Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Билялова, Н. А. Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении / Н. А. Билялова, Н. В. Молоканова, И. А. Пряхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77542/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направления работы Лекотеки и Службе ранней помощи в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

Ключевые слова : индивидуализация образования, лекотека, служба ранней помощи, инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. [2,3].

Социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, является важной и актуальной проблемой психолого-педагогического сопровождения. Работа с такими детьми и их семьями — дело очень сложное. Это связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сотрудничества с семьей или другими взрослыми, ответственными за уход и воспитание. Без этого взаимодействия успеха добиться практически невозможно.

В нашем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям в возрасте от 0 до 7 лет и их семьям организованы Служба ранней помощи (СРП) и Лекотека.

При оказании своевременной помощи увеличиваются шансы успешной адаптации детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

В связи с этим в деятельности любого учреждения, где воспитываются и обучаются, проходят реабилитацию дети с ОВЗ, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Родители, присоединяясь к процессу педагогической поддержки, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с болезнью ребёнка. Они начинают проявлять социальную и воспитательную активность, не замыкаясь на своем ребенке. Взаимодействие семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.

На начальном этапе взаимодействия образовательного учреждения и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, главной задачей является постановка общей цели на определенный, «понятный» период времени — например, на один год. В беседе с родителями необходимо расставить приоритеты в развитии ребенка исходя из его возможностей. В соответствии с ними педагоги будут решать практические задачи в области обучения и социальной адаптации ребенка.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание своего ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.

В нашем дошкольном образовательном учреждении для обеспечения своевременной и комплексной помощи детям в возрасте от 0 до 7 лет и их семьям организованы Служба ранней помощи (СРП) и Лекотека, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающими обычные группы детского сада, разрабатываются и реализуются адаптированные образовательные программы.

В МАДОУ д/с № 1 сложилась модель построения помощи семье:

Служба ранней помощи создана для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

Целью деятельности службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основными задачами Службы являются:

- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

На практике в нашем ДОУ прослеживается следующий алгоритм оказания помощи:

- родители по интересующему вопросу обращаются в службу ранней помощи;

- приглашаются на встречу со специалистами (обычно первичный приём осуществляет старший воспитатель или руководитель Лекотеки);

- назначается встреча с педагогом-психологом или учителем-логопедом, либо приглашаются на консилиум специалистов;

- проводится обследование ребёнка;

- проводится консультирование родителей;

- предлагается посещение Лекотеки.

В основном все дети, посещающие СРП позже зачисляются в Лекотеку, многие из них начинают посещать соответствующую возрастную группу ДОУ.

Что такое Лекотека?

Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия. Одной из форм такой помощи является Лекотека, созданная на базе нашего дошкольного учреждения.

Термин «лекотека» состоит из шведского слова «leko» — игрушка и греческого слова «tek» — собрание, коллекция.

Лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь семьям, воспитывающих детей от 2 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья, существенно затрудняющих их обучение и социализацию, имеющих и не имеющих статус ребёнка-инвалида.

С 2014 года по настоящее время Лекотеку посетили 16 детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна, ДЦП, ЗПР, ТНР, умственная отсталость). Появление ребенка с проблемами в развитии для любой семьи — сложнейшее испытание, при котором семья нуждается в квалифицированной помощи, в объективной информации, в психологической поддержке. Одним из основных направлений деятельности Лекотеки является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Основными задачами Лекотеки являются:

– психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей);

– подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;

– обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки;

– проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития;

– поддержка инициатив родителей (законных представителей) в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой;

– помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Зачисление ребёнка в Лекотеку происходит на основании заявления родителей. Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных образовательных маршрутов и личностно-ориентированных планов работы с ребёнком, разрабатываемых исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровой сеанс. Игровые сеансы с детьми в Лекотеке проводятся в индивидуальной и подрупповой формах (в малых группах, 2–3 ребёнка).

Продолжительность групповой и индивидуальной работы с детьми зависит от их возраста и сложности нарушений развития. Групповую и индивидуальную работу могут проводить педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатель. При работе с подруппой возможно одновременное участие двух разных специалистов

Три раза в год (в начале, середине и в конце учебного года) проводится диагностический сеанс.

Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателя) по консультированию родителей (законных представителей) проводится по запросу.

Лекотеку посещают дети с ОВЗ, не посещающие дошкольные учреждения, а также дети, зачисленные в МАДОУ д/с № 1, но длительно не посещающие группы по состоянию здоровья (подготовка к операциям, домашний режим). Для них разрабатывается индивидуальное расписание игровых сеансов, удобное для их режима.

В Лекотеке реализуются следующие направления:

– профилактика и укрепление здоровья ребенка;

– развитие двигательной сферы;

– развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;

– развитие и коррекция коммуникативно-речевой и социальной сферы;

– развитие и коррекция познавательной сферы;

– абилитация ребенка через игровые, художественно-эстетические, музыкально-ритмические техники;

– повышение педагогической компетентности членов семьи, участвующих в воспитании ребенка с ОВЗ;

– психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье.

Режим и интенсивность посещения Лекотеки детьми и их родителями:

– Лекотека работает ежедневно, для каждого ребёнка составлен индивидуальный график;

– в условиях Лекотеки предусматривается гибкий режим посещения;

– состав и наполняемость подгруппы определяются исходя из направлений и форм работы, её содержания. При этом учитывается совместимость детей, общность или специфичность педагогических задач;

– психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляется на основе гибких индивидуальных маршрутов, рассмотренных и утвержденных на консилиуме (ПМПк).

– индивидуальная или подгрупповая работа с ребенком проводится в присутствии родителей, но может проводиться и без родителей.

– продолжительность индивидуального занятия с ребенком рассчитывается согласно СанПиН и в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Основные задачи, которые Лекотека решает, осуществляя работу с родителями, это:

– помощь в ориентировке родителей в ситуации развития своего ребенка;

– содействие в формировании активной позиции родителей относительно ребенка;

– поддержание позитивного стиля взаимодействия взрослых с ребенком;

– повышение педагогической компетентности членов семьи;

– психолого-педагогическая помощь в проектировании условий воспитания в семье.

Умение наладить доверительные отношения с родителями — путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие — взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов. Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т. е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Игровой сеанс — это форма работы специалиста с ребенком и его родителем, или другим членом семьи, преимущественно занимающимся воспитанием ребенка. На игровом сеансе могут также присутствовать другие члены семьи и лица, принимающие участие в воспитании ребенка.

В структуру игрового сеанса входят:

– наблюдение за свободной игрой и взаимодействием детей с целью оценки динамики психического развития и психологического состояния;

– инициация и сопровождение совместной игры детей между собой с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута ребёнка;

– сопровождение параллельной игры детей и их родителей с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;

– нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка;

– совместная (структурированная и неструктурированная) игра специалиста с детьми и родителями, с целью решения задач индивидуального образовательного маршрута;

– обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка;

– беседа с родителями: обсуждение результатов совместной работы, планирование работы на дому и другое.

Виды игрового сеанса:

– ребёнок — мама (член семьи) — специалист;

– ребёнок — мама (член семьи) — два специалиста (учитель-логопед, музыкальный руководитель или педагог — психолог и педагог дополнительного образования);

– в паре с ребёнком с нормативным развитием, с братом или сестрой;

– групповой игровой сеанс, для двух и более детей и их родителей, для отдельной семьи ребёнка.

В нашем ДОУ создаются специальные условия для развития детей с разными образовательными потребностями и для взаимодействия с их родителями.

У нас создан и оснащён кабинет инклюзивного образования. Он необходим и используется для проведения индивидуальных встреч с родителями, индивидуальных консультаций, систематизированного хранения документации (программы, журналы, карты ребёнка и др.), хранения игрушек, игр, дидактических пособий и методических материалов, а также библиотеки для родителей и педагогов (в электронном и печатном виде). По просьбе родителей специалисты сбрасывают необходимый материал на электронный носитель.

Педагоги, работающие с детьми в Лекотеке, составляют для родителей методические рекомендации по использованию дидактических игр и пособий, разработаны буклеты, памятки

Для проведения индивидуальных или тематических встреч с родителями, консилиумов, игровых тренингов, совместного участия в вебинарах используется методический кабинет. Для проведения сеансов с учителем-логопедом и педагогом-психологом оборудован кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда, который оснащён необходимыми пособиями, играми и оборудованием для эффективной работы с детьми, родителями и педагогами. Техническое оснащение кабинета: магнитофон, ноутбук, проектор, интерактивная приставка MimioTeach, документ-камера MimioView, микрофон.

Специалистами созданы:

– аудиотека со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);

– видеотека физкультминуток, подвижных игр, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса;

– игры на развитие психических процессов и речи;

– тематические мультимедийные презентации для родителей и педагогов.

Родители, присутствуя на сеансах с использованием интерактивной доски, видят возможности своего ребёнка, проявления интереса к познавательной деятельности, что возможно не проявлялось в домашних условиях.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами. Поэтому специалисты предлагают в рекомендациях для родителей игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Например, игры с прищепками, мыльные пузыри. Игры с водой, «Сухой бассейн» и «сухой дождик» помогают расслабиться и снять напряжение. Специалисты Лекотеки используют в работе с детьми сенсорную комнату: мягкие маты, сухой бассейн, сухой душ, песочный стол с подсветкой, мягкое кресло «Капелька», мягкий куб «Умные пальчики», бизиборды, лампа с цветной подсветкой, массажные мячики. Эта комната — любимое место для «особенных» малышей.

Для занятий по познавательному развитию учитель-дефектолог использует комнату со специально организованной средой «Фиолетовый лес», которая оснащена развивающими играми Воскобовича В. В.

Для игровых сеансов, проводимых инструктором по физической культуре, в ДОУ оборудован зал по лечебной физической культуре (ЛФК): батут, сухой бассейн, массажные дорожки и мячики, фитболы, детские тренажёры («Степпер», «Беговая дорожка», «Бегущий по волнам», «Гребной тренажёр», «Велосипед»).

Во время проведения игрового сеанса педагог дополнительного образования знакомит родителей с нетрадиционными техниками. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Педагог дополнительного образования знакомит родителей с играми и упражнениями на развитие мелкой моторики, с пальчиковой гимнастикой, которые можно использовать в домашних условиях. На сеансах в изостудии родители знакомятся с большим числом разнообразных сенсорных игр. Например: сенсорная игра «Смешивание красок» — рисование на мокрой бумаге акварельной краской. Сеансы в изостудии приносят ребенку радость, снимают психо-эмоциональное напряжение. Очень важно, что ребенок чувствует свой успех, а родитель видит способы создания успешности своего ребенка.

Участие родителей в творческой деятельности вместе с детьми укрепляет эмоциональную связь и стимулирует становление более прочных, зрелых детско-родительских отношений. На занятии создаётся атмосфера комфорта и взаимоуважения.

В качестве формы профилактики социальной дезадаптации семей с особым ребенком мы понимаем и их участие в совместных праздниках, организуемых в ДОУ. С этой же целью мы приглашаем детей, не посещающих ДОУ, и их родителей на ставшие традиционными для нашего ДОУ развлечения: «День доброты», посвящённый Дню инвалида и «Лучики добра» (День человека с синдромом Дауна), на традиционный праздник для жителей микрорайона «Яблочно-Медовый Спас», Всемирный День соседа, акцию «Обнимем детский сад вместе!», концерт «Свободный микрофон» и другие.

Силами педагогов и детей проводим показ театральных спектаклей, на которых дети, не посещающие ДОУ, присутствуют вместе с родителями. По нашим наблюдениям, участие в таких мероприятиях, прежде всего, помогает преодолеть дефицит возможностей совместного досуга, неизбежно возникающий в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, когда большую часть времени родители озабочены решением коррекционных задач; у родителей появляется возможность пережить новые эмоции вместе со своими детьми, это открывает новые грани детско-родительских отношений.

Помимо этого, посещение таких мероприятий становится неким тренингом родительского умения помочь ребенку регулировать свое поведение в ситуации повышенного возбуждения, в публичных местах. Также можно отметить полезный эффект от знакомства родителей с подобным опытом других семей, когда иллюзия уникальности и неразрешимости ситуаций, связанных с проблемным поведением своего ребенка уступает место желанию конструктивно с ними справляться.

Выводы:

В результате нашей работы родители убеждаются, что их активное участие в развитии ребёнка ведёт к успеху; у них формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Тесное сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.

Решаются такие важные задачи, как:

– улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

– повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, улучшение социального самочувствия и психологического климата в таких семьях;

– преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, образование новых социальных связей, получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;

– формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке.

Литература:

  1. Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 94–99.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; //. URL: http://www.consultant.ru
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, родитель, семья, ранняя помощь, дополнительное образование, игровой сеанс, нарушение развития, риск нарушения, член семьи.


Похожие статьи

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи

В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Ранняя психолого-педагогическая, консультационная, методическая, диагностическая помощь родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Статья посвящена раннему выявлению и психолого-педагогическому консультированию, методической и диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено направлениям, содержанию и технологиям ран...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Похожие статьи

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи

В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дал...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного образования

В настоящее время в нашей стране растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно этим детям гораздо сложнее адаптироваться в жизни, которая часто не подготовлена к восприятию детей с неравными стартовыми возможностям. В данной стать...

Ранняя психолого-педагогическая, консультационная, методическая, диагностическая помощь родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Статья посвящена раннему выявлению и психолого-педагогическому консультированию, методической и диагностической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание уделено направлениям, содержанию и технологиям ран...

Реализация практики инклюзивного образования с детьми с РАС в группе компенсирующей направленности

Статья посвящена проблеме инклюзивного образования в практике современного ДОУ, специфике организации коррекционно-развивающей деятельности, психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии ребенка с расстройством аутистического спектра в ср...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

Инклюзивная среда образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье представлено понятие инклюзивного образования в ДОУ, вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в группе со здоровыми сверстниками. Теоретически обосновывается процесс образования лично...

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Задать вопрос