В последнее время в России увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, таким «особенным» детям сложнее адаптироваться в обществе ровесников, почувствовать себя «такими же, как все». В нашей стране активное внедрение инклюзивного образования началось относительно недавно. Наша задача, как педагогов состоит в том, чтобы не упустить важный период становления личности, помочь ребёнку осознать свою значимость, поверить в свои силы. Для этого в своей деятельности мы используем инклюзивные технологии.
В нашем детском саду используются такие инклюзивные технологии, как:
- Технология тьюторского сопровождения.
- Технология командного взаимодействия (наставничество и волонтёрство).
Технология тьюторского сопровождения.
Осуществлять сопровождение может тьютор, психолог, логопед, дефектолог, воспитатель. В нашем ДОУ такого человека, мы называем специалист сопровождения. Сопровождение ребёнка с особенностями в развитии начинаем с самого начала, с адаптационного периода и проходит так.
1 этап. Во время проведения занятия педагог работает с детьми группы, а специалист сопровождения с ребёнком с особенностями в развитии. Специалист сопровождения заведомо изучает конспект занятия и адаптирует те моменты, которые необходимы для организации занятия.
2 этап. На втором этапе в адаптированной форме специалист сопровождения «включает» ребёнка с особенностями в развитии в общую деятельность группы. Это можно начать с пальчиковой гимнастики, психогимнастики, игровых моментов на занятии. Постепенно от общей деятельности переходим к образовательной деятельности.
3 этап. В какой-то момент мы замечаем, что ребёнок с особенностями в развитии не реагирует на специалиста сопровождения. И тогда во время занятий педагог и специалист сопровождения меняются ролями (все действия обсуждаются до занятия).
4 этап. Третий этап продолжительный, но наступает момент, когда педагог успевает сам одновременно организовывать работу на занятии с детьми группы и ребёнком с особенностями в развитии. И тогда специалист сопровождения «маленькими шагами отходит на задний план» и даёт возможность педагогу работать самостоятельно, но готов помочь в самых критических моментах.
Главная задача специалиста сопровождения — постепенный и безболезненный выход из сопровождения, а педагога — обрести опыт введения детей с особенностями в развитии образовательную и воспитательную деятельности группы.
В своей практике мы используем технологию командного взаимодействия , понимая, что в команде действовать эффективнее. Особенности реализации данной технологии в следующем:
– Взаимозаменяемость специалистов.
Если в ДОУ нет тьютора, его могут заменить другие специалисты в организации сопровождения детей с особенностями в развитии.
– Сопровождение и помощь младшего воспитателя, специалистов.
Очень важно, когда воспитатель и младший воспитатель друг друга дополняют, поддерживают и помогают друг другу. Это облегчает задачу воспитателя в работе с детьми с ОВЗ.
– Организация и деятельность ПМПК учреждения.
Деятельность ПМПК учреждения осуществляется по определённому плану. На заседаниях ПМПК собираются все специалисты учреждения, совместно ставят цели и задачи обучения детей с особенностями в развитии. Совместно с родителями таких детей обсуждаются возникающие проблемы и их решения, составляется план реализации совместных действий.
– Координатор инклюзии.
Координатором может выступать старший воспитатель или заместитель заведующего по ВМР, который координирует работу всех специалистов в образовательной и воспитательной деятельности.
– АООП — адаптация материала.
Материал адаптируется таким образом, чтобы им мог воспользоваться каждый специалист при подготовке и проведении занятий с детьми с особенностями в развитии.
– ИМС — координирующий документ деятельности с особенным ребёнком.
ИМС ведут педагоги и специалисты. Отслеживание динамики развития ребёнка проходит в конце месяца, 1 раз в триместр, в конце полугодия и итог года.
Индивидуальный маршрут сопровождения выглядит таким образом:
Дата фиксации |
Проблемы ребёнка |
Действия педагога по преодолению трудностей |
Динамика развития ребёнка |
Работа с родителями (распределение ответственности) |
Основные методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ и (или) инвалидностью.
Игровой метод . Игровая деятельность, применение игровых ситуаций — обучение через игру: эти дети «плохо» сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема, например, «Счёт», мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько осталось и т. д. Используем игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Дидактические игры — игры на развитие познавательной деятельности: сначала этот ребёнок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность; это настольные игры, пазлы, конструирование.
Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми — игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помощь при мытье рук, просьбы привести ребёнка из коридора или спальни (уходят, уединяются, когда устают). В сюжетно-ролевых играх дети выполняют то, что им посильно.
Методы расслабления — физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа. Позволяют снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица — артикуляционные упражнения: улыбка, часики, гримасы. В области кистей рук — пальчиковая гимнастика, массажные мячи и т. д.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с определённым символом: идём мыть руки — картинка с умывальником и ребёнком (с одной стороны на ней изображён плюс, с другой — минус).
Приём «рука в руке».
Использование наглядного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Речевые интонационные приёмы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы, тише и т. д.
Активные приёмы рефлексии — самоанализ деятельности ребёнку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: «У Ромы сегодня хорошо получилось!» (и использовать похвалу или поощрение, например жетончики).
Элементы психогимнастики , частая смена деятельности .
Привлечения других детей — дети выбирают помощника для ребёнка с ОВЗ: помочь одеться, помыть руки, не отстать от всех детей и т. д.
Работа по показу, образцу .
Работа совместно с взрослым и другими детьми.
Обучение в паре со здоровым ребёнком, наставничество, волонтёрство.
Ежедневно повторяющиеся действия .
Данные технологии позволяют педагогам грамотно, организовать совместную и самостоятельную деятельность свою и детей так, чтобы, каждый ребёнок, вне зависимости от индивидуальных особенностей в развитии, во время пребывания в ДОУ, мог чувствовать себя комфортно, а также проявить свои навыки и умения, и получить максимум удовольствия от выполненной работы.
Литература:
- Инклюзивное образование // Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
- Материалы вебинара «Работа с детьми с особыми образовательными потребностями» // «Детский сад 2100» https://vk.com/club163897083