Язык интернет-пространства как современное средство общения школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (22) февраль 2019 г.

Дата публикации: 16.01.2019

Статья просмотрена: 1669 раз

Библиографическое описание:

Устьянцев, Д. К. Язык интернет-пространства как современное средство общения школьников / Д. К. Устьянцев, Д. В. Лузгарева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 2 (22). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/22/1363/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Современные технологии поставили коммуникацию на новый уровень ее развития благодаря такому средству общения как Интернет. Наряду с другими средствами массовой коммуникации информация, находящаяся в глобальной сети, является более доступной (поскольку доступ к ней имеет любой человек, подключенный к сети Интернет), регулярно обновляемой, не имеет ограничений по объему, сопровождается большим количеством графической информации. Для этого нужно применять язык интернет пространства.

Современные школьники находятся в постоянном круговороте информации, как в школе, так и за ее пределами. Информатизации подвергаются также процессы коммуникации, поскольку языковые процессы всегда стремятся к сокращению языковых ресурсов. То есть язык подстраивается под современные тенденции.

Язык интернет-пространства — это особая языковая среда, которая функционирует именно в глобальной сети. Однако сейчас общение происходит не только в сети интернет, но и в различных мессенджерах, которыми щедро снабжены современные смартфоны.

Особое место среди языка интернет-пространства занимают графические обозначения или смайлики. Выражать свои эмоции во время электронного общения давно принято именно по средствам этих знаков. С целью выявления языковой картины современного школьника был проведен опрос среди учеников 7 классов, в котором участвовали 75 человек. Были заданы вопросы по теме: «Языковые средства в интернет-пространстве».

Первый вопрос, на который отвечали респонденты был вопрос: «Как вы считаете, какие слова используются ТОЛЬКО для интернета и переписок в социальных сетях?» был получен языковой материал в количестве 22 слов. Частота употребления всех слов составила 144(100 %). Полученные ответы дают нам полное представление о том, какие языковые средства используются в интернет пространстве. На первом месте сокращенные слова: спс и пж — спасибо (10,42 %) и пожалуйста (9,03 %), также слово иноязычного происхождения — ок (8,33 %), LoL (5,56 %), норм (4,17 %), крч (3,47 %) и другие.

Стоит отметить, что такое большое количество сокращений используется именно потому, что есть необходимость экономия речевых ресурсов, то есть Интернет-коммуникация — это интенсивное общение, где важна скорость ответов, поэтому чтобы сократить временные затраты и используются сокращенные слова, которые понятны обоим участникам диалога. И не нуждаются в пространном ответе, ведь писать немного дольше, чем говорить тоже самое слово.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что наиболее частотными являются слова вежливости, а также междометия, выражающие смех, потому что именно эти слова нужны для общения в интернете.

На второй вопрос «Отличается ли на ваш взгляд виртуальный разговорный язык от устного разговорного языка?» половина респондентов ответили утвердительное да (50,7 %), 29,3 % не увидели никаких отличий, 9,3 процента сказали, что отличается только тем, что нужно писать и 10,7 % предложили свой вариант. Среди предложенных вариантов ответов были сделаны акценты на то, что отличия в невозможности видеть абонента, с которым общаешься, тем, что нельзя проявлять свои чувства и действия. Также был сделан акцент на то, что в Интернете общение протекает свободнее, чем в жизни. Бесспорно, еще одним радикальным отличием интернет-коммуникация является невозможность видеть своего собеседника и тем самым происходит снятие всех коммуникативных и психологических барьеров.

Третий вопрос был направлен на установления наиболее частотных эмотиконов, которые используются в процессе интернет-общения. Респондентам нужно было выделить те смайлики, которые чаще всего употребляются ими. На первом месте оказался графический смайл, обозначающий эмоцию «смешно до слез» (15,43 %), это может быть связано именно с характером общения. В основном среди подростков распространено свободное общение, чаще направленное на подшучивание друг над другом или над другими, не участвующими в диалоге собеседниками, но известными обоим говорящим. И чтобы показать, что шутка удалась или адресату действительно смешно, то он присылает в ответ такое графическое изображение.

На втором месте по частоте использования оказался смайлик «люблю, целую» (8,36 %), который чаще всего используется, когда собеседники заканчивают общение, и находятся в хороших и дружеских отношениях.

Следующие по распространению смайлики, которые обозначают сокращение «хорошо, или ок» (6,43 %) и смайлик «я тебя люблю» (5,79 %).

Поскольку мы исследуем языковые особенности интернет-пространства, то для него характерно использование графических символов, что подтверждается частотным использованием смайликов при интернет-общении.

На 4 вопрос «Хватает ли вам эмотиконов для выражения своих эмоций?» мы получили следующие ответы: 56 % респондентов уверенно заявили, что им хватает тех смайликов, которые уже существуют в электронной среде. 29,3 процента ответили, что им не хватает существующих графических символов для выражения всей полноты эмоций. И 14,7 % предложили свой вариант ответа. Среди них были мнения, что смайликами они не пользуются, либо они им не нужны. Кому-то трудно сделать выбор среди такого большого количества эмотиконов.

На 5 вопрос «Следите ли вы за использованием слов и выражений, когда общаетесь в Интернете?» 67 % респондентов дали ответ, что они следят за своей речью во время общения в Интернете, что противоречит полученным данным по первому вопросу. Так среди полученного в исследовании языкового материала встречалась и нецензурная лексика, что подтверждает гипотезу о свободном общении. Такой большой процент утвердительных ответов, на наш взгляд, был связан с тем, что опрос проводился среди учеников, и многие, скорее всего, приукрасили свои возможности общения в сети.

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы. Интернет-коммуникация занимает большое место среди всех других видов общения у современных школьников. Они очень часто общаются, используя электронные средства коммуникации. Основной особенностью такого общения является наличие сокращений, что позволяет увеличить скорость коммуникации, использование нецензурной лексики говорит о том, что школьники свободно чувствуют себя в Интернете и не следят за своей речью, хотя данные опроса и показали абсолютно обратное.

Многие используют в своем общении графические изображения, поскольку электронная коммуникация не позволяет выражать всех эмоций, как при живом общении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сегодня общение и, следовательно, язык переходят на новую ступень, мы все больше стремимся к экономии речевых ресурсов и возможности получить максимум информации, используя минимум речевых затрат.

Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, глобальная сеть, нецензурная лексика, свободное общение, языковой материал, язык интернет-пространства, общение, ответ, слово, смайлик.


Задать вопрос