Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.10.2018

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Огурцова, И. А. Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы) / И. А. Огурцова, Е. Г. Зайцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3635/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вот и наступило время, когда книги отошли на второй план, а на их место пришло время информационных технологий. В свободное время дети предпочитают смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры. А так хочется вновь увидеть детей, листающих книги, рассматривающих иллюстрации, увидеть огонек желаний в их глазах, просящих почитать сказку или рассказ. Поэтому наша роль, роль детского сада, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, пробудить в них интерес к литературным произведениям, учить их размышлять над прочитанным сюжетом, домысливать, фантазировать, умение думать самостоятельно.

В нашем детском саду во всех группах есть стационарные библиотеки. Где книгу можно взять посмотреть или почитать. Но проанализировав детей, воспитатели сделали вывод, что в самостоятельной игровой деятельности дети редко берут книги, они предпочитают играть в конструкторы, в настольные или сюжетно — ролевые игры.

Поэтому наш детский сад поставил перед собою цель в создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей для решения следующих задач:

– Повысить интерес взрослых и детей к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, работников библиотеки

– Заинтересовать детей и взрослых посещать библиотеку

– Вернуть в семью традицию семейного чтения

– Показать родителям важность приобщения детей к книге

– Показать на примере, как чтение книг способствует развитию памяти, речи, внимания, словарного запаса

Для того, чтобы реализовать поставленные задачи, мы решили применить нетрадиционный метод приобщения дошкольников к книгам, к чтению. В детском саду в холле была создана мини — библиотека. В этой библиотеке размещается детская художественная литература: сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки. Родители совместно с ребенком могут выбрать книгу и взять ее домой почитать. Для того чтобы книги не потерялись и долго не находились у одних читателей мы сделали формуляры читателей. Родители записывали книги, которые они взяли. Как и в любой библиотеке, мы составили правила пользования мини-библиотекой. Наша библиотека стала пополняться за счет родителей. Родители приносили книги из своего детства. Таким образом, дети смогли увидеть очень старые экземпляры книг, книги-малютки и книги-великаны, журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Ребята с удовольствием узнавали, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. С помощь создания мини — библиотек мы добились того, что педагоги и родители стали равноправными партнерами в воспитании детей.

Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/03/IMG-c7dcb005a3f3dfda17cf5f468c5c2b86-V-225x300.jpg Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/03/IMG-d54fd7a8c5c3e0e2ebf929fc3e14c12a-V-225x300.jpg

Следующий наш шаг был в создании мини — библиотек в группе. Но там книги подбирались с учетом темы недели. Их было немного, но их рекомендовали воспитатели для семейного чтения. Например, тема недели в старшей группе «Откуда хлеб пришел?». В мини — библиотеки появились следующие книги: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», украинская народная сказка «Колосок», В. А. Сухомлинский «Как из зернышка вырос колосок», В. В. Коноваленко «Откуда хлеб пришел», загадки про хлебобулочные изделия, пословицы и поговорки о труде. В конце темы по прочитанным дома литературным произведениям проходила выставка рисунков или поделок.

Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/04/IMG_20180423_110955-278x300.jpg Описание: http://mdou76.beluo31.ru/wp-content/uploads/2018/04/IMG_20180423_111451-300x265.jpg

В течение года мы устраивали в холле детского сада творческие выставки работ по определенной тематике. Например: «Сказки Пушкина», «Богатыри русской земли», «По дороге добрых сказок», устраивали поэтические вечера, фольклорный праздник «Смех да веселье».

Таким образом, мы не только повысили интерес к чтению, вернули традицию семейного чтения, но и приобщили родителей и детей к совместному творчеству. Совместное чтение и творчество сблизила взрослых и детей. Такая система работы помогла лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

В старших группах был внедрен проект по созданию семейного портфолио «Книга — друг семьи». Где дети рассказывали, как они вместе с родителями читают книги, рисуют по сказкам, отгадывают кроссворды, ходят на выходных в библиотеку.

Следующая форма работы — создание детьми книг — самоделок совместно с родителями. Одно дело — прочитать книгу, и совсем другое — сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дети придумывали сами. Например: «Мой котенок», «В деревне у бабушки», «Мои друзья», «Сказка про пуговку».

В летний оздоровительный период в детском саду появилась мини — библиотека на колесах. Где все воспитанники детского сада могли самостоятельно взять книги, посмотреть, почитать на прогулке. В мини — библиотеки были собраны книги для разных возрастов.

Наш детский сад не остановился на достигнутом результате. Мы решили приобщить родителей к посещению городской библиотеки совместно с детьми. В результате общения и анкетирования родителей, выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в городской библиотеке.

Сотрудничество библиотеки и детского сада — очень важное направление нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению. Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки чтения, формирует интерес читателя любого возраста. Сотрудники библиотеки разработали план мероприятий, где в интересной форме рассказывали о детских писателях и поэтах, знакомили с творчеством Белгородских писателей, разыгрывали сюжеты сказок, устраивали конкурсы выразительного чтения, творческие конкурсы по сказкам.

Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре, повышению читательского интереса совместно с родителями, работниками библиотеки, сотрудниками детского сада дала ощутимые результаты: дети любят книги, рассматривают их, просят прочитать, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют, с удовольствием участвуют в инсценировке сказок.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, книга, ребенок, библиотека, родитель, семейное чтение, городская библиотека, работник библиотеки, сказка.

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Реализация семейных мастер-классов, как основа формирования ценностей здорового образа жизни у педагогов и родителей дошкольников в процессе взаимодействия (из опыта работы)

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями

Задать вопрос