Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)
Авторы: Огурцова Ирина Александровна, Зайцева Елена Геннадьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 12.10.2018
Статья просмотрена: 293 раза
Библиографическое описание:
Огурцова, И. А. Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы) / И. А. Огурцова, Е. Г. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3635/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вот и наступило время, когда книги отошли на второй план, а на их место пришло время информационных технологий. В свободное время дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. А так хочется вновь увидеть детей, листающих книги, рассматривающих иллюстрации, увидеть огонек желаний в их глазах, просящих почитать сказку или рассказ. Поэтому наша роль, роль детского сада, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, учить их размышлять над прочитанным сюжетом, домысливать, фантазировать, умение думать самостоятельно.
В нашем детском саду во всех группах есть стационарные библиотеки. Где книгу можно взять посмотреть или почитать. Но проанализировав детей, воспитатели сделали вывод, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко берут книги, они предпочитают играть в конструкторы, в настольные или сюжетно — ролевые игры.
Поэтому наш детский сад поставил перед собою цель в создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей для решения следующих задач:
– Повысить интерес взрослых и детей к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, работников библиотеки
– Заинтересовать детей и взрослых посещать библиотеку
– Вернуть в семью традицию семейного чтения
– Показать родителям важность приобщения детей к книге
– Показать на примере, как чтение книг способствует развитию памяти, речи, внимания, словарного запаса
Для того, чтобы реализовать поставленные задачи, мы решили применить нетрадиционный метод приобщения дошкольников к книгам, к чтению. В детском саду в холле была создана мини — библиотека. В этой библиотеке размещается детская художественная литература: сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки. Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать. Для того чтобы книги не потерялись и долго не находились у одних читателей мы сделали формуляры читателей. Родители записывали книги, которые они взяли. Как и в любой библиотеке, мы составили правила пользования мини-библиотекой. Наша библиотека стала пополняться за счет родителей. Родители приносили книги из своего детства. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры книг, книги-малютки и книги-великаны, журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Ребята с удовольствием узнавали, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. С помощь создания мини — библиотек мы добились того, что педагоги и родители стали равноправными партнерами в воспитании детей.
Следующий наш шаг был в создании мини — библиотек в группе. Но там книги подбирались с учетом темы недели. Их было немного, но их рекомендовали воспитатели для семейного чтения. Например, тема недели в старшей группе «Откуда хлеб пришел?». В мини — библиотеки появились следующие книги: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», украинская народная сказка «Колосок», В. А. Сухомлинский «Как из зернышка вырос колосок», В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел», загадки про хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки о труде. В конце темы по прочитанным дома литературным произведениям проходила выставка рисунков или поделок.
В течение года мы устраивали в холле детского сада творческие выставки работ по определенной тематике. Например: «Сказки Пушкина», «Богатыри русской земли», «По дороге добрых сказок», устраивали поэтические вечера, фольклорный праздник «Смех да веселье».
Таким образом, мы не только повысили интерес к чтению, вернули традицию семейного чтения, но и приобщили родителей и детей к совместному творчеству. Совместное чтение и творчество сблизила взрослых и детей. Такая система работы помогла лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
В старших группах был внедрен проект по созданию семейного портфолио «Книга — друг семьи». Где дети рассказывали, как они вместе с родителями читают книги, рисуют по сказкам, отгадывают кроссворды, ходят на выходных в библиотеку.
Следующая форма работы — создание детьми книг — самоделок совместно с родителями. Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Например: «Мой котенок», «В деревне у бабушки», «Мои друзья», «Сказка про пуговку».
В летний оздоровительный период в детском саду появилась мини — библиотека на колесах. Где все воспитанники детского сада могли самостоятельно взять книги, посмотреть, почитать на прогулке. В мини — библиотеки были собраны книги для разных возрастов.
Наш детский сад не остановился на достигнутом результате. Мы решили приобщить родителей к посещению городской библиотеки совместно с детьми. В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.
Сотрудничество библиотеки и детского сада — очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Сотрудники библиотеки разработали план мероприятий, где в интересной форме рассказывали о детских писателях и поэтах, знакомили с творчеством Белгородских писателей, разыгрывали сюжеты сказок, устраивали конкурсы выразительного чтения, творческие конкурсы по сказкам.
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре, повышению читательского интереса совместно с родителями, работниками библиотеки, сотрудниками детского сада дала ощутимые результаты: дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.