Игровые методы при работе с детьми с легкой формой умственной отсталости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 29.12.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ганиева, С. А. Игровые методы при работе с детьми с легкой формой умственной отсталости / С. А. Ганиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121330/ (дата обращения: 16.01.2025).



В данной статье рассказывается об использовании игровых методов при работе с детьми с легкой формой умственной отсталости в условиях образовательного учреждения. При работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (дефицитами развития) важно применять нестандартные методы обучения, ориентированными на легкость усвоения учебного материала.

Ключевые слова: игровые методы, дети с интеллектуальными нарушениями, нестандартные методы обучения, дети с дефицитами развития, доступность образования.

This article describes the use of game methods when working with children with mild mental retardation in an educational institution. When working with children with intellectual disabilities , it is important to apply non -standard teaching methods focused on the ease of assimilation of educational material.

Keywords: game methods, children with intellectual disabilities, non -standard teaching methods, children with developmental disabilities , accessibility of education.

Игра является особым инструментом, которые повышает эффективность интеграции в социуме ребенка. В ходе игровой активности у каждого ребенка происходит ознакомление с человеческими взаимоотношениями, изучение перечня профессий, проигрывание различных социальных ролей в игровой деятельности. Вне зависимости от возраста человека игра сопровождает его всю жизнь. Пик игровой активности приходится на детские годы. Сам по себе игровой процесс отличается высоким уровнем сложности в контексте его внутреннего структурного состава. В целях формирования необходимых позитивных личностных качеств, игра сосредотачивает в себе колоссальный потенциал и инструменты, позволяющие правильно повлиять на личность ребёнка. [1, с. 10].

Игра представляет собой инструмент, уникальный по своим характеристикам, который можно использовать для целенаправленного влияния на личность ребёнка, создавая, таким образом, условия и предпосылки для становления положительных личностных качеств, используя которые, ребёнок в дальнейшем будет вступать в процесс эффективного общения и межличностного взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. Так как в период младшего школьного детства игра представляет собой ключевой способ социализации, можно сделать вывод, что одним из эффективных методов является метод игровой активности. Игра — это главная сфера для общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества [3].

Игровая деятельность детей сводится к хаотическим действиям с манипулированием предметами, с отсутствием целенаправленности при взаимодействии с взрослыми людьми. [4].

Игровые методы в работе с детьми — это процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого передаются или усваиваются ЗУН (знания, умения и навыки), основанные на включении в обучение компонентов игровой деятельности. К игровым методам в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) относятся следующие виды:

– Дидактические игры.

– Сюжетно-ролевые игры.

– Театрализованные игры.

– Народные игры.

– Подвижные игры.

В ходе психологического обследования детей с легкой формой умственной отсталости в условиях коррекционного учреждения нами было проведено исследование из следующих этапов:

– свободная игра, которую должен предложить ребенок самостоятельно;

– игра по инициативе взрослого;

– выполнение марша по вербальной инструкции (счету) и по хлопкам взрослого;

– задание на зачеркивание улыбающихся лиц (в серии улыбающихся, грустных и безразличных);

– поиск лишних, недостающих и абсурдных деталей в рисунках;

– называние предметов, находящихся в помещении обследования, с закрытыми глазами; выполнение простых речевых инструкций [5].

По результатам проведенного обследования, педагогом-психологом были выявлены следующие данные: дети с интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения при выполнении марша по вербальной инструкции (счету), а также при поиске лишних, недостающих и абсурдных деталей в рисунках.

Помимо проведенного обследования, с детьми с легкой формой умственной отсталости были проведены арт — терапевтические упражнения, и упражнения из терапии с использованием элементов сказок. Многочисленные исследования подтверждают эффективность арт — терапии в коррекционных образовательных учреждениях при работе с детьми с ограниченными умственными способностями. Арт — терапия проводится на занятиях в следующих целях: сформировать у детей навыки социального взаимодействия; сформировать качества, позволяющие адаптироваться к жизни в обществе с учетом их ограниченных интеллектуальных способностей; восстановить потребность в коммуникации (если она отсутствует), активизировать личностный потенциал и т. д. [3, с. 150]

Литература:

  1. Башаева, С. А. Формирование познавательного интереса младших школьников на потенциале народных игр: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Башаева Совбика Абуевна. — Махачкала, 2013. — 22 с.
  2. Белозерская, О. В. Формирование пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью методами арт-терапии / О. В. Белозерская, К. Д. Шитова // Психическое здоровье. — 2023. — Т. 18, № 4. — С. 88–90.
  3. Болдырева, В. Э. Арт-педагогика как средство развития нагляднообразного мышления учащихся с умственной отсталостью / В. Э. Болдырева // Успехи гуманитарных наук. — 2020. — № 11. — С. 148–151.
  4. Quintanar L., Bonilla R., Hernandez A., Sanchez A., Solovieva Yu. La Funcion regulatora del lenguaje en ninos con deficit de atencion // Revista Latinoamericana de Pensamiento y Lenguaje y Neuropsychologia Latina. 2001. V 9. № 2.
  5. Quintanar L., Solovieva Yu. Pruebas de evaluacion neu ropsicologica infantil. Mexico, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, легкая форма, умственная отсталость, вербальная инструкция, выполнение марша, дефицит развития, игровая активность, игровая деятельность, нестандартный метод обучения.


Ключевые слова

игровые методы, доступность образования, дети с интеллектуальными нарушениями, нестандартные методы обучения, дети с дефицитами развития

Похожие статьи

Задать вопрос