Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 03.05.2016

Статья просмотрена: 3901 раз

Библиографическое описание:

Бородич, С. А. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов в вузе: проблемы и перспективы / С. А. Бородич, А. Н. Тепляковская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10443/ (дата обращения: 19.12.2024).



Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Это привело к тому, что в настоящее время во многих учебных заведениях не только России, но и Республики Беларусь активно внедряется балльно-рейтинговая система оценки результатов обучения студентов.

Примечательно то, что положения о рейтинговой системе оценки знаний студентов в разных учебных заведениях в рамках одной страны имеют некоторые особенности, как в России, так и в Беларуси. Соотношения между оценками в баллах и их буквенными и числовыми эквивалентами являются существенной особенностью рейтингового регламента конкретного университета. Например, балльно-рейтинговая система оценки в Беларуси практикуется только на дневном отделении. А при оценивании знаний обучающихся в ходе текущего контроля знаний преимущественно применяется десятибалльная система оценивания. По решению преподавателя может применяться любая другая система оценок [2]. В то время как в большинстве Российских ВУЗов БРС применяется как на дневной форме обучения, так и на заочной, причём максимальное количество баллов по дисциплине составляет 100 баллов. Из них: промежуточная аттестация (зачёт или экзамен)-40 баллов и остальные 60 баллов студент зарабатывает в семестре в ходе текущего и рубежного контроля. [4].

Отличается в обеих странах и порядок расчета успеваемости и итоговой оценки по дисциплине. Успеваемость студента Российского ВУЗа отражается в сумме баллов за текущий и рубежный контроль в семестре. А вот как выглядит формула по которой рассчитывается балл успеваемости на практических занятиях в БГЭУ, г. Минск:

http://www.bseu.by/russian/student/reyting2.gif

n — количество полученных студентом отметок;

Гпрi — отметка, полученная студентом на i-том практическом занятии;

mn — количество практических занятий, пропущенных без уважительной причины. [1]

По усмотрению кафедры в БГЭУ могут устанавливаться поощрительные и штрафные баллы. Вклад поощрительных и штрафных баллов в оценку текущего контроля может достигать 25 %. [2].

В положении о БРС в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова есть понятие «Кумулятивного (накопительного) рейтинга»накопленное значение суммарных рейтингов студента на момент последней сданной летней (зимней) экзаменационной сессии и «Совокупного академического рейтинга»кумулятивное значение рейтинга студента, рассчитываемое по итогам всех лет обучения после защиты выпускной квалификационной работы, в то время как в положении о БРС МЭСИ таких понятий не было.

Несомненно, предоставление возможности университетам иметь различные рейтинговые регламенты есть дань уважения их автономии и академическим свободам. Устанавливая рейтинговый регламент, университет реализует свое право самостоятельно выстраивать приоритеты системы стимулирования студентов к достижению наилучших результатов в обучении. Но у каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны различными причинами. Вот некоторые из них:

– изначально различные способности учащихся;

– неодинаковые условия обучения в школах;

– расхождение целей субъектов образовательного процесса.

Лишь опробовав на практике тот или иной рейтинговый вариант возможно оценить его достоинства и недостатки.

Подробное изучение и применение нами на практике балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов в Минском филиале РЭУ, выявило плюсы и некоторые минусы в её использовании. Положительным является то, что БРС:

– стимулирует повседневную систематическую работу студентов;

– снижает роль случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;

– повышает состязательность студентов в учебе;

– оценивает реальное место, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;

– создает объективные критерии при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т. д.);

Но выявились и некоторые недостатки:

– преподаватели готовят большое количество материала по подготовке модульных и экзаменационных работ;

– при реализации балльно-рейтинговой системы он вынужден проверять дополнительные компенсирующие задания до тех пор, пока студент не накопит баллы для итоговой оценки «удовлетворительно»;

– сложно постоянно считать результаты;

– владение студентом дополнительным учебным материалом, не входящим в учебную программу, не оценивается;

– в погоне за баллами студенты практически требуют от преподавателя их начисление за каждый вид заданий, не проявляя интереса к выполнению тех заданий, баллы за которые не начисляются или незначительны по их мнению (особенно это проявляется в тех дисциплинах где необходимо выполнение огромного количества практических упражнений или задач (математика, иностранные языки и т. д.);

– сложность применения авторских методик в рамках шаблона БРС;

– многие преподаватели, особенно приверженцы традиционной школы, психологически не готовы принять новую систему и продолжают использовать её чисто формально, что вызывает недопонимание среди студентов её фундаментальных основ;

– БРС не учитывает психологическую характеристику личности студента, определение жизненной позиция каждого из них, не выявляются их потребности в достижении результатов, не определяется уровень тревожности и готовности учиться [5].

Неразрешимый для студента конфликт между требованиями образовательной среды и его психологическими возможностями приводит к хроническому отставанию в усвоении знаний тех студентов, которые психологически не выдерживают постоянный элемент соревновательности. Автоматически они попадают в статус “аутсайдера”, теряют интерес к обучению, пропускают занятия. Частично эта проблема была решена в МГОУ. В данном университете развернутая итоговая информация о балльно-рейтинговой оценке успеваемости студента является конфиденциальной. В целях информирования личных достижений студента деканаты могут использовать как проведение индивидуальных консультаций, так и размещение на информационных стендах деканатов списков с рейтинговыми показателями студентов без указания их Ф. И.О., а только с указанием № зачетных книжек. Примечательно то, что в этом ВУЗе баллы студенту начисляются и за уважительное отношение студента к преподавателю [3].

Нами был проведен опрос студентов 1 и 2 курсов дневного отделения по поводу их отношения к БРС, выявления положительных и отрицательных моментов в её использовании с их точки зрения. Большинство студентов положительно относятся к балльно-рейтинговой системе в ВУЗе. Среди положительных характеристик БРС были названы следующие:

– повышает мотивацию к обучению;

– даёт возможность прогнозировать результаты зачёта или экзамена;

– есть возможность сдать зачёт или экзамен “автоматом”.

Среди недостатков были следующие:

– недопонимание как работает БРС, так как у каждого преподавателя свои требования;

– необходимость постоянно работать, что вызывает психологическое напряжение;

– в случае болезни рейтинг автоматически падает.

Вывод из всех перечисленных недостатков может быть следующий:

Система имеет право на существование, но при чёткой организации определённых условий:

– Чтобы система работала необходимы контролирующие органы на уровне факультета или деканата которые будут отслеживать ведение журнала успеваемости на протяжении семестра каждым преподавателем и своевременном его заполнении, отвечать за информированность студентов и преподавателей о требованиях балльно-рейтинговой системы в ВУЗе, регулировать своевременные ликвидации задолженностей студентами, недопускать студентов имеющих академические задолженности к дальнейшему обучению.

– Рейтинговая модель оценивания не должна позиционироваться как система «автоматов», когда «даже тройку можно получить без экзамена». Иногда так называемая «погоня за баллами» ставит под вопрос истинные цели и задачи процесса обучения. В противовес этому обязательно наличие такого понятия как «недопуск» к зачёту или экзамену студентов, не набравших определённое количество баллов за работу в семестре, в положении о БРС.

Преподаватель должен получить возможность творчески проектировать рейтинговую систему в рамках общеуниверситетской модели, но учитывая особенности своей дисциплины. Таким образом, получится сохранить «целостность и логичность» образовательного процесса учитывая специфику конкретных учебных дисциплин и особенности авторской методики преподавания. [6]

По итогам реализации этой образовательной модели в предыдущем году должны вноситься изменения в положение об БРС на будущий год на основе обмена опытом.

Таким образом, балльно-рейтинговая система оценивания очень противоречива. Сложно назвать ту или иную её модель идеальной. К такой системе нужны новые подходы, как со стороны преподавателей, так и обучаемых. Нужно еще очень многое сделать, чтобы система начала функционировать в полном объёме.

Литература:

  1. Положение о рейтинговой системе оценки знаний, умений и навыков студентов в УО БГЭУ от 20.12.2014 2014 № 1136-А, п.2.10
  2. Положение о рейтинговой системе оценки знаний студентов по дисциплине в Белорусском государственном университете) № 382-ОД от 18.08.2015 г., П. 24.
  3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов МГОУ от 26 ноября 2012г., п.4
  4. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» от 30 июня 2015г., п.3.6.
  5. Г. М. Аматова, М. А. Аматов. Адаптация студентов вуза к балльно-ретинговой оценке успеваемости по математическим дисциплинам ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород, Россия — Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/7283/1/Amatova — Дата доступа: 12.04.2016
  6. М. В. Пономарев.10 мифов о балльно-рейтинговой системе. — Режим доступа: URL: http://refdb.ru/look/2241011-p3.html — Дата доступа: 6.04.2016
Основные термины (генерируются автоматически): балл, студент, балльно-рейтинговая система, Беларусь, Преподаватель, дневное отделение, итоговая оценка, образовательный процесс, рейтинговый регламент, рубежный контроль.

Похожие статьи

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации)

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза

Похожие статьи

Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Стратегия и тактика построения новых знаний в условиях «опережающего» обучения студентов (технологическая карта прогнозирования образовательной ситуации)

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Практика внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов ссуза

Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы

Модель интеграции ИТО в учебно-воспитательном процессе

Психолого-педагогические рекомендации по формированию межличностных отношений в учебно-воспитательном процессе вуза