О проведении текущего контроля успеваемости курсантов с применением современных вычислительных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 914 раз

Библиографическое описание:

Ланчук, И. А. О проведении текущего контроля успеваемости курсантов с применением современных вычислительных средств / И. А. Ланчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 211-215. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3651/ (дата обращения: 22.12.2024).

В связи с модернизацией российского образования происходят изменения требований к качеству образования и системе её оценки. Бально-рейтинговая система (БРС) одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг.

Целью работы было получение адекватной и объективной методики оценки качества и эффективности обучения курсантов военно-морского института с применением современных вычислительных средств и программных продуктов. По итогам работы, и анализа новейших тенденций развития образовательного процесса возникла идея внести в программу коррективы с целью ее функционирования по стандартам БРС.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Анализ содержания БРС

  2. Рассмотрение возможности преобразования программы по критериям соответствия БРС

Балльно-рейтинговая система является элементом управления учебным процессом и предназначена для регулярного оценивания качества его результатов. Система обеспечивает:

- упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения на основе развития накопленного опыта в Военно-морской академии и в образовательных филиалах;

- формализацию процесса оценивания с целью структурирования, планирования, и реализации непрерывного контроля результатов обучения;

- формирование у слушателей (курсантов) мотивации к систематической работе, как аудиторной, так и самостоятельной;

- развитие у слушателей (курсантов) способностей к самооценке как средству саморазвития и самоконтроля;

- стимулирование слушателей (курсантов) к освоению образовательных программ на базе объективности и глубокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;

- повышение состязательности в учебе для активизации личностного фактора на основе ранжирования посредством оценки реального места, занимаемого слушателем (курсантом) среди сокурсников в соответствии со своими результатами;

- рейтингование слушателей (курсантов) по степени формирования компетенций, включающих, как учебные результаты (знания, умения, навыки), так и личностные качества (дисциплина, ответственность, инициатива и др.);

- получение, накапливание и представление всем заинтересованным лицам, информации об учебных достижениях слушателя (курсанта) за любой промежуток времени и на текущий момент;

- корректуру преподавателям учебно-методических материалов учебных дисциплин.

Индивидуальный рейтинг учебных достижений слушателя (курсанта) складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг слушателя (курсанта) определяется по сумме определенным образом взвешенных баллов, набранных в ходе освоения всех учебных дисциплин, в том числе и практик (учебных, производственных), предусмотренных учебным планом на протяжении всего семестра. Индивидуальный рейтинг по дисциплине определяется по сумме баллов, набранных слушателем (курсантом) в ходе контроля освоения дисциплины (ее модулей) или практики на протяжении одного или более семестров, в соответствии с программой дисциплины.

Основными видами контроля уровня учебных достижений слушателей (курсантов) (знаний, умений и навыков) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине в течение семестра являются:

- текущий контроль;

- рубежный контроль;

- промежуточная аттестация (сессия) по дисциплине;

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемое «отслеживание» за уровнем усвоения знаний, формированием навыков и умений и развитием личностных качеств слушателя (курсанта) за фиксируемый период времени.

Формами текущего контроля могут быть:

- тестирование (письменное или компьютерное);

- контрольные работы;

- летучки (оперативные и тактические);

- индивидуальные задания, рефераты, доклады, сообщения, в том числе в ходе проведения военных учебных задач;

- выполнение курсовых работ (разделов дипломной работы или задачи), отчета по научно-исследовательской работе слушателя (курсанта) (работа во ВНОС, ВНОК);

- дискуссии, тренинги, круглые столы;

- различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

- собеседование;

- отчетность по лабораторным работам, практическим занятиям, групповым занятиям и упражнениям.

Рубежный контроль осуществляется по завершении учебного модуля в часы, определяемые расписанием занятий в соответствии с формой контроля. Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения слушателем (курсантом) модуля в целом и возможного добора баллов, планируемых в ходе текущего контроля. В течение семестра проводится два рубежных контроля.

В качестве форм рубежного контроля учебного модуля можно использовать:

- тестирование (в том числе компьютерное);

- собеседование;

- зачет без оценки;

- прием индивидуальных заданий, рефератов и отчетов по лабораторным работам, НИРС (К), военным учебным задачам.

Возможны и другие формы рубежного контроля результатов обучения.

Промежуточная аттестация по дисциплине (сессия) – это форма контроля, проводимая по завершению изучения дисциплины в семестре. Промежуточная аттестация проводится по дисциплинам, имеющим сильную межмодульную зависимость результатов обучения и требующим определения результатов освоения дисциплины в целом. В промежуточную аттестациюпо дисциплине могут включаться следующие формы:

- экзамен;

- зачет (зачет с оценкой);

- защита курсовой работы (проекта, задачи).

Максимальная сумма баллов, которую слушатель (курсант) может набрать за семестр по каждой дисциплине, составляет 100 баллов. По дисциплинам без промежуточной аттестации, указанные выше 100 баллов, отводятся на текущий и рубежный контроль. По дисциплина с промежуточной аттестацией на текущий и рубежный контроль отводится 80 баллов, на промежуточную аттестацию – 20 баллов. Минимальная (пороговая) сумма баллов, которая позволяет зачесть слушателю (курсанту) освоение дисциплины на удовлетворительном уровне, составляет 60 баллов. Минимальная (пороговая) сумма баллов для дисциплин с промежуточной аттестацией на текущий и рубежный контроль отводится 48 баллов и 12 баллов, которые необходимо набрать в сессию. Максимальное число баллов, которое слушатель (курсант) может набрать по дисциплине в период промежуточной аттестации, составляет 20 баллов, а минимальное – 12 баллов.

Слушатели (курсанты) могут получить до 20-ти дополнительных баллов за семестр по каждой дисциплине.

Дополнительные баллы начисляются слушателям (курсантам) набравшим минимальную (пороговую) сумму баллов (для дисциплин с промежуточной аттестацией – 48 баллов; для дисциплин без промежуточной аттестации – 60 баллов).

Учет дополнительных баллов производится ведущим преподаватель по дисциплине в журнале учета учебных занятий перед проведением промежуточной аттестации;

Балльно-рейтинговая система предоставляет возможность ритмично занимающимся слушателям (курсантам), набравшим необходимое число баллов по дисциплине на «отлично» по шкале перерасчета баллов в оценку (приложение 1), решением начальника кафедры по представлению преподавателя, получить оценку (отлично) без сдачи зачета (экзамена).

Пересчет полученной суммы баллов по дисциплине за семестр в оценку производится по следующей шкале, сопоставимой с оценками ECTS:

- «отлично», (А), если сумма баллов находится в пределах от 91 до 100 баллов включительно;

- «хорошо», (В – очень хорошо), если сумма баллов находится в пределах от 84 до 90 баллов включительно;

- «хорошо» , (С – хорошо), если сумма баллов находится в пределах от 75 до 83 баллов включительно;

- «удовлетворительно», (D), если сумма баллов находится в пределах от 68 до 74 баллов включительно;

- «удовлетворительно», (Е – посредственно), если сумма баллов находится в пределах от 60 до 67 баллов включительно;

- «неудовлетворительно», (F), если сумма баллов меньше 60 баллов;

- «зачтено» (при недифференцированной оценке), если сумма баллов равна или больше 60 баллов.

С учетом вышесказанного и согласно требованиям БРС внедрение разработанного алгоритма в учебный план предлагается следующим образом:

Преподаватель в начале каждого лекционного занятия проводит краткий тест, состоящий из пяти ключевых вопросов предыдущей лекции. Ответы курсантов вносятся в рабочее поле программы, представленное на рисунке 1.

Предусмотрен стандартный интерфейс операционной системы с оконным отображением информации. Ввод данных осуществляется с помощью клавиатуры и мыши в соответствующие ячейки. Вывод результатов производится автоматически на монитор компьютера. Поддерживаемые операционные системы – Windows XP, Vista 7 посредством пакета Microsoft Office. Работа с алгоритмом в среде Linux, осуществляется посредством приложения Open Office, имеющегося в свободном доступе. Основными функциями алгоритма являются:

- ручное занесение данных в ячейки таблицы, данными являются варианты ответов курсантов на тестовые задания и баллы за работы в нетестовой форме;

- определение оценки с помощью процедур чтения данных из ячейки по адресу, сравнения считанных данных с условием, переход по результату сравнения к следующей процедуре, передача результата по окончании работы алгоритма в ячейку результата оценки;

- выведение результата, реализованное путем чтения данных из ячейки по указанному адресу.

По установленному алгоритму ответы сравниваются с истинными; правильный ответ дает 1 балл. Максимальное количество баллов за тестирование – 5. В семестре, включающем в себя 10 лекционных занятий, максимальное количество баллов за текущий контроль такого вида составляет 50, что соответствует рекомендованному уровню.

Рисунок 1. Рабочее поле (К1-К20 – условные обозначения фамилий курсантов.)

Со временем в процессе увеличения количества написанных курсантами тестов в программе накапливается информация об успеваемости обучающихся. Информация о текущем контроле дополняется рубежными тестированиями по логично разделенным блокам в дисциплине. В течение семестра БРС предусмотрены 2 рубежных контроля также в тестовой форме большего объема. Результаты тестирований аналогичным образом обрабатываются и регистрируются. Количество баллов для каждого рубежного тестирования 10. Максимальное количество баллов для контроля в тестовой форме составляет 50.

К завершению семестра в программе накапливается информация об успешности прохождения курсантом курса, выражаемая в количестве баллов и выводимая автоматически в определенных ячейках (Рисунок 2). В конце семестра курсант оценивает свою успеваемость по текущему рейтингу, устанавливает степень своего соответствия требованиям к успеваемости. Вся работа курсанта в течение семестра оценивается, исходя из максимума в 100 баллов.

.

Рисунок 2. Сводная таблица успеваемости. Курсант К5 – пример получения всех возможных баллов в семестре.

Требования к успеваемости в данном варианте программы достаточно лояльны и предусматривают некоторый «запас» баллов. Это дает курсанту больше возможностей достигнуть необходимого уровня успеваемости. Главным образом, это достигается за счет работы на устных опросах. Далее по многоступенчатому условному переходу определяется соответствующая оценка учебной деятельности курсанта (Рисунок 3):

Группа 24













Рисунок 3. Схема условного перехода.


Сравнивая значения ячейки, содержащей количество ошибок курсантов с оценочной шкалой, программа выдает преподавателю рекомендацию по оценке знаний курсанта. Шкала оценки представляет собой набор условных переходов, каждый из которых соответствует определенной рекомендации в отношении оценки. Пример оценочной шкалы:

Если A1 >90, то рекомендуемая оценка «5»;

Если A1 более 74 и менее 91, то рекомендуемая оценка 4;

Если A1 более 60 и менее 75, то рекомендуемая оценка 3;

Иначе – оценка 2,

где А1 – адрес ячейки с количеством набранных за семестр баллов конкретного курсанта.

Аналогичным образом количество баллов, набранных слушателем (курсантом) преобразуется в оценку по ECTS по следующей шкале:


Менее 60 баллов

F

От 60 до 67 вкл.

E

От 68 до 74 вкл.

D

От 75 до 83 вкл.

C

От 84 до 90 вкл.

В

От 91 до 100 вкл.

A



Автоматизация учебного процесса, особенно трудоемкой процедуры проверки усвоенных знаний позволит преподавателю рациональнее планировать свое рабочее время, оставляя резерв на более тщательную подготовку к лекциям. Введение тестирования длительностью 10-15 минут по предыдущей теме в начале каждого занятия с последующей компьютерной обработкой, сэкономит значительное количество времени. Вместе с результатами итогового тестирования и выводом результатов в удобной визуальной форме даст ясную картину усвоения материала группой и укажет на темы, нуждающиеся в дополнительной подготовке.

Архитектура программной реализации позволяет, в случае необходимости объединить отдельные модули по дисциплинам, что даст возможность оценивать общую подготовку курсанта по всем дисциплинам, удовлетворяющим требованию отсутствия открытых ответов. Более подробное описание выходит за рамки данной статьи.

Литература:
  1. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей (курсантов) ВУНЦ ВМФ «ВМА» (бально-рейтинговой системе оценивания результатов модульного обучения). СПб ВМИ. 2010.

  2. Положение о бально-рейтинговой системе контроля успеваемости студентов. [Электронный ресурс]/Нормативные документы учебного процесса. - Уральский институт экономики.

  3. Психология и педагогика высшей военной школы / Под ред. А. В. Барабанщикова. – М., 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): балл, промежуточная аттестация, сумма баллов, дисциплина, курсант, рубежный контроль, текущий контроль, ECTS, оценка, течение семестра.


Похожие статьи

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий

Повышение качества образовательного процесса по высшей математике с использованием современных интерактивных пособий

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Ключевые квалификации формируемых учащихся колледжей с учетом современных требований

Условия эффективного управления взаимодействием специалистов научно-методического центра

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный процесс военных институтов

Обучение стереометрии студентов ССУЗов с использованием новых информационных технологий

Похожие статьи

О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей

Организация проектных домашних заданий учащихся по математике с использованием средств информационных технологий

Повышение качества образовательного процесса по высшей математике с использованием современных интерактивных пособий

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Ключевые квалификации формируемых учащихся колледжей с учетом современных требований

Условия эффективного управления взаимодействием специалистов научно-методического центра

Внедрение автоматических обучающих систем в учебный процесс военных институтов

Обучение стереометрии студентов ССУЗов с использованием новых информационных технологий

Задать вопрос