История формирования лекотеки в России как новой формы службы ранней помощи
Автор: Калинина Анастасия Вячеславовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 10.11.2014
Статья просмотрена: 1659 раз
Библиографическое описание:
Калинина, А. В. История формирования лекотеки в России как новой формы службы ранней помощи / А. В. Калинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6602/ (дата обращения: 16.01.2025).
Лекотека — в переводе со шведского звучит как «библиотека игр» является международной программой, в рамках которой применяются Вспомогательные Технологии, игрушки и экспертные оценки для работы с детьми с ОВЗ. Родиной лекотеки является Стокгольм, Швеция. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Затем данная концепция распространилась и на другие страны Скандинавии, Европы и всего остального мира. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году в Эванстоне, штате Иллинойс в 1980 году. Основателями американских лекотек стали Салли ДеВенцентис и Шарон Дразнин. Цель основателей лекотеки заключалась в том, чтобы при помощи игры смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры. Это общественная инициатива, поддерживаемая государством [11].
В России в 90-е годы 20 столетия демографическая ситуация в стране, социально-экономическое положение и состояние здоровья детей дошли до критически низких значений. По данным, изложенным в Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации в 1993 году», за период с 1987 по 1993 г. в России наблюдалось снижение рождаемости с 17,2 до 9,4 на 1000 населения [6]. Падение рождаемости сопровождалось увеличением уровня заболеваемости новорожденных (173,7 детей на 1000 родившихся живыми в 1991 г. по сравнению с 82,4 в 1980 г.) и уровня младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми, увеличилось до 19,9 в 1993 г).
Анализ статистических данных и системы обслуживания детей показывал: 1) острую необходимость разработки и осуществления особой программы, центром внимания которой были бы дети в возрасте до трех лет; 2) необходимость организации комплекса скоординированных социальных, педагогических, психологических, медицинских и других служб для младенцев из групп риска и их семей; 3) необходимость подготовки специалистов, изменение законодательства, поворот общественного мнения и профессионального мышления в сторону осознания приоритетов наиболее ранних этапов развития человека. Интенсивная работа в этом направлении привела к тому, что в 1992 г. в Санкт-Петербурге была официально принята к разработке и реализации городская социальная программа «Абилитация младенцев» [3]. Программа включала в себя: а) организацию скрининга младенцев; б) определение уровня функционального развития; в) создание в различных районах города служб нового типа для содействия развитию детей в возрасте от рождения до трех лет с отставанием или риском отставания в развитии.
В 1992 году в Санкт-Петербурге в рамках городской приоритетной социальной программы «Абилитация Младенцев» была организована первая в России русско-шведская лекотека. В результате работы междисциплинарной команды сотрудников лекотеки (неонатолог, профессионал в области развития движения, дошкольные преподаватели, психолог) на базе детского дошкольного учреждения была создана и успешно функционирует новая форма обслуживания младенцев и детей раннего возраста с отставанием или риском отставания — районная, семейноцентрированная, ориентированная на взаимодействие матери и младенца программа раннего вмешательства. В качестве моделей были приняты организация обслуживания в лекотеках и абилитационных центрах Швеции (Stensland Junker, 1971; Bjorck-Akesson, Brodin, 1991), программах раннего вмешательства США (Pablic Law 99–457, 1986), и современная модель психотерапевтического раннего вмешательства (Stern-Bruschweiter, Stern, 1989). Были отработаны основные элементы программы от этапа получения информации о ребенке и семье до создания индивидуального плана обслуживания семьи при использовании на каждом этапе принципов семейноцентрированности и междисциплинарной командной работы [10].
В своих трудах, посвященных описанию опыта работы в Санкт-Петербурге руководитель первой в России Службы ранней помощи, организованной в рамках городской социальной программы «Абилитация младенцев» в ДОУ № 41 Р. Ж. Мухамедрахимов отмечает, что за время существования лекотеки сотрудники столкнулись с изменениями напрямую влиявшими на освоение теоретической информации, практическую работу и повышение квалификации. За время существования лекотеки сотрудники столкнулись с изменениями, напрямую влиявшими на освоение теоретической информации, практическую работу и повышение квалификации. Подготовительный период и первый год работы были наполнены энтузиазмом, желанием помощи младенцам из групп риска и организацией новых направлений работы. Знакомство с младенцами из групп тяжелого генетического и медицинского риска, их медленным скачкообразным развитием и регрессами, с тяжелым состоянием матери и семьи, недостаточное знание себя, частое сверхотождествление с состоянием ребенка и семьи привело к активации у сотрудников защитных механизмов. Создавая программу раннего вмешательства и работая с младенцами из групп риска и их семьями, команда переживала этапы, которые переживают родители и члены семьи при рождении младенца с особыми потребностями. Среди профессионалов ранней помощи стало наблюдаться желание вернуться к принятым в обществе старым нормам обслуживания. После длительного периода внутрикомандного группового обсуждения начался этап осознания ситуации и положительной адаптации, реорганизации состояния сотрудников и нового осмысления программы [6]. Авторы и основатели первого варианта российской лекотеки очень надеялись на появление последователей, на то, что опыт развития лекотеки будет полезен при организации сходных программ обслуживания детей от рождения до трех лет в Санкт-Петербурге и в других городах России.
Несомненно, на опыт Института раннего вмешательства (г. Санкт-Петербург), Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания (г. Санкт-Петербург), Консультативно-практического центра абилитации детей со зрительной патологией (г. Санкт-Петербург), библиотеки игрушек Института коррекционной педагогики РАО (г. Москва) опирались создатели модели «Российская лекотека» в Москве. В. Н. Ярыгин директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека», заведующий лабораторией МГППУ в своем интервью рассказывает об этапах становления «Российской лекотеки». Данная модель разрабатывалась с 2000 года коллективом авторов — членов Региональной общественной организации Содружество «Утешение» и работающих в Государственном образовательном учреждении — Центре психолого-медико-социального сопровождения «лекотека» (до 2004 года «Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа города Москвы»). Над проектом также работали сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, кафедра клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии) [1,8].
В 2001 году РОО Содружество «Утешение» успешно запустила проект «Российская лекотека» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям-сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенл Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундэйшн» (CAF), что дало возможность разработать модель российской лекотеки. В этом же году на базе психолого-медико-социального центра Северного административного округа города Москвы была открыта первая московская лекотека [9]. Модель «Российская лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования Российской Федерации. В декабре 2001 года она была представлена на российской выставке «Новые технологии в образовании» и отмечена Золотой медалью. В это же время создание лекотек в Москве включено в государственную программу «Столичное образование» [12].
В 2004–2005 г.г. реализовался проект программы «Помощь детям-сиротам в России»: «Российская Лекотека, как региональная модель службы ранней помощи для детей — сирот Домов Ребенка», в рамках которого были обучены специалисты домов ребенка Тверской области и была открыта Лекотека в Конаковском специализированном доме ребенка. Издательством Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в 2006 году выпущено 2-е, переработанное издание книги «Российская лекотека». На базе факультета повышения квалификации МГППУ ежегодно проводятся бюджетные курсы повышения квалификации для специалистов Лекотек. В январе 2006 г. Департамент Образования города Москвы утвердил «Положение о Лекотеке» [7].
За последние пять лет были открыты лекотеки в десятках городов по всей территории России. Параллельно МГППУ ведется работа по профессиональной подготовке сотрудников лекотек и служб ранней помощи, которая осуществляется по специально разработанной программе, в том числе и дистанционное повышение квалификации. С 2011 по начало 2013 г.г. прошли первичное обучение специалисты из Краснодара, Ставропольского края, Нижегородской области.
В 2012 в рамках госзадания, утвержденного Департаментом образования города Москвы, была разработана Программа организации образовательной деятельности в лекотеке. Специалистами ведется активная работа по подготовке специалистов, организации и распространения лекотек, как новой формы службы ранней помощи по всей России.
Литература:
1. Казьмин А. М., Ярыгин В. Н., Петрусенко Е. А., Чугунова А. И., Калдарару Н. М., Казьмина Л. В., Ярыгина Л. В. Российская Лекотека // Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Москва, 2006 г.
2. Казьмин А. М., Петрусенко Е. А., Чугунова А. И., Ярыгин В. Н.,отв. Ред. Цапенко М. М. Организация деятельности лекотек и служб ранней помощи // Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, Москва, 2011 г
3. Кожевникова Е. В., Мухамедрахимов Р. Ж., Чистович Л. А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства // Педиатрия. 1995. № 4. С. 112–113.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
5. Мухамедрахимов Р. Д. Районная программа раннего вмешательства в русско-шведской лекотеке — В сб.: Психология: итоги и перспективы. Тезисы научно-практ. конференции. 28–31 октября 1996 г. — СПб., 1996. С.153–154.
6. Мухамедрахимов Р. Ж. Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско-шведского сотрудничества //Вопросы психологии № 4 1997 год. Стр.16–19.
7. Приказ Департамента образования города Москвы от 10.08.06 № 497 «Об утверждении Примерного положения об организации деятельности лекотеки государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования».
8. Ярыгин В. Н., Казьмин А. М., Казьмина Л. В., Петрусенко Е. А., Чугунова А. И., Калдарару Н. М. Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития// Современное дошкольное образование. Теория и практика.№ 1- 3 2008 г.
9. Ярыгин В. Н. Работа с детьми с проблемами в развитии непростая, требует большого напряжения и терпения// Современное дошкольное образование № 3 2010 г.
10. http://www.psyinst.ru
12. http:// zeroto7.net›index/lekoteki