Изучение иностранных языков как способ повышения толерантности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 05.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Яковлев, Н. Д. Изучение иностранных языков как способ повышения толерантности / Н. Д. Яковлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 81-85. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116977/ (дата обращения: 18.09.2024).



В настоящее время проблема международной толерантности актуализируется во всех сферах общественной жизни в контексте трансформаций основных показателей социального взаимодействия. Данная проблема распространена у студентов ДВФУ, куда приезжают молодые люди из Индии, Китая и других стран. В период формирования студенческой группы молодые люди заново решают проблему распределения социальных ролей, от чего могут зависеть на этапе обучения в ВУЗе круги их общения, качество взаимодействия с одногруппниками.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен толерантности или ее отсутствии может как негативно, так и положительно сказываться на коммуникативных способностях индивидов, их навыках работать в группах и общее взаимодействие в социуме в целом. Все это прямо влияет на продуктивность и социальную стабильность, а потому необходимо искать методы для укрепления межнационального сотрудничества.

Язык является мощнейшим средством формирования мировоззрения общества и личности. По мысли С. Г. Тер-Минасовой, «язык формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения». Язык творчески активно отражает окружающую действительность и внутренний мир этносоциальных и религиозных общностей, то, что можно назвать мозаичной ментальностью общественного сознания, оказывающей обратное воздействие на качественное разнообразие и самобытность общественного бытия, а потому он является мощнейшим инструментом на пути к международной толерантности.

Рассмотрим результаты проведенного нами социологического опроса среди студентов.

Для проверки возможности реализации повышения толерантности с помощью изучения иностранных языков как основного инструмента был проведен небольшой опрос.

Опрос был разработан и проведен нами и проводился в период с 7 по 11 января 2024 года на платформе «Google Forms» с целью определения субъективного восприятия изучающих иностранные языки на их толерантность и влияния языков на нее.

В проведении опроса приняли участие 174 студента высшего и среднего профессионального образования на территории Российской Федерации.

Вопрос № 1. Кем бы респонденты могли видеть носителей изучаемого языка.

Рис. 1. Вопрос № 1. Кем бы респонденты могли видеть носителей изучаемого языка.

Данный вопрос был составлен с помощью шкалы Э. Богардуса, чтобы выявить межнациональную дистанцию между респондентами и носителями изучаемым ими языка.

В наибольшую часть вошли варианты ответа «Близкий друг» (153 человека), «Коллега по работе» (157 человек) и «Гость моей страны» (162 человека). Если попытаться найти связь между этими вариантами, то можно обнаружить, что такие люди как друзья, коллеги, и туристы — те группы, в окружении которых мы находимся меньшую часть времени и порой члены данных групп имеют тенденцию меняться составом. Что же до вариантов из меньшей половины, то это «Близкий родственник» (97 человек), «Сосед по дому» (133 человек) и «Гражданин моей страны» (122 человека). Данные группы, в отличии от верхней половины, являются постоянными, которые чаще всего остаются теми же на протяжении большей части нашей жизни, из чего можно сделать вывод, что несмотря на то, что никто особо не против общения с иностранцами, но при этом все равно хотят держать дистанцию.

Вопрос № 2. Выявление наличия стереотипов и предрассудков к носителям изучаемого языка

Рис. 2. Вопрос № 2. Выявление наличия стереотипов и предрассудков к носителям изучаемого языка

Данный вопрос необходим для выявления наличия первоначальных негативных чувств к нации-носителю языка, если таковые изначально были. Выясняется, что у 105 респондентов (60 %) изначально никаких стереотипов не было, остальные же 69 респондентов (40 %) указали, что таковые имелись.

Вопрос № 3. Выявление наличия стереотипов и предрассудков после обучения у тех, кого они были

Рис. 3. Вопрос № 3. Выявление наличия стереотипов и предрассудков после обучения у тех, кого они были

После предыдущего вопроса были отсеяны респонденты, не имеющие стереотипов, так как их мнение противоречит данному вопросу. По результатам вопроса было выявлено, что из 69 человек, у которых были стереотипы о нации-носителе языка до обучения уже после ознакомления с языком не пересмотрели свои взгляды. 53 (77 %) респондента остались со своими предрассудками, в то время как остальные 16 (23 %) от них избавились. В целом получается, что изучение языков слабо способствует избавлению от уже имеющихся стереотипов и предрассудков.

Вопрос № 4. Выявление изменения отношения к другим нациям после изучения иностранных языков у респондентов

Рис. 4. Вопрос № 4. Выявление изменения отношения к другим нациям после изучения иностранных языков у респондентов

Последним вопросом стало выявление изменение отношения к другим нациям после изучения одного языка. 96 человек (55 %) ответило, что их мнение не изменилось. 41 человек (24 %) ответил, что после изучения языка отношения ко всем нациям улучшилось, 29 человек (17 %) ответило, что в лучшую сторону отношение улучшилось только к некоторым нациям, 3 (2 %) человека ответило, что отношение улучшилось, но только к носителям языка, и 5 человек (3 %) ответило, что отношение к другим нациям наоборот ухудшилось.

Выводы:

— Изучающие иностранные языки студенты имеют тенденцию держать с иностранцами определенную дистанцию.

— Изучение языка не способствует исчезновению предрассудков к нации-носителю.

— После завершения изучения иностранного языка мнение обучающихся о других народах либо не изменяется, либо улучшается.

Литература:

  1. Абдуллаева Е. А. «Толерантность как социокультурное явление» // Общественные науки и современность. 2021. № 1. С. 112–124.
  2. Козлов Д. В. «Толерантность и международная безопасность» // Мировая политика. 2021. № 8. С. 75–82.
  3. Елисеева Е. С. Межнациональные конфликты в студенческой среде. / Форум молодежной науки, выпуск 1, № 6, 2020.
  4. Данилов С. С. «Современные подходы к пониманию толерантности» // Журнал социологии и культурологии. 2021. № 4. С. 27–36.
  5. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. М.: Слово/Slovo, 2000. С. 14.
Основные термины (генерируются автоматически): язык, выявление наличия стереотипов, международная толерантность, моя страна, нации-носитель языка, нация, носитель языка, респондент.


Похожие статьи

Задать вопрос