Измерение уровня тревожности студентов Кировского государственного медицинского университета в межсессионный и предсессионный периоды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванцова, Ю. А. Измерение уровня тревожности студентов Кировского государственного медицинского университета в межсессионный и предсессионный периоды / Ю. А. Иванцова, А. А. Ишутова, П. А. Прокошева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114284/ (дата обращения: 30.06.2024).



Ключевые слова: тревожность, мотивация, сессионный период, депрессия.

Цель работы: изучение влияния сессионного периода на возникновение и изменение личностной и ситуативной тревожности у студентов.

Материалы и методы: в исследовании приняло участие 40 студентов в возрасте от 18 до 27 лет. У студентов оценивали уровень депрессии (а так же её когнитивно-аффективные и соматические проявления) с помощью теста для оценки уровня депрессии Бека, академическую мотивацию (конкретно познавательную мотивацию, мотивацию достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная и экстернальная мотивация, а так же амотивация) с помощью теста «Шкала академической мотивации», показатель психической напряженности с помощью теста PSM-25, ситуативную и личностную тревожность с помощью теста «Шкала тревоги Спилберга-Ханина». Анкетирование было проведено дважды: в сентябре-октябре и в январе непосредственно в предсессионный период для сопоставления изменения уровней мотивации, депрессивных состояний, психической напряженности и тревожности с предстоящей сессией.

Результаты: нами было проведено 4 анкетирования: шкала депрессии Бека, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, шкала академической мотивации, шкала психологического стресса. Далее нами были проведены сравнения данных шкал в начале семестра и в предсессионный период. В начале семестра когнитивно-аффективные проявления по шкале Бека составили в среднем 4,8, а соматические 2,5. В предсессионный период когнитивно-аффективные проявления увеличились у 83 % студентов, среднее значение — 7,7; значение t-критерия Стьюдента: 2,58, различия статистически значимы (p=0,01); критическое значение t-критерия Стьюдента = 1.991, при уровне значимости α = 0,05. Соматические проявления увеличились у 73 % студентов, среднее значение — 4,1; значение t-критерия Стьюдента: 2,82; различия статистически значимы (p=0,006). В начале семестра познавательная мотивация в среднем составила 13 баллов, в предсесионный период увеличилась у 88 % студентов, среднее значение перед сессией — 16,7 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 5,59; различия статистически значимы (p=0,01). Мотивация достижения в начале учебного года в среднем составила 12,0 баллов и увеличилась перед сессией у 83 % студентов, средний показатель — 14,9 баллов; значение t-критерия Стьюдента: 6,00; различия статистически значимы (p=0,03). Мотивация саморазвития в начале исследования составила в среднем 14,75 баллов по шкале академической мотивации, во втором этапе исследования она увеличилась у 60 % студентов, средний балл перед сессией составил 15,0, значение t-критерия Стьюдента: 0,50; различия статистически не значимы (p=0,06). В начале семестра мотивация самоуважения в среднем составила 15,0 баллов, перед сессией она увеличилась у 60 % студентов, но у оставшихся 40 % осталась на прежнем уровне или уменьшилась и вновь в среднем составила 15,0 баллов, различия в рамках анализа средних данных не обнаружены. Интроецированная мотивация в начале семестра составляла в среднем 12,0 баллов, увеличилась у 55 % студентов перед сессией — в среднем 13,1 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 1,42; различия статистически не значимы (p=0,15). Экстернальная мотивация в начале исследования в среднем составляла 11,92 баллов, у 55 % студентов увеличилась в пердсессионный период, у остальных студентов осталась на прежнем уровне или стала ниже, среднее значение составило 11,95 баллов, различия в рамках анализа средних данных не обнаружены. Амотивация в начале учебного года составляла в среднем 9,7 баллов, перед сессией снизилась у 66 % студентов — в среднем 6,8 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 3.77, различия статистически значимы (p=0.01). По шкале психологического стресса в начале семестра психологическая напряженность составила в среднем 106,7 баллов, у 65 % студентов напряженность увеличилась перед сессией, а средний балл составил 94,6; Значение t-критерия Стьюдента: 1.66, различия статистически не значимы (p=0.10). В начале семестра ситуативная тревожность по шкале тревоги Спилбергера-Ханина в среднем составляла 54 балла, в то время как личностная тревожность составляла 53 балла. В предсессионный период ситуативная тревожность повысилась у 40 % студентов, среднее занчение составило 41,4 балла, значение t-критерия Стьюдента: 4.82, различия статистически значимы (p=0.01) Личностная тревожность у 43 % студентов увеличилась, среднее значение перед сессией составило 43,8 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 3.49, различия статистически значимы (p=0.007).

Выводы: на основании результатов проведенного исследования из 40 человек можно сделать следующие выводы: сессия влияет на психическое состояние студентов, повышает уровень стресса и тревожности, вводит обучающихся в состояние психологического дискомфорта, но при этом способствует повышению показателей мотивации и в среднем снижает показатель амотивации — в условиях дискомфорта и тревоги перед надвигающимися экзаменами обучающиеся испытывают увеличение уровня мотивации и желания изучать материал.

Литература:

  1. Анохин П. К. Эмоции. Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984. — 214–276 с.
  2. А. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов — М.: Эксмо, 2005.
  3. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии — 1993. — 104–113 с.
  4. Овчинникова О. В., Пунг Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. — М., 1985. — № 4–112–119 с.
  5. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал — т. 17–1996. — № 1–169–174 с.
  6. Творогова Н. Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998. — 271–275 с.
  7. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда /Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 385–386 с.
  8. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности — 2005.
  9. Яковлев Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания: Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1999. — 442–453 с.
  10. Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин. Опросник «Шкалы академической мотивации»/ Психологический журнал, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): значение t-критерия, балл, начало семестра, среднее, студент, академическая мотивация, помощь теста, различие, Личностная тревожность, ситуативная тревожность.


Ключевые слова

мотивация, депрессия, тревожность, сессионный период

Похожие статьи

Задать вопрос