Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 14.10.2021

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Секретарева, А. Ю. Особенности мотивационной сферы у студентов с психосоматическими нарушениями / А. Ю. Секретарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84614/ (дата обращения: 16.12.2024).



Мотивационная сфера студентов имеет предпосылки формирования либо при помощи внешних, либо при помощи внутренних факторов. В ходе внутренне мотивированной деятельности студенты вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. Внешняя мотивация определяется факторами, которые находятся вне человека, вне его желаний, установок, интересов. Ее создают другие люди, условия, ситуации. Также внешняя мотивация связана как с боязнью наказания, так и с ожиданием вознаграждения. К внутренней мотивации можно отнести: значимость обучения, профессиональные мотивы, которые отражают значение учебной деятельности по овладению будущей профессией, познавательные, связанные с потребностью в новых знаниях [1].

Внешние и внутренние источники по-разному влияют на мотивацию достижения, что обусловлено свойственными человеку потребностями в самодетерминации и контроле. Внешние источники могут быть действенными только в случае их интериоризации субъектом. Отчетливо влияющими на мотивацию достижения являются именно внутренние источники, такие как ощущение собственного выбора, удовлетворенность от процесса выполнения деятельности, интерес и т. д. [2].

В научной литературе существует множество данных, подтверждающих позицию о том, что у психически здорового человека тенденция к саморазвитию является обязательной составляющей его мотивационной сферы.

Мотивационная сфера же при психических расстройствах претерпевает существенные изменения. Специфика мотивации достижения при том или ином психическом расстройстве отражает специфику ведущего радикала заболевания. Приводя пример, при невротических и психосоматических расстройствах таким ведущим радикалом является тревожность [3].

В литературе имеется описание следующих закономерностей, фиксирующих взаимосвязь повышенной тревожности с уровнем и спецификой мотивационной стороны достиженческой деятельности:

1) высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

2) высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

3) боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей, эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

4) мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей, обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

5) для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

6) низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;

7) личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые «несут в себе угрозу».

Отсюда можно сделать вывод, что при психических расстройствах характерны расстройства мотивационной сферы в целом и мотивации достижения — в частности.

С другой стороны, например, такая внешняя мотивация, как обладание дипломом является подтверждением «нормальности» его обладателя и поддержки его социального статуса. Для студентов с нарушенной структурой образования мотивационной сферы, а именно при психосоматических заболеваниях (в обход здоровых предпосылок к саморазвитию) такая внешняя мотивация может показаться привлекательной. Так, человек с выраженной тревожностью может избегать попадания в стрессовые ситуации, и всеми возможными путями стараться получить диплом ради самого диплома.

На базе Воронежского государственного университета было проведено эмпирическое исследование.

Объектом исследования выступили студенты факультета философии и психологии 1 курса магистратуры очно-заочной формы обучения в возрасте от 22 до 25 лет. Общий объем выборки 55 человек.

Методы сбора эмпирических данных : психодиагностический метод, который выступил в виде стандартизированных самоотчетов: тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) и Клинический опросник невротических состояний, «Мотивация обучения в вузе», Шкала академической мотивации.

В качестве методов обработки данных выступили качественный и количественный анализ. Количественный анализ эмпирических данных осуществлялся с помощью критерия Манна-Уитни.

После проведения эмпирических исследований и обобщения данных, можно сделать вывод, что и у студентов с предрасположенностью к психосоматическим заболеваниям и у условно здоровых студентов присутствуют как внешние, так и внутренние детерминанты формирования мотивационной сферы. У обеих групп выражена потребность в самоактуализации, данную потребность можно соотнести с потребностью в уважении и самоуважении, выделяемой А. Маслоу.

Однако, у студентов с предрасположенностью к психосоматическим нарушениям показатели внешней детерминанты формирования мотивационной сферы выше, чем у условно здоровых студентов, т. е. можно предположить, что эти студенты предрасположены к учебе по одной или нескольким причинам, таких как: ощущение стыда и чувства долга перед собой, либо другими значимыми людьми, следование требованиям, диктуемым социумом или учеба для избегания всевозможных проблем и др. Т. е. студентам данной группы свойственно более индифферентное отношение к учебной деятельности. Условно здоровые студенты, напротив, характеризуются стремлением понять изучаемый предмет, узнавать для себя что-то новое, стать компетентными специалистами.

Литература:

  1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. — Москва: Мысль, 1976. — 160 с.
  2. Топалова О. Б. Мотивация достижения и ее нарушения при различных формах патологии / О. Б. Топалова // Бюллетень науки и практики. — 2016. — № 7. — С. 344.
  3. Топалова О. Б. Мотивация достижения в норме и при психической патологии: автореф. дисс. … доктора психол. наук / Топалова О. Б. — Харьков, 2016. — 404 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивационная сфера, внешняя мотивация, мотивация достижения, студент, количественный анализ, учебная деятельность.


Похожие статьи

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

Похожие статьи

Особенности личностного развития у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью

Особенности коммуникативной функции детей с нарушением слуха

Особенности коррекционного воздействия на речевое развитие детей с билингвизмом

Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Психологические особенности готовности к школе старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Особенности обучения детей с нарушениями аутистического спектра в 1-м классе

Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

Задать вопрос