Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 22.06.2019

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Вислобокова, С. И. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с задержкой психического развития / С. И. Вислобокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 411-412. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60870/ (дата обращения: 19.11.2024).



Дошкольное образование в настоящее время относится к приоритетному направлению развития образования. Дети, не посещающие дошкольное учреждение, зачастую относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. С целью охвата таких детей в городе Тамбове на базе ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» создана группа предшкольной подготовки в условиях лекотеки. Лекотека — это психологическая служба сопровождения и помощь родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями и нарушениями в развитии. Основная цель деятельности лекотеки это педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями и их родителей, а также помощь в подборе приемов и методов обучения и воспитания. Родители, имеющие ребенка с особыми образовательными потребностями, часто нуждаются не только в психологической помощи, но и в информационно-просветительской работе о каком-либо нарушении развития ребенка с ОВЗ.

Задачи лекотеки:

  1. Подбор адекватных средств общения с ребёнком.
  2. Выявление уровня актуального развития детей.
  3. Развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей.
  4. Улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития и регуляторных способностей.
  5. Формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.
  6. Формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных потребностей.
  7. Вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей внутри семьи.
  8. Помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

Чтобы решить поставленную цель и задачи, работу необходимо вести по следующим направлениям:

 психолого-педагогическая диагностика;

 коррекционно-развивающее;

 информационно-просветительское.

Психолого-педагогическая диагностика реализуется в совместной игре родителя с ребенком в специально оборудованной комнате. Приходя к нам в Центр, родители удивляются, что диагностика проходит через игровые приемы. Специалист наблюдает за их действиями и дает оценку уровня развития ребенка и детско-родительских отношений.

Коррекционно-развивающее направление — игровое взаимодействие специалиста в присутствии или участии родителей.

Информационно-просветительское направление — конструктивное сотрудничество специалистов и родителей, через которое дается исчерпывающая информация по возникающим вопросам обучения, чтобы они могли далее заниматься с детьми в домашней среде.

Каждое занятие обладает уникальностью и разрабатывается с учетом индивидуальных потребностей ребенка и может быть изменено в зависимости от эмоционального фона ребенка и его личностного развития. Специалисты Центра создают гармоничное взаимодействие с семьей, для того чтобы создать положительный образ ребенка и показать, как можно развить его в том или ином направлении. Для такого взаимодействия важно и необходимо, чтобы родитель или лицо его заменяющее научился получать удовольствие от игры и чувствовал ребенка. Таким образом, специалист просит включаться взрослого в игровую деятельность, не в качестве надзирателя, а в качестве друга и участника. Для того чтобы работа специалистов была более эффективной, используется видео наблюдение за игрой, а затем необходимо проведение совместного анализ данного занятия. В ходе обсуждения отмечаются проблемные зоны, так как со стороны лучше видно себя и реакцию ребенка.

Игра является основой развития ребенка. Это особый вид деятельности, появляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития. Развитие игровой деятельности организуется и поддерживается родителем, приносящая добровольную радость, которая позволяет накопить эмоциональный и социальный опыт.

В нашем учреждении имеется оборудованный кабинет для проведения индивидуальных и групповых занятий. В кабинете реализована предметно — развивающая среда, которая помогает решить и осуществить коррекцию тех или иных нарушений в развитии ребенка.

 для развития ориентировки в пространстве используются специальный набор «Островки», который состоит из пластмассовых оснований, различающихся по размеру и цвету;

 в развитии мелкой моторики, внимания и координации движений нам помогает «Магнитный лабиринт»;

 для знакомства с понятиями «целое — часть», цвет, форма, величина, счет, «короткий — длинный», «низкий — высокий», а также для тренировки зрительного восприятия путем сортировки и нахождения одинаковых по форме и цвету деталей используются фигурные цепочки «Гигант»;

 рамки вкладыши формируют точность восприятия, наглядно-образного мышления, познавательной активности и способствуют расширению словарного запаса;

 мозаика и пособие «Грибы на полянке» помогают в развитии самоконтроля, наглядно-образного мышления, координации движения рук, развитию и формированию сенсорных эталонов;

 «волшебный мешочек» направлен развитие словарного запаса, мотивацию игры, наглядно-образное мышление, а также на узнавание на ощупь предметов;

 кубики Кооса и Никитина формируют наглядно-образное мышление и такие мыслительные операции как анализ и синтез;

 для развития наглядно-действенной формы мышления и мыслительных операций, и увеличения словарного запаса используются лото, пазлы, различные половинные картинки с различной тематикой, мозаика;

 для развития познавательных процессов (внимания, мышления. памяти, восприятия) используются предметные игры и пособия, в которых представлены диагностические методики и методические рекомендации.

Таким образом, осуществление деятельности лекотеки в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова дает возможность родителям или лицам их заменяющим своевременно получить помощь в выявлении нарушений у ребенка, определить индивидуальный путь развития и коррекции. Все взаимодействие в стенах учреждения происходит в игровой и дружеской форме с возможностью продолжить занятия в домашней среде.

Литература:

  1. Казьмин А. М., Ярыгин В. Н. Лекотека в доме ребенка (из опыта создания лекотеки в доме ребенка г.Конаково Тверской области). М.: 2005.
  2. Казьмин А. М., Казьмина Л. В., Ярыгин В. Н. Российская Лекотека. М.: Когито-центр, 2001.
  3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пос. для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, развитие, ребенок, родитель, словарный запас, домашняя среда, игровая деятельность, лечебная педагогика, психолого-педагогическая диагностика, тамбов.


Похожие статьи

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Похожие статьи

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Театрализация как форма работы с детьми с задержкой развития

Лечебная физическая культура как метод социализации детей с ДЦП

Интеллектуальные карты как средство формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Задать вопрос