Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 22.09.2018

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Настенко, Г. Я. Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы) / Г. Я. Настенко, Т. М. Квитко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3569/ (дата обращения: 16.12.2024).



Духовно-нравственное воспитание — это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В настоящее время перед обществом остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. А особенно в дошкольном возрасте, потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого воспитания дети начинают действовать не потому, что хотят заслужить одобрение взрослого, а потому, что считают необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Много лет мы работаем в группе компенсирующей направленности с задержкой речевого развития. Дети в группу приходят разные. Многие из них застенчивые, малоактивные, часто конфликтующие, не умеющие играть вместе, дружить. У них нет сплоченного коллектива, каждый играет сам или просто наблюдает за другими. Как же помочь детям преодолеть трудности в общение, в игре? Мы решили применить в своей работе инновационную технологию и использовать интерактивный метод обучения. Это интерактивный метод обучения, в основе которого лежит имитация реального процесса, соответствующего содержанию обучения. Детям предлагается «случай из жизни», содержащий проблему, для анализа и предложения своих решений. Для того чтобы заинтересовать детей, все ситуации мы связывали со сказочными персонажами или брали ситуации из жизни.

Чтобы начать работать по кейс — технологии мы подобрали соответствующий материал и оформили чемоданчики. В чемоданы мы положили разные виды театров, иллюстрации и фото ситуаций по сказкам, раскраски для совместного раскрашивания, пазлы, лабиринты, собери картинку, загадки, книжки — малышки, дорожные знаки, мелкие машинки и многое другое.

Для начала работа проводилась в парах, затем в микрогруппах. И только когда дети начали сближаться друг с другом, играли всем коллективом. Для работы в парах мы подбирала детей схожими интересами, и просили их помочь справится с заданием. Например: герои сказок заблудились, нужно им помочь. Дети проходили лабиринты и помогали герою попасть в свою сказку. Когда дети выполняли это задания, они общались друг с другом, договаривались. А затем мы стала замечать, что и в группе они тоже играют вместе. Затем мы переходили к более сложным заданиям. Например: после знакомство со сказкой «Два жадных медвежонка» детям была предложена ситуация разыграть эту сказку с помощью пальчикового театра, но в этой сказки не будет сказочного персонажа лисы. Как поступят медвежата? Данную ситуацию дети решали по — разному, одни предлагали просто разломать сыр на много кусочков, другие измерять размер палочкой и т. д. Абсолютно все дети забыли о том, что медвежата были жадными. Поэтому конец у нашей сказки был другой. После разбора ситуации из сказки, детям была предложена картинка, где все дети играют, а одна девочка забрала все игрушки, и почему-то стоит грустная. После разбора этой ситуации, дети осознают, что веселее играть всем вместе, не жадничать. То есть такое качество как жадность было разобрано с помощью сюжета сказки. Дети сами подошли к выводу, что жадным быть плохо. Таким образом, если у нас возникает такая ситуация в группе, дети называют жадину медвежонком, а он в свою очередь осознав изменяется.

А после прочтения сказки «Волк и семеро козлят» дети сделали вывод, что незнакомым открывать дверь нельзя, это опасно. И когда детям были предложены ситуации по безопасности, дети без особого труда с ними справились.

Абсолютно в каждой сказки есть такое качество, которое нужно изменить или воспитать в ребенке, помочь ему с помощью сказочных героев пройти трудности, выбрать безопасный путь. Поэтому взяв за основу программу И. П. Макеевой «Воспитание сказкой» мы разработали по ним различные ситуации. Например, сказка «Репка» научила нас откликнуться на просьбу, принимать помощь от других, делать дело вместе, дружно, слаженно. Поэтому, когда мы просим помочь на прогулке убрать осенние листья, на помощь к нам приходят все дети. А вот ситуации по сказке «Теремок» воспитали у детей гостеприимство, доброжелательность, дружелюбие. Это стало заметно, когда дети играют в сюжетно — ролевые игры, приходят к друг другу в гости или просто общаются. После прочтения сказки «Колобок» и разобрав ситуацию по безопасности, дети усвоили правило, что нельзя уходить из дома и гулять одному, без взрослых. Мы обратили внимание на то, что встречались колобку и хорошие звери... жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе.

А после прочтение сказки «Красная Шапочка» дети не только разобрали ситуацию, что нужно помогать взрослым, заботится о старших, но и нашли ошибки, какие допустила девочка. Она остановилась для разговора с посторонним и незнакомым волком, рассказала, куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом. Дети усвоили еще один урок по безопасности, благодаря сказочному персонажу. И теперь, при разборе ситуаций из жизни, дети твердо отвечают, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, называть свой домашний адрес и говорить, кто есть у вас дома. А вот при разборе ситуации встречи Буратино с котом Базилио дети сделали для себя вывод, что нельзя доверять и верить незнакомцам. Всегда нужно спрашивать совета у родителей. Родители — взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки…

Мы заметили, что наши дети стали меняться. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в духовно-нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой — хороший» и «грустный — веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно. Дети научились находить выход из сложных ситуаций, применять свои знания, распознавать опасности и преодолевать их.

Формируя нравственные представления у детей в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества, нравственную чистоту.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ситуация, сказка, прочтение сказки, интерактивный метод обучения, ребенок стали.

Похожие статьи

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

Похожие статьи

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Использование социально-педагогических технологий в формировании семейных ценностей у детей-сирот

Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей раннего возраста (из опыта работы)

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Развитие иноязычных коммуникативных умений школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (на примере блог-технологии)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

Задать вопрос