Литературный центр в дошкольном образовательном учреждении как первичное средство формирования читательской грамотности
Авторы: Савельева Яна Ивановна, Глухова Ольга Александровна, Девяткина Елена Витальевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 23.11.2024
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Савельева, Я. И. Литературный центр в дошкольном образовательном учреждении как первичное средство формирования читательской грамотности / Я. И. Савельева, О. А. Глухова, Е. В. Девяткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9603/ (дата обращения: 17.12.2024).
Наш детский сад является стажировочной площадкой по формированию функциональной читательской грамотности.
По определению функциональна читательская грамотность — это способность анализировать тексты, умение сформулировать и выразить свои мысли по поводу прочитанного, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни.
Самым важный компонент функциональной читательской грамотности, на наш взгляд, это потребность в чтении. Именно посредством чтения мы саморазвиваемся и самообразовываемся.
Дошкольное детство — это время, когда у ребёнка, при соблюдении определённых условий, формируется потребность в чтении.
«Литературный центр» или, как его раньше называли, «Книжный уголок» в ДОО должен привлечь ребёнка к книге.
Мы представим «Литературный центр» лишь одной из групп нашего детского сада — группы для детей с осложнённым ортопедическим и неврологическим статусом, которую посещают дети с задержкой психического и речевого развития (рис. 1).
Рис. 1 Литературный центр «Книжный теремок»
Хорошая освещённость, удобство расположения и эстетичность оформления — составляющие правильного зонирования группы.
При оформлении Литературного центра группы были выполнены все требования к книжному уголку:
— содержательная насыщенность,
— вариативность,
— периодическая сменяемость,
— доступность и безопасность,
— эстетичность оформления.
На верхней полке центрального стеллажа «Книжного теремка» детей встречает Умная книжка — хозяйка литературного центра группы. В неё вложены карточки с заданиями, правила обращения с книгами (рис. 2 и 3).
Рис. 2 и 3. Умная книжка
Ниже располагается полочка «Знакомимся с писателем», на которой стоит портрет писателя, рис. рамка с иллюстрациями по произведениям писателя.
Ещё ниже выставлены книги писателя, с которым «происходит знакомство», раскраски, игры-бродилки по сказкам. Книжка-раскладушка «Я рисую вместе с мамой» знакомит с рисунками по произведениям писателя — гостя уголка (рис. 4).
Рис. 4. Наполнение полочек центрального стеллажа
Закрытый шкаф центрального стеллажа — это «Хранилище книг». В нём собраны детские книги по различной тематике и разных жанров. Там же лежат материалы читального зала: правила обращения с книгой; знаки, регламентирующие поведение в читальном зале; карточки читателей, как в настоящей библиотеке; эмблема библиотекаря, которым может стать любой ребёнок группы; и мотивирующие медали посетителям читального зала. Ещё одна находка — это планшет «Оставьте свой отзыв» с набором наклеек, которые дети приклеивают после «посещения» читального зала (рис. 5, 6).
Рис. 5, 6. В читальном зале
На полочках левого стеллажа Центра выставлена разно жанровая детская литература. Там же стоят папки с бродилками по русским народным сказкам, отдельные иллюстрации к книгам (рис. 7). Ниже на полочке радуют глаз герои сказок, сделанные руками родителей (рис. 8).
Рис. 7, 8 Наполнение левого стеллажа Центра
Здесь же ниже на полке стоят пазлы по сказкам, развивающий планшет с играми по мотивам русских народных сказок (рис. 9).
Рис. 9. Развивающий планшет
Правый стеллаж Центра отведён для освещения лексической теме недели, которая соответствует календарно тематическому планированию образовательной работы ДОО. Здесь и раскраски, и пазлы, и вкладыши, и магнитный планшет с набором картинок по лексической теме, и театр на фартуке.
Периодическая сменяемость наполнения Литературного центра (книги, картины, портреты) — обязательное условие сохранения интереса детей к освещаемому центру развития.
Неотъемлемой частью Литературного центра группы является чемоданчик «Книжный лекарь» для ремонта книг детьми совместно с воспитателем. Его наполнение — это материалы, необходимые для ремонта порвавшейся книги: детские ножницы, клей, скотч, цветная и белая бумага, картон (рис. 10). У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью воспитанники привлекаются к отбору книг, которые нуждаются в ремонте.
Рис. 10. Ремонт книжки
Литературный центр поможет заложить у детей основу любви к книге.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
С. Михалков