На сегодняшний разработано и находится на стадии тестирования мобильное приложение, после скачивания которого на смартфон будет доступна регистрация без посещения налоговых органов. При этом сумма налога к уплате запланирована в размере менее 4 %.
Михаил Мишустин прокомментировал «Коммерсанту»: «Мобильное приложение позволяет идентифицироваться просто при помощи сканирования паспорта. Далее через это же приложение вы можете фиксировать свои продажи, наличные или безналичные, формируя чек и для себя, и для покупателя, он немедленно к вам приходит в электронном виде. Привязав к приложению банковскую карту, можно сразу уплачивать с каждой продажи соответствующий налог. В этот налог будет включено все. Никаких деклараций, никакой отчетности, вообще ничего больше — вы работаете юридически легально, ровно так же, как любое юридическое и физическое лицо в России. Вы вернулись в правовое поле, к вам нет и не может быть никаких вопросов» [3]. Данный пилотный проект для тестирования особого режима запускается на территориях, где проводилось тестирование контрольно-кассовой техники.
В качестве дополнительных стимулов планируются дополнительные стимулы, которые заключаются в предоставлении 10 тысяч рублей, что отражает уменьшение на эту сумму налоговых обязательств. Налоговый вычет в 1,5 %, но в пределах 10 тысяч рублей могут предоставить покупателям товаров и услуг у самозанятых, таким образом, появится стимул требовать чек.
Федеральная налоговая служба стремится получить право получения у банков информации о счетах физических лиц вне налоговых проверок, с целью мониторинга налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов.
При внедрении данного права будут отслеживаться и переводы с карты на карту между физическими лицами, не являющимися родственниками (установление родства в автоматическом режиме будет возможно после объединения баз записей ЗАГС), что даст возможность налоговым органам автоматически считать поступления средств на карты физлицам от физлиц (особенно регулярные) признаком незаконной предпринимательской деятельности.
Для того чтобы исключить возможность неправомерного наказания физических лиц, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, федеральная налоговая служба, получив доступ к счетам всех налогоплательщиков сможет их загрузить в АСК НДС-3, которая сверит их с данными работодателей и налоговых деклараций, и выявит возможные несоответствия.
Мониторинг налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов весьма важный процесс, который позволит снизить незаконные обороты, создание различных схем по уклонению от уплаты налогов. Но нарушение принципов свободы декларирования гражданами своих доходов, тотальный мониторинг движения средств по счетам, могут привести к целому ряду рисков и негативных последствий, таких как:. утечка данных, превышение полномочий конкретными налоговыми инспекторами, возвращение граждан обратно к наличным расчетам.
На разработке на сегодняшний день новый федеральный ресурс под названием «реестр населения», которым также занимается Федеральная Налоговая Служба. Данный реестр свяжет сведения о гражданах РФ и иностранцах, которые прибыли в Россию из различных государств. Данный реестр включит в себя: данные о физическом лице, об образовании, семейном положении, занятости, льготах, отраслевых идентификаторах, об ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, которые нужны людям в повседневной жизни.
Дальше реестр будет интегрирован в АСК НДС-3, которая позволит расширить возможности налогового администрирования, что позволит предоставить более широкие возможности налоговой службе по анализу сведений об операциях по счетам как юридических, так и физических лиц, также позволит автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств и уплаты НДС.
Продолжается процесс совершенствования обменом информацией между разными налоговыми юрисдикциями, что позволит все транзакции физических лиц и юридических лиц сделать известными администрациям основных налоговых органов.
Совершенствуется система мониторинга налогоплательщиков и на международном уровне, так позволит отслеживать денежные средства, которые будут находится в любой стране.
На сегодняшний день наблюдается автоматический обмен налоговой информацией, что является новой формой взаимодействия налоговых органов различных стран мира, когда определённая информация в установленном формате будет передаваться не по запросам, как это делалось раньше, а в автоматическом режиме, что позволит ввести всех налогоплательщиков в зону.
В Российской Федерации уже утвердили нормативную базу для обмена данными и 7 июня страна присоединилась к единой системе передачи данных (Common Transmission System, CTS) ОЭСР, что позволит технически обеспечить автоматический обмен информацией с зарубежными партнерами.
Федеральная налоговая служба расширила перечень государств -партнеров для данного обмена. Перечень стран составил около 100 юрисдикций, таких как: Британские Виргинские острова, Гибралтар, Каймановы острова, Кипр, Швейцария и многие другие. Данная информация, полученная по CTS, позволит определять наличие незадекларированных зарубежных финансовых счетов и активов, также сопоставить предоставленную российскими гражданами информацию по контролируемым иностранным компаниям (КИК).
Поэтому возможность проследить реальные схемы финансовых потоков и владения активами становится более реальной и доступной.
Цифровизация налогового администрирования и налоговой системы в целом позволит не только вывести экономику на новый уровень, но и сделать более эффективным мониторинг налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов, снизив, как следствие, налоговые риски, а также приведет к сокращению количества выездных налоговых проверок.
При это результативность работы налоговых инспекторов вырастит в несколько раз, так на сегодняшний день, при неоконечном процессе цифровизации зафиксирован рост эффективности труда налоговых инспекторов с 96,5 руб налоговых поступлений в 2013 году до 123,4 руб в 2018 году.
Литература:
1 Макурова Т. Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде [Электронный ресурс]: Режим доступа: https:// http://gosmetod.ru/article/356082/ (дата обращения — 14.01.2020 г.)
2 Мишустин М. Цифровизация работы налоговой службы. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https:// https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9195163/ (дата обращения — 14.01.2020 г.)
3 Рогожин А. Н. Налоговая нагрузка в системе налоговой политики государства и организаций [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005055767 (дата обращения — 18.01.2020 г.)