Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов
Автор: Жандарова Лариса Алексеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2011)
Статья просмотрена: 796 раз
Библиографическое описание:
Жандарова, Л. А. Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы обучения при подготовке логопедов / Л. А. Жандарова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 2. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/461/ (дата обращения: 16.12.2024).
В условиях жесткой конкурентности в современном обществе все большее значение придается качеству любой продукции, в том числе и качеству образовательных услуг, направленных на подготовку профессионально компетентного специалиста, востребованного на рынке труда.
Качество образования является ключевой целью Болонского процесса – интеграционного движения 29 европейских государств, министры которых 19 июля 1999 года подписали знаменитую Болонскую декларацию, отразившую тенденции развития современного образования в Европе. Причинами столь пристального внимания к качеству образования являются и расширенный доступ к высшему образованию, и переход правительств многих стран в образовательной политике на рыночные рельсы, и, как результат глобализации, необходимость подготовки профессионально компетентного профессионала для мирового рынка труда.
Профессиональная компетентность обычно понимается, как способность самостоятельно, ответственно и качественно выполнять определенные трудовые функции (1). Психологи полагают, что профессиональная компетентность – это комплексное образование, состоящее из четырех компонентов: специальной, социальной, личностной и индивидуальной компетентности(2). Под специальной понимается владение умениями и навыками собственно профессиональной деятельности; социальной – владение умениями и навыками взаимодействия в профессиональном сообществе; личностной – владение приемами личностного саморазвития; индивидуальной – способность отбирать и реализовывать способы и приемы самореализации в зависимости от собственных индивидуальных особенностей.
С 2006 года в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете разработана и действует внутривузовская система менеджмента качества (СМК) образования, которая призвана содействовать решению основных целей и задач, поставленных в Программе развития ТГГПУ. Одной из таких задач является повышение конкурентоспособности выпускника ТГГПУ на рынке образовательных услуг за счет обеспечения будущего педагога как профессионала и как духовно богатой и нравственной личности, способной к самообразованию и саморазвитию (3).
С этой целью в ТГГПУ ведется работа по внедрению в учебный процесс бально-рейтинговой системы оценки качества подготовки высококвалифицированных кадров с использованием модульной инновационной образовательной технологии обучения, так называемая БРС (4).
Дисциплины учебного плана делятся преподавателем на необходимое количество модулей в соответствии сего профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, сформулированными для всех учебных занятий. Для этого необходима глубокая методическая проработка структуры и содержания дисциплины, обеспечивающая наиболее полное выполнение требований ГОС, учебного плана и программы дисциплины. Количество часов отведенное на дисциплину также распределяется по модулям, в соответствии с чем рассчитываются и оценочные баллы каждого модуля. Предварительно из стобальной шкалы вычитаются 30 баллов экзаменационных и 20 баллов зачетных. Оставшиеся распределяются согласно расчасовке модулей.
Баллы за текущую работу студенты набирают в ходе работ, в перечень которых могут включаться устные и письменные опросы в ходе аудиторных занятий, как то: ответы на семинарах, участие в коллоквиумах, выполнение практических и лабораторных заданий, результаты устного, письменного и электронного тестирования, защита рефератов, курсовых работ и другие контрольные мероприятия. Для всех заданий разрабатываются критерии оценки или «стоимость» в баллах.
Каждый учебный модуль завершается определенной преподавателем формой контроля для бально-рейтинговой оценки усвоения студентом учебного материала. Модуль считается усвоенным, если студент набрал половину максимально возможных. Результаты заносятся в ведомость и по электронной системе передаются в центр менеджмента качества образования.
Таким образом, функции преподавателя смещаются с информационных на координационные и информационно-консультативные. У студента повышается возможность изучать дисциплины с различной степенью глубины путем самостоятельного поиска новой информации, значительно превышающей объем лекционного материала»(4). «В результате использования БРС учебная работа студента становится более систематической, что согласуется с его дальнейшей профессиональной деятельностью, поскольку подавляющее большинство профессий и, в особенности, труд учителя не требуют так называемой авральной работы. Студент учится планировать свою деятельность для достижения наилучшего результата.
В институте регулярно проводится мониторинг результатов внедрения БРС. Так, в первом семестре 2009-2010 учебного года проводилось анкетирование 114 преподавателей 216 студентов. Результаты анкетирования показали, что 50% преподавателей и 60% студентов отмечают положительное влияние БРС на качество образования. 80% преподавателей и 60% студентов считают 100 бальную шкалу более объективной по сравнению с традиционной 4-х бальной. Большинство преподавателей полагают, что с внедрением БРС улучшилась посещаемость занятий и успеваемость. На вопрос улучшает ли модульное обучение освоение дисциплины, положительно ответили половина студентов и преподавателей, большинство остальных затруднялось ответить.
Как показал мой личный опыт преподавания с 2007 – по 2011 годы базовых дисциплин «Анатомия, физиология, патология органов речи, слуха и зрения» и «Невропатология», использование БРС мобилизует учащихся на более активное изучение, повышает мотивацию, предполагает использовать на занятиях разнообразные методические приемы: коллоквиумы, защиту рефератов, выполнение анатомических схем и т.д. В качестве контроля знаний используются разнообразные тесты, коллективные задания, терминологические диктанты.
Специфическим для данных дисциплин было выполнение анатомических схем, из которых составлялись личные мини атласы. Эти атласы становились личным пособием для изучения других дисциплин. Слепые анатомические схемы использовались и для оценки результатов изучения модуля. Анатомия и неврология предполагает запоминание большого количества специальных терминов. Для контроля их запоминания использовались терминологические диктанты и разгадывание кроссвордов. В ходе выступлений на семинарах студенты использовали электронную доску для анатомических иллюстраций, отдельные выступления готовились в виде презентаций с использованием схем. С целью развития социальной компетентности использовались коллективные виды работ, индивидуальной – предоставлялась возможность выбора, а личностной – приветствовались творческие новации в освоении дисциплины.
Для оценки эффективности БРС при подготовке логопедов на кафедре специальной психологии и коррекционной педагогики было проведено анкетирование преподавателей и студентов, которые два -три учебных года используют БРС.
100% преподавателей и студентов отметили влияние модульной технологии обучения на посещаемость занятий. Бальная оценка текущей работы и неоднократных промежуточных аттестаций, необходимая для допуска к итоговой аттестации, побуждает студентов реже пропускать занятия.
70% преподавателей считают, что БРС способствует повышению качества усвоения, как теоретических знаний, так и умений, а значит и специальной компетентности обучаемых. С ними соглашаются только 50% студентов. Многие студенты затрудняются ответить на этот вопрос, что, скорее всего, связано с отсутствием возможности у них сравнивать качество знаний при обычной системе обучения и при использовании БРС по той или иной дисциплине, т.к. БРС вводилась поэтапно с 1-ого по 4-ий курс.
По мнению всех преподавателей кафедры, умение самостоятельно работать гораздо выше при использовании БРС, чем при обычной системе обучения, что может свидетельствовать о высоком уровне личностной компетентности. 45% студентов также считают, что благодаря БРС они работают самостоятельнее.
Преподаватели указали, что используют для оценки работы в баллах различные задания: терминологические диктанты, задачи, рисунки, макеты артикуляционных органов, сравнительные таблицы, практические задания, контрольные работы. Вид того или иного задания зависит от дисциплины, является ли курс теоретическим или практическим. Все преподаватели для промежуточной аттестации используют тесты и контрольные работы. Причем, не все преподаватели оценивают качество ответа на каждый вопрос теста, что могло бы способствовать оценке качества усвоения отдельных вопросов. При опросе студентов выяснилось, что большинство студентов предпочитают тестовый контроль (80%), 12% охотнее выполняли бы практические задания или отвечали бы на семинарах. Двое студентов считают, что контроль не нужен, достаточно учета посещаемости. Несмотря на простоту и практичность тестового контроля в последнее время он все чаще и чаще подвергается критике. При тестировании успех зависит не только от реального уровня знаний, но и в достаточно большой степени от везения (так не редко бывает и в профессиональной деятельности). Поэтому тестирование не должно становиться единственной, хоть и излюбленной формой контроля знаний.
По мнению большинства преподавателей (70%) при использовании БРС повышается интерес к изучаемой дисциплине и улучшается освоение дисциплины от модуля к модулю (85%).Ответы студентов не столь оптимистичны. Положительно среди студентов на эти вопросы ответили 50% и 65% опрошенных. Студенты отмечали зависимость положительной оценки БРС от вида дисциплины, что само по себе должно стимулировать преподавателей в поисках более эффективного использования БРС.
Также большая часть преподавателей считает, что студенты имеют возможность выбирать задания в соответствии со своими индивидуальными особенностями и используют взаимопомощь в процессе подготовки, в чем, возможно, реализуются социальный и индивидуальный аспект подготовки компетентностного специалиста, но, как отмечают студенты, это не всегда реализуется на практике. И здесь есть над чем работать преподавателям.
Таким образом, преподаватели кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики, как активные участники процесса образования, вполне удовлетворительно оценивают использование БРС при подготовке компетентностного специалиста. В дальнейшем необходимо, чтобы и студенты, как объект образовательного процесса и основной потребитель, так же ощущали его положительное влияние. Для этого необходимо всем преподавателям использовать разнообразные приемы промежуточной аттестации, создавать условия для индивидуального выбора заданий и выполнения работы в группе. Интерес к изучаемой дисциплине должен расти по мере освоения дисциплины, становясь ведущим мотивационным стимулом по сравнению со страхом быть не допущенным на экзамен и лишиться стипендии.
БРС позволяет более тесно связать все структуры вуза для достижения высокого результата при подготовке выпускников, т. к. позволяет выявить проблемы в организации учебной работы студентов. Одним из инструментов управления качеством на основе БРС является контрольное сравнение, которое позволяет выявить лидеров и на основе изучения и распространения их опыта совершенствовать собственные процессы (за рубежом он называется бенчмаркингом). По итогам аттестаций составляется рейтинг студентов, преподавателей, кафедр и факультетов. БРС позволяет выявить лидеров в своей среде – преподавателей, кураторов, заведующих кафедрами, чей опыт станет основой совершенствования для других. Именно поэтому БРС требует командной работы, работы сообща и совместного решения проблемы для достижения общих целей.
С введением БРС учебный процесс становится более открытым и прослеживаемым, что позволяет своевременно вмешиваться в процесс для достижения наилучших результатов. БРС является интегральным показателем деятельности вуза, поскольку высокий рейтинг студента отражает не только его личные достижения, но и условия в которых протекает учебный процесс, например, уровень учебно-методического обеспечения, качественный состав преподавательско-педагогического состава
Литература:
1. Психология популярных профессии/Под ред.Л.А.Головей – СПб.:Речь, 2003. – 256с.
2. ГригоровичЛ.А. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 192с.
3. Менежмент качества образования в ТГГПУ: Проблемы и перспективы: сборник научно-методических и нормативно-правовых материалов. Серия «Обеспечение качества высшего образования»/ Под ред. Доктора наук, профессора З.Г. Нигматова. – Казань: ТГГПУ, 2006.- 81с.
4. Инновационные технологии обеспечения качества образовательной деятельности ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»: Научно-методические материалы/ К.И.Насибуллов, М.Р.Садеков, И.И.Хафизов идр./ Под ред. Доктора педагогических наук, профессора Нигматова З.Г. – Казань: ТГГПУ,2006. -99с.