Актуальность выбранной темы связана с тем, что в последние годы разработано большое количество компьютерных продуктов учебного назначения разной направленности. К сожалению, методик их практического использования в школьномучебном процессе, в том числе и в процессе преподавания математики, не существует. Созданиеметодическойбазы для использования этих продуктов очень важно. Специфической особенностью информатизации средней школы является необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными программами. Они должны охватывать все основныешкольныедисциплины (математику, физику, химию и др.). А отсутствие в существующихобучающихкомпьютерных продуктах методических рекомендаций, учитывающих специфику конкретного предмета и подготовкупедагога, приведет к тому, что во многих школах они не будут востребованы, причем независимо от качества и содержания. А другая сторона этого вопроса заключается в том, что не все учителя готовы к эффективному использованию компьютерной техники и компьютерных продуктов учебного назначения в учебном процессе. И большое значение приобретает подготовка или переподготовкапреподавателейк использованию и применению компьютерных обучающих продуктов в учебном процессе. Вопросы методики преподавания математики с использованием информационных технологий и компьютерных продуктов учебного назначения напрямую связаны с вопросами информатизации образования. Специалисты отмечают, что использование компьютерных технологий в процессе обучения является одним из средств повышения эффективности процесса усвоения знаний. Большинство существующих и разрабатывающихся методов интенсивного обучения опираются на широкое применение различных форм аудиовизуальной информации, а компьютерные технологии оказывают здесь неоценимую помощь, позволяя устранить многие недостатки в профессиональной подготовке специалистов. Хотя во всем мире роль образования непрерывно растет и в каждой стране назначены системы образования, оно должно быть на уровне практического знания и направленности народов мира. На сегодняшний день в Республике Казахстан в области образования осуществляются очень большие перемены, что является значимым мероприятием.
Организация школьных уроков с использованием инновационных технологий – это применение информационных технологий и новых методов обучения, формирование компетенции учеников со ссылкой на теоретические, научно-педагогические и психологические исследования, воспитание учеников в вопросах разумности, человечности, трудолюбия, доброты. Использование инновационных методов в соответствии с уровнем образования и возрастными особенностями ребенка – основная задача. Конечно же, «у хорошего наставника ученик стойкий», поэтому будущее нашего независимого государства зависит от полученных знаний и опыта молодого поколения, которых воспитываем мы. Обогащение мировоззрения, повышение способности мышления, формирование жизненных принципов у учеников напрямую зависит от мастерства, а также творческой способности учителя.
Цель проведенной научно-исследовательской работы по данной теме, как показано в государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы для учителей математики – удовлетворить рынок труда, обязанности развития индустриальной инновации страны, улучшить качество высшего образования, соответствующее передовым мировым практикам посредством инновационных технологий, компьютерных программ, а также сохраняя сформированные традиции.
Научная работа на тему «Совершенствование методики преподавания математики на основе интеграции программы Flash, языка HTML и инновационных технологий» предназначена для совершенствования методики преподавания математики и достижения поставленных целей в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы», «Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики», «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса».
При создании системы совершенствования методики преподавания математики на основе интеграции программы Flash, языка HTML и инновационных технологий были использованы два направления. Первое: так как студенты специальности 5В010900 «Математика» – будущие учителя математики, необходимо научить их в стенах вуза использовать в процессе обучения инновационные технологии, компьютерные программы. Второе направление — это работа с учителями математики в средних общеобразовательных школах.
Наряду с выполнением мероприятий, предусмотренных Законом РК «Об образовании», Законом РК «Об автоматизации», «Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы» учитель обязан совершенствовать свою личную методику. В рамках научной работы для совершенствования методики и в целях всесторонней поддержки учителя были выполнены следующие задачи:
С разных областей страны учителя математики обменивались мыслями для выявления проблем, встречающихся в процессе обучения. Это осуществлялось с помощью сайта для учителей математики www.matematik.kz, созданного для того, чтобы учителя математики школ Казахстана могли обмениваться опытом, оказывать методическую помощь друг другу.
Разработаны электронные лекции по дополнительным главам методики преподавания математики, дополнительным главам элементарной математики, и доступны через сайт www.ksu.kz для любого пользователя. Сданные в электронную библиотеку университета материалы доступны не только для студентов специальности, но и для учителей математики.
Так как в электронном пособии «Теоретические и практические основы информатики» даны структура и использование, ссылки для разработки примеров языка HTML учителям очень удобно использовать свой материал методом подстановки. Электронный учебник «Дополнительные главы элементарной математики» является логическим продолжением предмета «Элементарная математика» для студентов специальности 5В010900 «Математика», он предназначен для полного усвоения функции, для рассмотрения предусмотренных тем и приведенных примеров, а также для рассмотрения специальных дополнительных задач, тестовых заданий.
Учитывая малое количество учебников на казахском языке, данные подготовленные теоретические материалы в электронном виде на казахском языке по Flash технологии и задачи, направленные на практическое усвоение названных технологий, а также упражнения и специальные лабораторные работы открывают большие возможности для усвоения учителем этих технологий. Ученикам же оказывает большую помощь при усвоении таких трудных тем, как функции и их графики, решение уравнений и неравенств.
Как показали результаты опроса, проведенного среди учителей, современные технические возможности очень эффективно использовать при решении задач на построение, которые вызывают затруднения у многих учеников. Еще одним средством для привлечения учеников к изучению предмета является интерактивная доска. В основном в педагогических и методических литературах показаны несколько способов использования информационных технологий в образовании. Из них мы можем выделить четыре основных:
использование компьютера для контроля знаний;
использование мультимедиа-технологий, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;
ведение лабораторных практикумов посредством использования компьютерного моделирования;
использование персонального компьютера для самосовершенствования.
Многие средства и программные обеспечения трудно даются персональным пользователям. И здесь очень хорошим решением выступает технология MacromediaFlash. В последнее время технология Flash широко известна в WEB-дизайне, а также вне зоны WEB. Одна из таких зон — это разработка и показатели системы электронного обучения. Технологию Flash можно использовать как эффективное средство в презентациях и в системах электронного обучения.
На сегодняшний день существует много методов интерактивного обучения. Залог успешного проведения уроков — это свободное владение всеми методами обучения, выявленными в ходе развития ученого педагога и передовых практик, эффективное их применение в той или иной ситуации, а также их гармоничное и творческое использование.
В последнее время использование инновационных технологий стало одним из наиболее важных направлений в системе школьного образования. Во время разъяснения урока можно использовать информационно-программные средства, направленные на использование компьютерной интерактивной графики. Благодаря знаниям, полученным с основ информационных технологий, у ученика проявляется интерес и энтузиазм к предмету, поднимаются творческие способности, приобретаются навыки к быстрому обдумыванию, они привыкают работать самостоятельно, учатся компьютерной грамотности.
Использование «Электронных учебников» в сфере образования не только помогает ученикам поднять свою активность, но и формирует логическое мышление, творческий подход. На сегодняшний день очень много способов разработать электронный учебник. Но так как учителя постоянно обновляют материал, тестовые задания, делят их по уровням сложности, то наиболее удобным для них будет язык HTML. Построение форм на языке HTML, умение использовать гиперссылки к рисунку, использование фильтров к рисунку или тексту на Web-странице – все это охвачено в материалах и закреплено примерами.
В связи с изменениями нормативных документов, совершенствованием инновационных технологий и компьютерных программ для повышения эффективности учебного процесса и достижения новых высот, подготовленная на тему «Совершенствование методики преподавания математики на основе интеграции программы Flash, языка HTML и инновационных технологий» научная работа будет дополняться.
Литература:
1. Блох А. Я. и др. Методика преподавания математики. Частная методика. — М.: Просвещение, 1987.
2. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. М. Просвещение, 1990.
3. Энди Андерсон Macromedia Flash MX.- М.: Наука, 2004. — 217 с.
4. Алленова Н. Учебник по HTML для чайников. Алматы: Мектеп, 1999. — 235 с.