Литературный центр в дошкольном образовательном учреждении как первичное средство формирования читательской грамотности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савельева, Я. И. Литературный центр в дошкольном образовательном учреждении как первичное средство формирования читательской грамотности / Я. И. Савельева, О. А. Глухова, Е. В. Девяткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9603/ (дата обращения: 17.12.2024).



Наш детский сад является стажировочной площадкой по формированию функциональной читательской грамотности.

По определению функциональна читательская грамотность — это способность анализировать тексты, умение сформулировать и выразить свои мысли по поводу прочитанного, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни.

Самым важный компонент функциональной читательской грамотности, на наш взгляд, это потребность в чтении. Именно посредством чтения мы саморазвиваемся и самообразовываемся.

Дошкольное детство — это время, когда у ребёнка, при соблюдении определённых условий, формируется потребность в чтении.

«Литературный центр» или, как его раньше называли, «Книжный уголок» в ДОО должен привлечь ребёнка к книге.

Мы представим «Литературный центр» лишь одной из групп нашего детского сада — группы для детей с осложнённым ортопедическим и неврологическим статусом, которую посещают дети с задержкой психического и речевого развития (рис. 1).

Литературный центр «Книжный теремок»

Рис. 1 Литературный центр «Книжный теремок»

Хорошая освещённость, удобство расположения и эстетичность оформления — составляющие правильного зонирования группы.

При оформлении Литературного центра группы были выполнены все требования к книжному уголку:

— содержательная насыщенность,

— вариативность,

— периодическая сменяемость,

— доступность и безопасность,

— эстетичность оформления.

На верхней полке центрального стеллажа «Книжного теремка» детей встречает Умная книжка — хозяйка литературного центра группы. В неё вложены карточки с заданиями, правила обращения с книгами (рис. 2 и 3).

и 3. Умная книжка и 3. Умная книжка

Рис. 2 и 3. Умная книжка

Ниже располагается полочка «Знакомимся с писателем», на которой стоит портрет писателя, рис. рамка с иллюстрациями по произведениям писателя.

Ещё ниже выставлены книги писателя, с которым «происходит знакомство», раскраски, игры-бродилки по сказкам. Книжка-раскладушка «Я рисую вместе с мамой» знакомит с рисунками по произведениям писателя — гостя уголка (рис. 4).

Наполнение полочек центрального стеллажа

Рис. 4. Наполнение полочек центрального стеллажа

Закрытый шкаф центрального стеллажа — это «Хранилище книг». В нём собраны детские книги по различной тематике и разных жанров. Там же лежат материалы читального зала: правила обращения с книгой; знаки, регламентирующие поведение в читальном зале; карточки читателей, как в настоящей библиотеке; эмблема библиотекаря, которым может стать любой ребёнок группы; и мотивирующие медали посетителям читального зала. Ещё одна находка — это планшет «Оставьте свой отзыв» с набором наклеек, которые дети приклеивают после «посещения» читального зала (рис. 5, 6).

, 6. В читальном зале , 6. В читальном зале

Рис. 5, 6. В читальном зале

На полочках левого стеллажа Центра выставлена разно жанровая детская литература. Там же стоят папки с бродилками по русским народным сказкам, отдельные иллюстрации к книгам (рис. 7). Ниже на полочке радуют глаз герои сказок, сделанные руками родителей (рис. 8).

, 8 Наполнение левого стеллажа Центра , 8 Наполнение левого стеллажа Центра

Рис. 7, 8 Наполнение левого стеллажа Центра

Здесь же ниже на полке стоят пазлы по сказкам, развивающий планшет с играми по мотивам русских народных сказок (рис. 9).

Развивающий планшет

Рис. 9. Развивающий планшет

Правый стеллаж Центра отведён для освещения лексической теме недели, которая соответствует календарно тематическому планированию образовательной работы ДОО. Здесь и раскраски, и пазлы, и вкладыши, и магнитный планшет с набором картинок по лексической теме, и театр на фартуке.

Периодическая сменяемость наполнения Литературного центра (книги, картины, портреты) — обязательное условие сохранения интереса детей к освещаемому центру развития.

Неотъемлемой частью Литературного центра группы является чемоданчик «Книжный лекарь» для ремонта книг детьми совместно с воспитателем. Его наполнение — это материалы, необходимые для ремонта порвавшейся книги: детские ножницы, клей, скотч, цветная и белая бумага, картон (рис. 10). У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью воспитанники привлекаются к отбору книг, которые нуждаются в ремонте.

Ремонт книжки

Рис. 10. Ремонт книжки

Литературный центр поможет заложить у детей основу любви к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

С. Михалков

Задать вопрос