Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный процесс полиязычных групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Устинова, Л. В. Внедрение интерактивных обучающих программ в учебный процесс полиязычных групп / Л. В. Устинова, Л. С. Фазылова, И. А. Самойлова, Е. А. Спирина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9094/ (дата обращения: 16.12.2024).

Сфера образования относится к главным стратегическим направлениям конкурентоспособности нации, так как во всех экономически успешных странах качество образования является высоким. Преимущество в конкуренции основывается на интеллекте людей и информационных ресурсах. Поэтому высшее образование является ключевой составляющей, а так же движущей силой в процессе вхождения Казахстана в число быстроразвивающихся стран. Процесс информатизации образования в Казахстане предполагает активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения. Мультимедийные технологии широко применяются в электронных учебниках, обучающих учебно-методических комплексах и т.д. Последние в настоящее время приобрели широкую популярность и стали успешно применяться в учебном процессе наравне с традиционными печатными изданиями.

К основным критериям мультимедийных обучающих ресурсов можно отнести: мобильность, возможность быстрого обмена данными, наглядность, соответствие уровню развития современных научных знаний. Практика использования электронных обучающих ресурсов показывает, что обучаемые качественно усваивают изложенный материал.

Предметы дисциплин специализации являются одними из основополагающих при получении знаний по специальности. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет студент, будет зависеть его квалификация в будущем. Для решения проблемы качественной подготовки специалистов широко применяются современные компьютерные технологии создания интерактивных обучающих комплексов.

В данной статье рассматриваются вопросы внедрения интерактивных обучающих программ в процесс обучения полиязычных групп на примере обучающей программы по дисциплине «Архитектура компьютера». Дисциплина «Архитектура компьютера» относится к базовым дисциплинам компонента по выбору, согласно рабочему учебному плану КарГУ имени академика Е.А. Букетова специальностей 5В070300 - Информационные системы, 5В011100 – Информатика. Знание основ аппаратной составляющей компьютера, его технических и функциональных возможностей входит в базовую подготовку специалистов по информационным системам. В рамках дисциплины рассматриваются аппаратные аспекты функционирования персонального компьютера. Знания, полученные при изучении дисциплины «Архитектура компьютера» используются в последующих дисциплинах: «Операционные системы», «Телекоммуникационные системы и сети» и в практической деятельности инженера системотехника.

В ходе практических занятий студенты должны получить практические навыки работы по модернизации и сборке компьютера. Реализовать это требование в настоящих учебных аудиториях не всегда возможно, поэтому использование видео и анимационных материалов для этих целей особенно значимо. Для создания видеоматериалов можно использовать цифровой фотоаппарат. Однако созданные видеоматериалы имеют очень большой размер, что является одним из препятствий использования данных материалов в сети, с другой стороны видеосъемка с акцентированием необходимых элементов при сборке ПК является сложной задачей. Несмотря на большое количество работ и значительные достижения в теории и практике создания мультимедийных приложений, имеется ряд вопросов, которые остаются постоянным объектом дискуссий. К ним, в частности, следует отнести: принципы создания анимированных материалов, а также критерии выбора технологии. Использование Flash-технологий позволяет, прежде всего, уменьшить размер файлов, а также расставить логические ударения в видеоматериалах. Таким образом, приведенные доводы подтверждают актуальность и практическую значимость исследуемого вопроса.

При создании мультимедийных продуктов программными средствами придерживаются следующие схемы разработки проекта: постановка задачи; анализ объекта; разработка алгоритма; выбор способа представления информации и выбор программных продуктов; синтез компьютерной модели. Процесс создания мультимедиа - продуктов включает в себя две основные фазы: проектирование и реализация.

Авторами статьи был создан мультимедийный продукт для одного из разделов дисциплины «Архитектура компьютера». Созданная программа выполняет следующие функции: подача учебного материала; формирование навыков модернизации и сборки ПК.

Так как интерактивный обучающий курс посвящен принципам сборки системного блока, в проекте используем фотографии, снятые при помощи цифровой фотокамеры. Для получения фотографий различных частей системного блока за основу был взят системный блок игрового компьютера на базе чипсета ATI 9100IGP базовой конфигурации.

Созданный материал был отредактирован в Macromedia Flash. Фильмы, созданные средствами Macromedia Flash, обладают следующими достоинствами: компактный размер - 40К...200К / 1 мин (или 5 мин ... 25 мин / 1 Мб) без звука; высокое качество при высоком разрешении (10 кадров/сек при 1024 x 768 x 32); умеренные требования к ПК; работает под Windоws XР / Seven / Vistа.

Для получения компактных файлов рекомендуется придерживаться ряда правил:

-                   однотонность фона;

-                   замена анимированных курсоров стандартными;

-                   оптимальная  частота 15 кадров в секунду;

-                   чем меньше разрешение экрана при записи, тем меньше объем файла.

Для добавления элементов интерактивности экспортируются только SWF фильмы и фильмы в формате защищенного EXE, так как АVI или GIF-анимация не поддерживают интерактивный режим. Дополнительным преимуществом SWF формата является высокая степень сжатия и удобство встраивания в web-страницы.

Для создания логических ударений был использован инструмент рисования. Логическое ударение - психолого-аппаратный прием, направленный на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта [1]. Также были использованы следующие приемы: изображение главного объекта более ярким цветом; изменение размера; выделение эффектом.

Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом. Например, установка процессора представляет собой сложный анимированный процесс, созданный путем перемещения графического изображения процессора по отношению к сокету. При этом изображение сокета должно быть неподвижным. Данный ролик включает видеоэффекты: движение, исчезновение, появление. На рисунке 1 представлен кадр анимации – нанесение термопасты на процессор.

Рис. 1. Добавление эффекта "выделение"

Главная страница интерактивного курса содержит выбор языка пользователя (русский, казахский, английский). Основное меню состоит из пунктов анимированных видеоклипов, созданных в виде отдельных Flash роликов: установка процессора, оперативной памяти, материнской платы, видеоадаптера, НЖМД, устройств ввода-вывода (рис. 2). Такой способ существенно увеличивает надежность и сохранность проекта, т.к. проект состоит из отдельных частей. Для воспроизведения видео с высоким качеством были точно заданы параметры флэш-ролика в соответствии с параметрами видеофайла. Также можно будет просмотреть эти клипы по отдельности, не загружая весь проект.

Преимуществом данной интерактивной обучающей программы является подключение различных текстовых файлов в зависимости от выбора языка обучения. Это достигается использованием action script во флэш-роликах для загрузки текста. В этом случае исключается необходимость дублирования графической информации, флэш-роликов.

Рис. 2. Выбор пункта меню

При создании анимационных файлов было составлено пошаговое описание модернизации ПК [2], представленное в формате doc и конвертированное в формат mht. Данные файлы открываются в главном окне программы с помощью гиперссылок. Преимуществом данного способа является возможность не только просмотра видеоматериалов, а так же переключение в режим чтения, возможность копирования и печати материалов (рис. 3).

Рис. 3. Режим изучения теоретического материала

Созданный мультимедийный продукт представлен в двух вариантах. On-Line - для открытого доступа через глобальную сеть Internet; Off-Line - для локальной сети.

Версия Off-Line создана на языке Delphi 7.0 с использованием библиотеки объектных типов для программирования в среде Delphi (KOL). Основной целью KOL является уменьшение размера исполняемого файла (GUI, Win32) в 5-10 раз по сравнению с результатами использования библиотеки VCL. Приложение является универсальным, так как существует возможность внесения изменений в оболочку без непосредственного редактирования кода программы. Оболочка может быть использована для интеграции мультимедийных материалов по другим дисциплинам.

Версия On-Line создана в Macromedia Flash и имеет минимальный размер, что является одним из преимуществ использования данных материалов в сети. Практическая значимость работы заключается в возможности использования созданных материалов для самостоятельного изучения сборки и модернизации компьютера.

Литература:

1.                  Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих программ. – М.:  "Филинъ", 2003. - 616 с.

2.                  Бройдо В.Л., Ильина О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 718 с.

Основные термины (генерируются автоматически): KOL, SWF, системный блок, ATI, EXE, GUI, VCL, логическое ударение, процесс обучения, установка процессора.


Похожие статьи

Внедрение кейс-технологии в систему преподавания филологических дисциплин в высшей школе

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Внедрение современных методов автоматизированного тезауруса в учебно-информационный процесс

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Внедрение в практику преподавания элементов проблемного и программированного обучения

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Похожие статьи

Внедрение кейс-технологии в систему преподавания филологических дисциплин в высшей школе

Интеграция электронных дидактических средств в систему иноязычной подготовки студентов юридического факультета

Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии

Внедрение дистанционного обучения в образовательный процесс

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Внедрение современных методов автоматизированного тезауруса в учебно-информационный процесс

Развитие творческих способностей дошкольников через организацию интегрированных музыкальных занятий

Внедрение в практику преподавания элементов проблемного и программированного обучения

Внедрение новых педагогических технологий на уроках химии как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Задать вопрос