Новые условия современного общества, обусловленные все более активным использованием инфокоммуникационных технологий, интеграция в международное образовательное пространство, меняют требования к подготовке специалистов, к результатам образования, в том числе, непрерывного. Поскольку речь идет не просто о непрерывности, но и о холистичности образования, т. е. образовании, связанным с обучением всей личности (эстетическое, эмоциональное, творческое, физическое и т. д.), то можно с уверенностью говорить об изменении методов и технологий обучения на всех ступенях образования. В свою очередь, достижение новых результатов образования невозможно без современной организации процесса обучения с использованием новых информационных технологий, усиление личностной направленности образования [1]. А это в свою очередь требует учета реалий и тенденций развития современного информационного общества. Таким образом, совершенствование методов образования, формирующих практические навыки анализа информации, самообучения, приведут к стимуляции самостоятельной работы.
Современное образовательное учреждение требует организации информационно-методического обеспечения образовательного процесса, т. е. обеспечения необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными материалами, которые используются в обучении. И здесь профессиональная деятельность педагога будет эффективной при реализации функции организатора взаимодействия обучаемого с разнообразными информационными источниками и формирования у них умений самостоятельного поиска необходимой информации.
Первостепенную роль и значение в процессе обучения математике мы отводим формированию необходимых педагогических условий, способствующих всестороннему развитию студента, совершенствованию его профессионального мастерства, включение студента в творческую деятельность и научно-педагогические исследования на основе использования ИКТ в профессиональной деятельности [3]. Используются методики создания электронных учебников, электронных тренажеров, лабораторных практикумов, которые обладают уникальными возможностями адаптации к работе с каждым студентом в отдельности и, имитирующие действие преподавателя в режиме реального времени.
На наш взгляд, совмещение традиционных педагогических приемов с современными ИКТ даст будущим специалистам не просто прочную базу, а уверенно-стабильную основу старта самостоятельной деятельности.
Задачей педагога становится формирование практических навыков анализа, поиска информации и ее рационального использования. Акцент в педагогической деятельности смещается на организацию взаимодействия учащегося с максимально широким информационным окружением, поскольку, междисциплинарный аспект информатики становится особо важным.
Итак, комплекс рассчитан на будущего учителя начальных классов. Помимо теоретического изложения основных разделов математики, комплекс содержит массу вариантов практических работ и заданий, которые сопровождаются анимированными иллюстрациями. Не были забыты интересные математические факты и биографии ученых. Особенно интересными выглядят исторические факты и задачи, решаемые учеными средневековья: Аль Хорезми, Аль Фараби, Фергани, Улугбеком и др.
Обычно урок математики на основе технологической карты разбивается на этапы. Причем каждый из этапов сопровождается использованием некой педагогической технологии. В комплексе будущему учителю предложены различные варианты, в виде шаблонов, использования педагогических технологий, таких как мозговой штурм, «ЗХУ», бумеранг и др.
Совмещение современных информационных и педагогических технологий ускорит процесс интеграции молодых специалистов в учебно-педагогический процесс и кроме того, окажет несомненную поддержку молодому специалисту [2]. Очевидно, что решение проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя напрямую зависит от эффективного использования новых подходов. Возможности инновационного подхода в сфере совершенствования профессиональной подготовки учителя к обучению математике достаточно значительны и разнообразны, а используются эти возможности очень мало. Именно это противоречие и подтолкнуло нас к идее создания учебно-методического комплекса на двух языках. Комплекс строится на базе мультимедийной технологии и в его составе рекомендуемые: планы-конспекты уроков, педагогические методики проведения уроков, формы и способы подачи материала, упражнения и задачи для классной, внеклассной и самостоятельной работы, а также исторические и занимательные аспекты по различным темам и разделам математики. Молодой учитель сможет самостоятельно составлять планы уроков, опираясь на рекомендуемые, но использовать материалы учебно-методического комплекса в качестве наглядного пособия. Особенностью разрабатываемого учебно-методического комплекса является электронное исполнение и наличие списка современной специальной и педагогической литературы с возможностью перехода на нужный Web-сайт или страницу [3].
Следует отметить, что организация самостоятельной работы будущего специалиста может идти одновременно по нескольким направлениям:
разработка частных алгоритмов решения типовых задач;
разработка обучающих программ, как более высокая ступень алгоритмизации;
специализация самостоятельной работы с учетом практических задач специальности;
разработка систем рефератов по отдельным разделам;
разработка специальных методов обучения;
обеспечение специальной и справочной литературой.
Такой подход к организации самостоятельной работы молодых специалистов требует четкого управления, что предполагает:
формализацию; организацию; определение эффективности.
Электронные наглядные пособия и методические материалы представляют собой ресурс учителя, предлагая ему вариативность при подготовке к урокам, составлении контрольных заданий, подведении итогов. Интернет-ресурсы представляют собой самое мощное на сегодняшний день средство получения информации. Учебно-методические программные средства для сопровождения уроков, создаваемые самим учителем, обладают еще одним неоспоримым преимуществом: они не отторгают учителя от учащегося, а наоборот, способствуют их творческому единению на уроке.
Всемерная поддержка молодых специалистов необходима и должна стать обычным делом, чтобы понятие «профессионал своего дела» становилось для них целью или даже мотивацией работы и самосовершенствования. Молодые выпускники вузов, работающие в отдаленных сельских районах не должны чувствовать себя оторванными от больших «центров знаний», библиотек и баз данных. Этой цели и призваны служить электронные библиотеки.
Литература:
- Сухомлин В. А., Сухомлин В. В. Концепция нового образовательного направления. «Открытые системы», 2003, № 2.
- И. В. Абакумова. Образовательный процесс как пространство взаимодействия толерантных и личностно-смысловых отношений. http://ecsocman.hse.ru/text/
- Информационное обеспечение математической подготовки будущего учителя. Кабилжанова Ф. А., Варламова Л. П., Хамедова Н. А. Сборник научных статей республиканской научно-практической конференции «Инновация в учебном процессе». Гулистан,2013г.