Дошкольное образование в настоящее время относится к приоритетному направлению развития образования. Дети, не посещающие дошкольное учреждение, зачастую относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. С целью охвата таких детей в городе Тамбове на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» создана группа предшкольной подготовки в условиях лекотеки. Лекотека — это психологическая служба сопровождения и помощь родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями и нарушениями в развитии. Основная цель деятельности лекотеки это педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также помощь в подборе приемов и методов обучения и воспитания. Родители, имеющие ребенка с особыми образовательными потребностями, часто нуждаются не только в психологической помощи, но и в информационно-просветительской работе о каком-либо нарушении развития ребенка с ОВЗ.
Задачи лекотеки:
- Подбор адекватных средств общения с ребёнком.
- Выявление уровня актуального развития детей.
- Развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей.
- Улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития и регуляторных способностей.
- Формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
- Формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей.
- Вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи.
- Помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Чтобы решить поставленную цель и задачи, работу необходимо вести по следующим направлениям:
психолого-педагогическая диагностика;
коррекционно-развивающее;
информационно-просветительское.
Психолого-педагогическая диагностика реализуется в совместной игре родителя с ребенком в специально оборудованной комнате. Приходя к нам в Центр, родители удивляются, что диагностика проходит через игровые приемы. Специалист наблюдает за их действиями и дает оценку уровня развития ребенка и детско-родительских отношений.
Коррекционно-развивающее направление — игровое взаимодействие специалиста в присутствии или участии родителей.
Информационно-просветительское направление — конструктивное сотрудничество специалистов и родителей, через которое дается исчерпывающая информация по возникающим вопросам обучения, чтобы они могли далее заниматься с детьми в домашней среде.
Каждое занятие обладает уникальностью и разрабатывается с учетом индивидуальных потребностей ребенка и может быть изменено в зависимости от эмоционального фона ребенка и его личностного развития. Специалисты Центра создают гармоничное взаимодействие с семьей, для того чтобы создать положительный образ ребенка и показать, как можно развить его в том или ином направлении. Для такого взаимодействия важно и необходимо, чтобы родитель или лицо его заменяющее научился получать удовольствие от игры и чувствовал ребенка. Таким образом, специалист просит включаться взрослого в игровую деятельность, не в качестве надзирателя, а в качестве друга и участника. Для того чтобы работа специалистов была более эффективной, используется видео наблюдение за игрой, а затем необходимо проведение совместного анализ данного занятия. В ходе обсуждения отмечаются проблемные зоны, так как со стороны лучше видно себя и реакцию ребенка.
Игра является основой развития ребенка. Это особый вид деятельности, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития. Развитие игровой деятельности организуется и поддерживается родителем, приносящая добровольную радость, которая позволяет накопить эмоциональный и социальный опыт.
В нашем учреждении имеется оборудованный кабинет для проведения индивидуальных и групповых занятий. В кабинете реализована предметно — развивающая среда, которая помогает решить и осуществить коррекцию тех или иных нарушений в развитии ребенка.
для развития ориентировки в пространстве используются специальный набор «Островки», который состоит из пластмассовых оснований, различающихся по размеру и цвету;
в развитии мелкой моторики, внимания и координации движений нам помогает «Магнитный лабиринт»;
для знакомства с понятиями «целое — часть», цвет, форма, величина, счет, «короткий — длинный», «низкий — высокий», а также для тренировки зрительного восприятия путем сортировки и нахождения одинаковых по форме и цвету деталей используются фигурные цепочки «Гигант»;
рамки вкладыши формируют точность восприятия, наглядно-образного мышления, познавательной активности и способствуют расширению словарного запаса;
мозаика и пособие «Грибы на полянке» помогают в развитии самоконтроля, наглядно-образного мышления, координации движения рук, развитию и формированию сенсорных эталонов;
«волшебный мешочек» направлен развитие словарного запаса, мотивацию игры, наглядно-образное мышление, а также на узнавание на ощупь предметов;
кубики Кооса и Никитина формируют наглядно-образное мышление и такие мыслительные операции как анализ и синтез;
для развития наглядно-действенной формы мышления и мыслительных операций, и увеличения словарного запаса используются лото, пазлы, различные половинные картинки с различной тематикой, мозаика;
для развития познавательных процессов (внимания, мышления. памяти, восприятия) используются предметные игры и пособия, в которых представлены диагностические методики и методические рекомендации.
Таким образом, осуществление деятельности лекотеки в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова дает возможность родителям или лицам их заменяющим своевременно получить помощь в выявлении нарушений у ребенка, определить индивидуальный путь развития и коррекции. Все взаимодействие в стенах учреждения происходит в игровой и дружеской форме с возможностью продолжить занятия в домашней среде.
Литература:
- Казьмин А. М., Ярыгин В. Н. Лекотека в доме ребенка (из опыта создания лекотеки в доме ребенка г.Конаково Тверской области). М.: 2005.
- Казьмин А. М., Казьмина Л. В., Ярыгин В. Н. Российская Лекотека. М.: Когито-центр, 2001.
- Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пос. для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2008.