Системы управления контентом и использование их функционала при обучении информационным технологиям студентов гуманитарных и экономических специальностей в высших учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 01.11.2014

Статья просмотрена: 1375 раз

Библиографическое описание:

Годочкин, Е. Ю. Системы управления контентом и использование их функционала при обучении информационным технологиям студентов гуманитарных и экономических специальностей в высших учебных заведениях / Е. Ю. Годочкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13423/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Введение

Современный этап развития персональных электронно-вычислительных машин позволяет создавать новые информационные технологии и использовать их в разнообразных сферах человеческой деятельности. Одной из таких сфер является система образования, в которой используется опыт различных классических информационных систем, связанных с бумажными носителями информации. Это обстоятельство привело к внедрению в систему образования разнообразных информационных технологий, в том числе информационно-обучающих систем. Подобные системы помогают обучающимся осваивать новый материал, а преподавателям — применять данные системы в процессе обучения и осуществлять контроль качества знаний обучающихся.

Профессиональная деятельность преподавателя информационных технологий в ВУЗЕ предполагает в процессе обучения применение разнообразных компьютерных технологий обучения, на пример: мультимедиа-технологии, обучающие и контролирующие программно-педагогические средства, интернет и другие. Информационные технологии способны существенно повысить компетентность будущих специалистов. Стоит отметить, что использование подобных информационных технологий в процессе обучения студентов должно быть непрерывным на всех стадиях обучения. На сегодняшний день существуют разнообразные компьютерные технологии, применяемые в образовании, среди которых можно выделить — системы управления контентом.

Системы управления контентом, и их классификация по признаку открытости программного кода.

В наше время снискали свою популярность системы управления контентом — CMS(ContentManagementSystem). Подобные системы предназначены для создания и управления web-проектами, а с помощью специальных модулей в дальнейшем расширять их функционал. Применение системы управления контентом при разработке web-проекта позволяет не работать над созданием кода разметки каждой страницы, программированием и интегрированием их графического оформления, а предоставляет графический интуитивно понятный интерфейс, достаточно выбрать готовый модуль, из ранее созданных и протестированных разработчиком.

Современные системы управления контентом, это не только удобный графический интерфейс для пользователя, но и эффективный инструмент для web-разработчика и администратора web-проекта. Благодаря таким системам, все реже возникает потребность в разработке web-проектов «с нуля» — администратору проекта достаточно выбрать, установить и настроить существующую систему, чтобы получить приемлемый результат профессионального уровня. Важной характеристикой большинства систем управления контентом является их открытый программный код для сторонних разработчиков.

Большинство пользователей, в том числе студенты и преподаватели высших учебных заведений, используют в своей работе и учебе такие продукты с открытым кодом как OpenOffice, Firefox, Linux. Эти программы и операционные системы распространяются бесплатно и с открытыми исходными кодами. Это означает, что любой желающий имеет право вносить изменения в код таких программ и даже распространять их в модифицированном виде. Главным преимуществом открытых продуктов является их доступность. Этот вид лицензирования программ позволяет не только свободно получать, но и быстро обновлять версии продуктов до актуальных, ведь новые версии выходят с завидной регулярностью, а исправление найденных ошибок не выливается в очередное ожидание «заплаток» или сервиспаков, как это обычно происходит с коммерческими решениями. В продукт с открытым кодом можно внести изменения с учетом своих собственных требований и тем самым получить максимальный результат.

Наиболее используемые и известные системы управления контентом, это системы с открытым исходным кодом. Вот названия самых используемых: Joomla, WordPress, DataLife Engine, Drupal, uCoz, E107, PHPNuke, 2z project, CMS Made Simple, Typo3, eZ Publish, Open SLAED, MODx, LiveStreet, Next Generation CMS, InstantCMS и многие другие.

Системы управления контентом с закрытым кодом имеют ряд своих преимуществ. Производитель платной CMS заинтересован в притоке новых клиентов и продолжении сотрудничества со старыми. Поэтому системы постоянно обновляются и имеют высокий уровень службы поддержки и сопровождения. Коммерческие системы, как правило, создаются командой разработчиков, в которую помимо программиста входят архитектор, тестировщик, юзабилити проектировщик, документатор и другие. В общем случае это приводит к тому, что системой коммерческого плана удобнее пользоваться. Она более надежна в работе и оптимизирована по исходному коду. Такие системы лучше документированы. В 2014 году распространенными являются следующие CMS с закрытым исходным кодом: 1C-Битрикс, UMI.CMS, CMS Mentant, SBS «Web-Pro», ExpressionEngine, NetCat, HostCMS, AMIRO.CMS, PHPShop, ABO.CMS, CMS S.Builder, UralSoft.WEB, SiteEdit и другие.

Анализ наиболее распространенных бесплатных систем управления контентом.

Большинство систем управления контентом очень схожи по принципу реализации. Они написаны на языке PHP и используют в качестве хранилища базу данных MySQL. Основные отличия состоят в функциональный возможностях, интерфейсе и сфере применения той или иной CMS. Проанализируем три наиболее распространенные бесплатные системы управления контентом: Drupal, WordPress и Joomla.

Drupal — система управления контентом (CMS), написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища данных реляционную базу данных (поддерживаются MySQL, PostgreSQL и другие). Drupal является свободным программным обеспечением, защищённым лицензией GPL, и развивается усилиями энтузиастов со всего мира.

CMS Drupal может быть использована для построения самых различных типов сайтов. В базовой поставке возможности движка наиболее ориентированы на построение интернет-сообществ: новостных сайтов форумов, блогов и подобных вещей, когда основная задача — не потеряться в массе регулярно поступающих материалов, иметь возможность их структурировать и архивировать для легкого доступа в будущем. Функционал наращивается дополнительными модулями, которые можно до устанавливать по мере необходимости.

Наиболее важные функции, которые предоставляются в Drupal по умолчанию это: единая категоризация всех видов содержимого — от форумных сообщений до блогов и новостных статей; широкий набор свойств при построении рубрикаторов: плоские списки, иерархии, иерархии с общими предками, синонимы, родственные категории; вложенность категорий любой глубины; поиск по содержимому сайта, в том числе поиск по и пользователям; разграничение доступа пользователей к документам (ролевая модель); динамическое построение меню; поддержка XML-форматов (RDF, RSS); авторизация через OpenID; символьные осмысленные URL; переводы интерфейса сайта на разные языки, а также поддержка ведения разноязычного контента; возможность создания сайтов с пересекающимся содержимым (например общей базой пользователей или общими настройками); раздельные конфигурации сайта для различных виртуальных хостов (в том числе собственные наборы модулей и тем оформления для каждого под сайта); механизм для ограничения нагрузки на сайт (автоматическое отключение при высокой посещаемости части информационных блоков и модулей); уведомления о выходящих обновлениях модулей.

Drupal — отличная многофункциональная система, обладающая большими возможностями для расширения и персонализации. С её помощью можно создать как домашнюю страничку, так и новостную ленту. Данная система управления контентом полностью локализована и снабжена всеми необходимыми модулями: форумом (есть плагин, позволяющий импортировать базу phpBB), голосование, регистрация пользователей, поиск и т. д. Вокруг Drupal сформировалось большое сообщество, благодаря чему для этой CMS существует огромное количество плагинов и тем оформления.

WordPress — система управления контентом (CMS) с открытым исходным кодом, распространяемая под GNU GPL. Написана на PHP, в качестве базы данных использует MySQL. Сфера применения — от блогов до несложных web-ресурсов. Встроенная система тем оформления и плагинов вместе с удачной архитектурой позволяет создавать довольно интересные проекты.

WordPress чаще всего применяют для ведения блогов. К основным возможностям этой системы управления контентом относятся: возможность публикации с помощью сторонних программ и сервисов; простота установки и настройки; поддержка RSS, Atom, Trackback, Pingback; подключаемые модули и расширения с простой системой их взаимодействия с кодом; поддержка так называемых тем, позволяющих легко менять как внешний вид, так и способы вывода данных; большая гибкость тем и их высокая скорость загрузки; большой выбор расширений и стилей оформления; наличие человеко-понятного URL; наличие русских переводов.

Joomla — одна из самых распространенных и востребованных систем управления контентом. Она имеет ряд достоинств перед другими CMS. Joomla бесплатна, постоянно совершенствуется и обновляется, работает с различными расширениями и модулями, имеет более 9000 бесплатных и платных расширений. Система реализована по блочному принципу. У каждого созданного на Joomla web-ресурса существует своя шапка, левый и правый блоки, меню и т. д. Такое построение упрощает понимание системы и дает широкие возможности для ее изменения. Joomla позволяет создавать сайты любой сложности, имеет много платных и бесплатных шаблонов которые легко модифицируются. Имеет множество языков локализаций (в том числе и русский).

Joomla позволяет реализовывать разнообразные задачи. К ее основным возможностям можно отнести: создание неограниченного количества страниц сайта, разделение пользователей сайта по группам с разными правами доступа, экономное использование места на сервере за счет использования базы данных MySQL, работа на серверах под управлением различных операционных систем, предварительный просмотр перед окончательным размещением и т. д.

Drupal, WordPress и Joomla — одни из самых популярных бесплатных систем управления контентом. Каждая из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Пользователь решивший создать свой web-проект на одной из этих CMS, сначала должен решить какой сайт он хочет получить в результате. Если разработчик хочет ограничиться простым блогом, то для этого как нельзя лучше подойдет WordPress. Эта CMS легка в освоении и имеет самый «дружелюбный интерфейс», имеет множество тем и расширений, предназначенных именно для ведения блога. Если у разработчика web-проекта, куда большие планы, ему несомненно стоит присмотреться к более «крупным» и многофункциональным CMS, таким как Drupal или Joomla. Они чуть более сложны в освоении, но благодаря различным расширениям и модулям имеют гораздо большие возможности. Выбирая из двух вышеописанных бесплатных CMS, следует также брать в растет удобство использования, понятность интерфейса, частоту выхода обновлений и величину интернет сообществ, посвященных работе с данной системой управления контентом. По этим показателям Joomla выигрывает у Drupal. [8]

Заключение.

Выводы об интеграции с обучением и предпочтении использования систем управления контентом в учебном процессе Вузов можно делать на основе общих рейтингов использования CMS. По данным независимого рейтинга о системах управления контентом (CMS) за январь 2014 года, представленного компанией iTrack на официальном сайте, общая статистика наиболее популярных и часто используемых CMS выглядит следующим образом:

Всего было опрошено 4 935 560 доменов зоны RU. 57,1 % опрошенных доменов ответили в течение 30 секунд, а CMS обнаружена на 19,9 % доменов. Доля платных тиражных CMS составляет примерно 13,8 % от общей доли обнаруженных CMS, а доля узкоспециализированных* — 3,3 %.

В рейтинге принимают участие следующие CMS:

Платные тиражные CMS: 1С-Битрикс, ABO.CMS, Amiro.CMS, Atilekt.CMS, CMS Ruen, diafan.CMS, DJEM,HostCMS, ImageCMS, Jimdo, NetCat, Parallels SiteBuilder, RBC Contents, S.Builder, Simpla, SiteEdit,Twilight CMS, UMI.CMS.

Бесплатные CMS: CMS Made Simple, Danneo, DataLife Engine, Drupal, InstantCMS, Joomla, LiveStreet,MaxSite CMS, MODx, Textpattern, TYPO3, uCoz, uDiscuz!, WordPress.

Узкоспециализированные CMS*: AdVantShop.NET, InSales, Melbis Shop, OsCommerce, PHPShop,PHPShop Free, ShopCMS, VamShop, WebAsyst Shop-Script.

*В группу узкоспециализированных CMS включены системы, использующиеся исключительно для создания узкой категории сайтов: например, интернет-магазинов.

Общий рейтинг CMS

WordPress-32,81 %, Joomla-27,79 %, 1С-Битрикс-7,91 %, DataLife Engine-5,83 %, Drupal-5,27 %, uCoz-4,74 %, MODx-4,52 %, WebAsyst Shop-Script-1,97 %, NetCat-1,35 %, UMI.CMS-1,32 %, HostCMS-1,13 %, InstantCMS-0,69 %, VamShop-0,42 %, Amiro.CMS -0,38 %, Simpla-0,37 %, CMS Made Simple-0,36 %, Jimdo -0,33 %, ShopCMS-0,27 %, SiteEdit-0,25 %, diafan.CMS-0,24 %, TYPO3–0,22 %, Прочие-0,21 %. [9]

 

Литература:

 

1.         Кузнецов А. А., Григорьев С. Г., Гриншкун В. В., Левченко И. А., Заславская О. Ю. Информатика и ИКТ. 8 класс. — М.: Дрофа, 2010.

2.         Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Томск: ТМЛ-Пресс, 2008.

3.         Левченко И. В. Использование информационных технологий при изучении элементов математической логики в курсе информатики основной общеобразовательной школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — 2008. — № 2. — С.92–97.

4.         Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10–11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

5.         Колисниченко Д. Н. Joomla! Руководство пользователя. — М.: Диалектика, 2009.

6.         Вандюк Д. CMS Drupal: руководство по разработке системы управления сайтом. — М.: Вильямс, 2009.

7.         Мерсер Д. Drupal 6. Создание надежных и полнофункциональных веб-сайтов, блогов, форумов, порталов и сайтов-сообществ. — М.: Вильямс, 2009.

8.         В. С. Корнилов, В. И. Цыганов. Анализ систем управления контентом, используемых в системе образования–Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет.

9.         Рейтинг CMS // http://www.itrack.ru/research/cmsrate/monitor/26

Основные термины (генерируются автоматически): CMS, система управления, PHP, контент, система, GPL, бесплатная система управления, DJEM, GNU, открытый исходный код.


Похожие статьи

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Использование методов принятия решений в условиях неопределенности при разработке обучающих систем для студентов экономических специальностей вузов

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам

Использование интерактивных методов при изучении иностранных языков в неязыковом вузе

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Похожие статьи

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Использование методов принятия решений в условиях неопределенности при разработке обучающих систем для студентов экономических специальностей вузов

Применение компьютерных и программных средств обучения в процессе подготовки кадров по химико-технологическим специальностям

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений

Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам

Использование интерактивных методов при изучении иностранных языков в неязыковом вузе

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка для развития коммуникативных компетенций

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Задать вопрос