Внедрение кейс-технологии в систему преподавания филологических дисциплин в высшей школе
Автор: Джумаева Наргиз Иркиновна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.
Дата публикации: 07.06.2017
Статья просмотрена: 698 раз
Библиографическое описание:
Джумаева, Н. И. Внедрение кейс-технологии в систему преподавания филологических дисциплин в высшей школе / Н. И. Джумаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2550/ (дата обращения: 16.12.2024).
Коренные преобразования в системе высшей школы в Узбекистане привели к росту интереса по поиску новых педагогических технологий для повышения уровня самостоятельности студентов, способных усваивать смысл и содержание учебных материалов на высоком интеллектуальном уровне, осознанно планировать развитие своих умственных, духовных и физических способностей и навыков.
В системе интерактивных методов обучения в высшей школе важное место занимают кейс-технологии. В научной литературе кейс — технологии определяются как «метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case — случай, ситуация) — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов» [1,25]
К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стади); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр [2, с.18]
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя несколько этапов. Рассмотрим кейс-технологию в образовательном процессе. Кейс-технологии (АКС) или анализ конкретной ситуации. (анализировать конкретные ситуации (кейсы). Преподаватель действует в первую очередь как модератор. Модератор (от лат. moderator — возглавляющий группу) — человек, следящий за установленным порядком на каком-либо ресурсе или его части. Как правило, кейс-технология имеет 6 ступеней: I ступень (вводный кейс) — введение в проблему: структурно-семантитческая модель простого предложения. На первой ступени учебного процесса в центре внимания находится осмысление проблемной ситуации. Цель этой ступени — краткое описание ситуации и представление сути проблемы. Например, структурно-семантическая модель простого предложения: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по характеру предикативности, по структуре.
II ступень (информационный кейс) — сбор информации. Например, по цели высказывания — повествовательные (Русский язык — явление чрезвычайно сложное, но необыкновенноинтересное); побудительные (Люди, берегите природу!); и вопросительные (У Вас есть ещё лингвистические вопросы?); по эмоциональной окраске — восклицательные (У нас большая радость!) и невосклицательные (Сегодня весь день идёт дождь.), по характеру предикативности — утвердительные (Белеет парус одинокой в тумане моря голубом) и отрицательные (Ничего не было слышно из-за тарахтенья тележки по сухой траве), по структуре- односоставные (Поздняя осень.) и двусоставные (Опоздавшиене увидели первого действия.), распространенные (Летом в лесу весело поют и щебечут звонкоголосые птицы.) и нераспространенные (Поют птицы.), осложнённые (Охваченный охотничьим волнением, я побежал, держа ружьё наперевес, сквозь густой кустарник, ломая ветви и не обращая внимания на их жестокие удары.) и неосложнённые (Родители уехали в город.). Дидактически обработанные кейсы содержат наряду с описанием ситуации краткое резюме, рабочие задания и вопросы для дискуссии (для самоконтроля), которые помогают студентам ориентироваться в течение всего процесса решения проблемы. Например, вопросы для самоконтроля: какие предложения называются простыми, на какие группы делятся простые предложения по цели высказывания; по характеру предикативности; по эмоциональной окраске; по структуре.
III ступень (стратегический кейс) — рассмотрение альтернатив. На этой ступени на переднем плане находится развитие альтернатив действий. Например, повествовательное предложение — это предложение, которое о чем-либо повествует (рассказывает), в конце его стоит точка; вопросительное предложения содержит вопрос, в конце стоит вопросительный знак; побудительное предложение выражает волеизъявления говорящего — просьбу, приказ, требование и т. д., т.п. Студент должен освободиться от одномерного мышления, которое рассматривает только одну возможность или решение как правильное. IV ступень (исследовательский кейс) — принятие решения. На этой ступени от студентов требуется найти совместное решение внутри малой группы. До того, как прийти к этому, студенты должны сопоставить все найденные альтернативы решения. Например, 1 малая группа готовит выступления по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), 2 малая группа — по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные), 3 малая группа — по характеру предикативности (утвердительные, отрицательные), 4 малая группа — по структуре (двусоставные, односоставные, распространенные, нераспространенные, осложненные, не осложненные). V ступень (презентационный кейс) — презентация решения. На этом этапе объединяется работа малых групп, а именно путем коллективной работы создается презентация. Презентация — это ступень решения КТ. VI ступень (тренинговый кейс) — сравнительный анализ. В рамках этой последней ступени учебного процесса студенты не только анализируют конкретную ситуацию, но и принятое решение. На занятиях литературы можно также использовать кейсы различной степени сложности. Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс как пакет документов для работы студентов. Что же представляет собой по структуре и содержанию этот пакет: предъявление темы занятия, проблемы вопросов задания; подробное описание спорных ситуаций; сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы; учебно-методическое обеспечение; наградный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная; режим работы с кейсом; критерии оценки работы по этапам.
Каждый преподаватель и студент, внедряя кейс технологию в систему преподавания филологических дисциплин в высшей школе должны чётко знать и понимать свои действия до занятия, во время занятия и после занятия. Действия преподавателя до занятия: 1) подбирает кейс, 2) определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов, 3) разрабатывает сценарий занятия. Действия студента до занятия: 1) получает кейс и список рекомендованной литературы, 2) индивидуально готовится к занятию. Действия преподавателя во время занятия: 1) организует предварительное обсуждение кейса, 2) делит группу на подгруппы, 3) руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями. Действия студента во время занятия: 1) задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы, 2) разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения, 3) принимает или участвует в принятии решений. Действия преподавателя после занятия: 1) оценивает работу студентов, 2) оценивает принятые решения и поставленные вопросы. Действия студента после занятия: составляет письменный отчет о занятии по заданной форме. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы: индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). Кейс — стадии: 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и опишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий — шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия. 7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Таким образом, суть кейс — технологии состоит в том, что в процессе обучения каждый студент имеет возможность свободно высказывать своё мнение, не боясь быть осмеянным или отметки. Студенты зависят друг от друга, в то же время чувствуют личную ответственность, содействуют к деятельности, приобретают навыки работы с людьми, в группе. Данная технология предполагает и индивидуальную работу, и парную, и групповую, ролевые игры, творческие и исследовательские работы. Эта одна из новых форм эффективных технологий обучения. Внедрение кейс — технологий в образовательный процесс поможет студентам сполна реализовать свой потенциал.
Литература:
- Гейхман Л. К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л. К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6–8 февраля 2007 г.). — Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006.
- Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна».- 2012.-№ 2.
- Юлдошев З. Ю., Бобохужаев Ш. И. Инновационные методы обучения: особенности кейс- стади метода обучения и пути его практического использования.-Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006.