Особенности копинг-поведения обучающихся с ограниченными возможностя-ми здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (204) май 2018 г.

Дата публикации: 07.05.2018

Статья просмотрена: 335 раз

Библиографическое описание:

Даниленко, С. В. Особенности копинг-поведения обучающихся с ограниченными возможностя-ми здоровья / С. В. Даниленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/204/50071/ (дата обращения: 19.10.2024).



Одним из важнейших направлений социальной политики Российской Федерации является формирование условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.

Инклюзивный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования, он рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации лиц с проблемами в развитии, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий.

Вопросы адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в техникуме тесно связана не только с вопросами их здоровья, профилактики заболеваний, формирования ряда образовательных компетенций, но и с формированием средств и механизмов преодоления и разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения, в том числе с формированием продуктивного копинг-поведения у студентов с ОВЗ.

Основными задачами копинг-поведения является быстрая адаптация человека к проблемной, кризисной ситуации, которая позволяет ему ослабить или смягчить ее требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение, и, таким образом, сделать максимально успешным поиск конструктивного решения, осуществить корректировку самооценки или регулирование взаимоотношений с окружающими.

Актуальность проблемы формирования продуктивного копинг-поведения обусловлена двумя фактами. Во-первых: длительно протекающее хроническое заболевание несомненно накладывает отпечаток на последующее защитно-совладающее поведение и адаптацию больного в сторону снижения и обеднениякопинг-стратегий. Во-вторых: общение у лиц с ОВЗ затруднено ввиду наличия ограничений функций жизнедеятельности, что является одной из причин возникновения стрессов, нарушений психической адаптации, развития расстройств в психической и соматической сфере различной степени выраженности. Следствием действия данных факторов может выступать ухудшение взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

Копинг — поведение — это осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу (1987). Понятие «coping» происходит от англ. «to соре» (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса.

Основными задачами копинг-поведения является быстрая адаптация человека к проблемной, кризисной ситуации, которая позволяет ему ослабить или смягчить ее требования, нейтрализовать эмоциональное напряжение, и, таким образом, сделать максимально успешным поиск конструктивного решения, осуществить корректировку самооценки или регулирование взаимоотношений с окружающими.

Важное место в исследовании копинг — стратегии обучающихся занимает диагностический инструментарий, соответствующий возрастным особенностям испытуемых и адаптированный к особенностям популяции. Существует большое количество диагностических средств, направленных на изучение совладающего поведения, представляющих собой по форме многошкальные опросники, открытые и полуструктурированные интервью или экспертные оценки.

На базе нашего учебного заведения было проведено исследование, направленное на изучение особенностей копинг-поведения лиц с ОВЗ. В исследовании приняли участие 28 студентов 1–2 курсов в возрасте от 16 до 18 лет, из них 6 обучающихся отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для изучения копинг-поведения были использованы следующие методики: «Определение индивидуальныхкопинг-стратегий» (по Хейму Э.), опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса», опросник «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления» (И. Г. Сизова, С. И. Филиппченкова).

Результаты экспериментального изучения копинг-поведения студентов на диаграмме.

Обобщенные результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что среди студентов с ОВЗ в целом по группе преобладают испытуемые с условно продуктивным и непродуктивным копинг-поведением, тогда как среди студентов с условной нормой здоровья (далее — УНЗ) — с продуктивным и условно продуктивным.

Непродуктивное копинг-поведение не обеспечивает адекватное совладание в условиях проблемной ситуации. Преобладают отрицательные эмоциональные переживания, негативная оценка проблемной ситуации и своей способности справиться с ней. Возможности эмоциональной регуляции собственного состояния ограничены. Этому условно соответствует критический стиль копинг-поведения. Критический (дезадаптивный) стиль копинг-поведения не обеспечивает адекватное совладание в условиях проблемной ситуации.вследствие использования ригидных паттернов копинг-поведения. Это поведение выявлено у 44 % студентов с ОВЗ и 20 % студентов с УНЗ.

Условно продуктивно екопинг-поведение в целом характеризуется довольно ограниченным репертуаром, стереотипностью реагирования. Эмоциональное реагирование избирательно, ситуативно. Для этого поведения свойственна как текущая эмоциональная регуляция собственного состояния, так и итоговая. Этому поведению условно соответствует адаптивный стиль копинг-поведения. Адаптивный стиль копинг-поведения обеспечивает достаточное совладание в условиях проблемной ситуации. Это поведение выявлено у 39 % студентов с ОВЗ и 41 % студентов с УНЗ.

Продуктивное копинг-поведение отражает личностную ценность копинг-поведения, возможность самовыражения в ситуациях его использования, наделение его личностным смыслом. Для этого поведения свойственны достаточно широкие возможности эмоциональной регуляции собственного состояния, в том числе опережающего типа. Поведению соответствуют оптимальный и креативный стили копинг-поведения. Оптимальный стиль копинг-поведения также обеспечивает гибкое мобильное совладание в условиях проблемной ситуации. Оба стиля предполагают постоянное расширение и обновление репертуара копинг-поведения. Креативный стиль копинг-поведения обеспечивает гибкое мобильное совладание в условиях проблемной ситуации. Это поведение выявлено у 17 % студентов с ОВЗ и 39 % студентов с УНЗ.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что внутренними условиями, факторами, которые определяют особенности копинг-поведения обучающихся с ОВЗ, являются такие личностные особенности, как самостоятельность или нужда в поддержке окружающих, склонность к приспособлению к ситуации, а не изменение самой ситуации.

Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод, о необходимости формирования продуктивного копинг-поведения для более успешного включения обучающихся с ОВЗ в общество.

Формирование продуктивного копинг-поведения обучающихся с ОВЗ может осуществляться в рамках психолого-педагогического практикума, который включает два этапа: просветительский и прикладной. На просветительском этапе даются представления о копинг-поведении, формируются теоретические знания и представления о его особенностях. Прикладной этап работы представляет собой систему практических тренинговых занятий, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективное средство по формирования продуктивного копинг-поведения обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, особенностями копинг-поведения лиц с ОВЗ являются:

– преобладание когнитивных стратегий преодоления, где предпочтение отдается относительно продуктивным и непродуктивным стратегиям преодоления;

– чаще всего используется оптимизм, как эмоциональная копинг-стратегия преодоления стрессовой ситуации.

Из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости формирования формирование продуктивного копинг-поведения для более успешного включения лиц с ОВЗ в общество.

Литература:

  1. Вербрюгген А. А. Защитные механизмы и копинг-стратегии у детей с двигательными нарушениями и их родителей/ автореф. дис.... кандидата психологических наук — С. Петербург, 2015
  2. Грановская Р. М. Психологическая защита. — Спб.: Речь, 2014.
  3. Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О.Л Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования // Дефек-тология. — 2014.
  4. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2016.
  5. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. — СПб.: Издательство СПбГМУ, 2015.
  6. http://www.insai.ru/slovar/koping-povedenie
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Копингhttps://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13778h ttp://kpfu.ru/staff_files/F915886738/Statya.Artemevoj.T..pdf
  8. http://studopedia.ru/8_127479_klassifikatsiya-koping-strategiy.html
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, продуктивное копинг-поведение, поведение, собственное состояние, студент, адекватное совладание, гибкое мобильное совладание, конструктивное решение, кризисная ситуация, непродуктивное копинг-поведение.


Похожие статьи

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Особенности речевого развития детей-билингвов в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Возможности развития коммуникативных навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями в образовательной среде коррекционной школы

Особенности речевого развития детей-билингвов в дошкольных образовательных учреждениях

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС

Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Формирование социально приемлемого поведения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающих в психоневрологическом интернате

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Задать вопрос