Ключевые слова: чтение в младшем дошкольном возрасте, книга в младшем дошкольном возрасте.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В связи с этим, вопросы воспитания интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, обогащения духовного и культурного уровня детей посредством чтения становятся актуальными для родителей и педагогов дошкольных учреждений. Вместе с тем, при изучении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью приобщения детей младшего возраста к книге и чтению и недостаточной разработанностью педагогических условий в практике дошкольного воспитания [1- 3]. И в качестве рабочей гипотезы была сформулирована следующая:приобщению детей младшего дошкольного возраста к книге и чтению будет способствовать создание педагогических условий: учет особенностей читателей-дошкольников младшего дошкольного возраста; создание развивающей среды, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к чтению; использование различных форм, методов, приемов работы для формирования у детей умения слушать и понимать художественный текст; включение родителей в работу по развитию у детей интереса, способности к восприятию и интерпретации литературных произведений.
На формирующем этапе эксперимента мы реализовали педагогические условия, сформулированные в гипотезе. В эксперименте приняли участие 60 детей (по 30 в экспериментальной и контрольной группах). Работа по приобщению детей младшего возраста к книге и чтению проводилась с ноября 2015 г. по апрель 2016 г.
Мы попытались ответить на вопросы: как привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? Какие формы работы с детьми наиболее эффективны? Как привлечь родителей? и др. И вот к каким выводам пришли:
- Литературный центр для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями вначале необходимо создавать с учетом выявленных читательских интересов детей. Постепенно книжный фонд центра необходимо обогащать программными произведениями, хрестоматиями, книжками-самоделками, детскими журналами, иллюстрационными альбомами, наборами серийных открыток и т.п.
- При организации книжного уголка необходимо придерживаться следующих правил: в книжном уголке должны быть книги большого формата и маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок, книжки-игрушки, книги с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д.; книжное окружение, оформляемое для чтения детям, должно соответствовать интересам и возрасту детей; книги должны быть доступны для ежедневного пользования.
- Приучение детей к самостоятельному общению с книгой предполагает сначала совместное с детьми рассматривание иллюстраций, ежедневно, в свободной форме чтение, рассказывание о правилах пользования книгой. Затем необходимо предлагать детям самостоятельно рассматривать, исследовать, изучать книги, раскрашивать раскраски.
- При проведении выставок книги самая первая выставка должна представлять набор книг с ярким оформлением и красочными иллюстрациями. Далее тематика выставок должна быть разнообразной: выставка авторской книги: выставка книг, оформленных известными художниками-иллюстраторами; выставка русских народных сказок, потешек и песенок; выставка сборников стихотворений о природе, т.п.
- Знакомство детей со стихотворными текстами необходимо проводить на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания, кормления. Приобщение детей к миру детской литературы должно происходить ежедневно. Для приобщения детей к книге и чтению следует использовать различные приемы: для поддержания непосредственного отклика и эмоциональной заинтересованности выбирать небольшие по объему произведений, с динамичным сюжетом, повторами. Для более быстрого запоминания текста, установления простейших (последовательных) связей в произведении использовать простейшие модели; для научения детей мысленно представлять события и героев произведения использовать рассматривание иллюстраций, иллюстративный комментарий, опору на личный опыт детей; для научения слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения использовать отраженный пересказ. После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой; с целью формирования интереса к книге и чтению у детей младшего возраста проводить вечера сказок, вечера загадок, драматизацию любимых детских произведений; для формирования бережного отношения к книге привлекать детей к «скорой помощи», подбирая для этого необходимый материал.
- Привлечение родителей к работе по приобщению детей к книге и чтению предполагает: знакомство родителей с возрастными особенностями ребенка раннего возраста как читателя; расширение представлений родителей о детской литературе; научение родителей руководить воспитанием детей как читателей, привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ через различные интерактивные формы работы.
Эффективность выявленных и реализованных нами условий была подтверждена данными контрольного этапа экспе римента. Перспективным направлением дальнейших исследований считаем работу по развитию у детей умений мысленно представлять события и героев произведения и устанавливать простейшие последовательные связи в произведении (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей, схем и др.).
Литература:
- Тюнников Ю., Мазниченко М. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31-38.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Ховякова А.Л. К вопросу о формировании социальной компетентности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы модернизации российского образования: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Тверь, 30.12.2009.
- Tyunnikov Yu.S., Krylova V.V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54-64.
- Krylova V.V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix – early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139-143.
- Moisya M.K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11-17.
- Мушкина И.А., Бородина Н.В., Садилова О.П. Современные направления развития института инклюзивного образования в России // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 106-108.