Измерение уровня тревожности студентов Кировского государственного медицинского университета в межсессионный и предсессионный периоды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванцова, Ю. А. Измерение уровня тревожности студентов Кировского государственного медицинского университета в межсессионный и предсессионный периоды / Ю. А. Иванцова, А. А. Ишутова, П. А. Прокошева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114284/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: тревожность, мотивация, сессионный период, депрессия.

Цель работы: изучение влияния сессионного периода на возникновение и изменение личностной и ситуативной тревожности у студентов.

Материалы и методы: в исследовании приняло участие 40 студентов в возрасте от 18 до 27 лет. У студентов оценивали уровень депрессии (а так же её когнитивно-аффективные и соматические проявления) с помощью теста для оценки уровня депрессии Бека, академическую мотивацию (конкретно познавательную мотивацию, мотивацию достижения, саморазвития, самоуважения, интроецированная и экстернальная мотивация, а так же амотивация) с помощью теста «Шкала академической мотивации», показатель психической напряженности с помощью теста PSM-25, ситуативную и личностную тревожность с помощью теста «Шкала тревоги Спилберга-Ханина». Анкетирование было проведено дважды: в сентябре-октябре и в январе непосредственно в предсессионный период для сопоставления изменения уровней мотивации, депрессивных состояний, психической напряженности и тревожности с предстоящей сессией.

Результаты: нами было проведено 4 анкетирования: шкала депрессии Бека, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, шкала академической мотивации, шкала психологического стресса. Далее нами были проведены сравнения данных шкал в начале семестра и в предсессионный период. В начале семестра когнитивно-аффективные проявления по шкале Бека составили в среднем 4,8, а соматические 2,5. В предсессионный период когнитивно-аффективные проявления увеличились у 83 % студентов, среднее значение — 7,7; значение t-критерия Стьюдента: 2,58, различия статистически значимы (p=0,01); критическое значение t-критерия Стьюдента = 1.991, при уровне значимости α = 0,05. Соматические проявления увеличились у 73 % студентов, среднее значение — 4,1; значение t-критерия Стьюдента: 2,82; различия статистически значимы (p=0,006). В начале семестра познавательная мотивация в среднем составила 13 баллов, в предсесионный период увеличилась у 88 % студентов, среднее значение перед сессией — 16,7 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 5,59; различия статистически значимы (p=0,01). Мотивация достижения в начале учебного года в среднем составила 12,0 баллов и увеличилась перед сессией у 83 % студентов, средний показатель — 14,9 баллов; значение t-критерия Стьюдента: 6,00; различия статистически значимы (p=0,03). Мотивация саморазвития в начале исследования составила в среднем 14,75 баллов по шкале академической мотивации, во втором этапе исследования она увеличилась у 60 % студентов, средний балл перед сессией составил 15,0, значение t-критерия Стьюдента: 0,50; различия статистически не значимы (p=0,06). В начале семестра мотивация самоуважения в среднем составила 15,0 баллов, перед сессией она увеличилась у 60 % студентов, но у оставшихся 40 % осталась на прежнем уровне или уменьшилась и вновь в среднем составила 15,0 баллов, различия в рамках анализа средних данных не обнаружены. Интроецированная мотивация в начале семестра составляла в среднем 12,0 баллов, увеличилась у 55 % студентов перед сессией — в среднем 13,1 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 1,42; различия статистически не значимы (p=0,15). Экстернальная мотивация в начале исследования в среднем составляла 11,92 баллов, у 55 % студентов увеличилась в пердсессионный период, у остальных студентов осталась на прежнем уровне или стала ниже, среднее значение составило 11,95 баллов, различия в рамках анализа средних данных не обнаружены. Амотивация в начале учебного года составляла в среднем 9,7 баллов, перед сессией снизилась у 66 % студентов — в среднем 6,8 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 3.77, различия статистически значимы (p=0.01). По шкале психологического стресса в начале семестра психологическая напряженность составила в среднем 106,7 баллов, у 65 % студентов напряженность увеличилась перед сессией, а средний балл составил 94,6; Значение t-критерия Стьюдента: 1.66, различия статистически не значимы (p=0.10). В начале семестра ситуативная тревожность по шкале тревоги Спилбергера-Ханина в среднем составляла 54 балла, в то время как личностная тревожность составляла 53 балла. В предсессионный период ситуативная тревожность повысилась у 40 % студентов, среднее занчение составило 41,4 балла, значение t-критерия Стьюдента: 4.82, различия статистически значимы (p=0.01) Личностная тревожность у 43 % студентов увеличилась, среднее значение перед сессией составило 43,8 баллов, значение t-критерия Стьюдента: 3.49, различия статистически значимы (p=0.007).

Выводы: на основании результатов проведенного исследования из 40 человек можно сделать следующие выводы: сессия влияет на психическое состояние студентов, повышает уровень стресса и тревожности, вводит обучающихся в состояние психологического дискомфорта, но при этом способствует повышению показателей мотивации и в среднем снижает показатель амотивации — в условиях дискомфорта и тревоги перед надвигающимися экзаменами обучающиеся испытывают увеличение уровня мотивации и желания изучать материал.

Литература:

  1. Анохин П. К. Эмоции. Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984. — 214–276 с.
  2. А. А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов — М.: Эксмо, 2005.
  3. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии — 1993. — 104–113 с.
  4. Овчинникова О. В., Пунг Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряжённости в ситуации экзамена // Психологические исследования. — М., 1985. — № 4–112–119 с.
  5. Пасынкова Н. Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал — т. 17–1996. — № 1–169–174 с.
  6. Творогова Н. Д. Страх и тревожность. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998. — 271–275 с.
  7. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда /Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 385–386 с.
  8. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности — 2005.
  9. Яковлев Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания: Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 1999. — 442–453 с.
  10. Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин. Опросник «Шкалы академической мотивации»/ Психологический журнал, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): значение t-критерия, балл, начало семестра, среднее, студент, академическая мотивация, помощь теста, различие, Личностная тревожность, ситуативная тревожность.


Ключевые слова

мотивация, депрессия, тревожность, сессионный период

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Особенности эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации

Рассматриваются особенности эмоциональной сферы студентов в период адаптации к условиям обучения в техникуме. Диагностируются такие параметры, как эмоциональность, эмпатия, личностная и ситуативная тревожность, агрессивные и враждебные реакции, эмоци...

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского университета

В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Особенности тревожности и страхов у женщин в разных триместрах беременности

В статье рассматриваются особенности тревожности и страхов у женщин в разных триместрах беременности, описываются психологические факторы, вызывающие тревогу у беременных женщин. Для выявления психологических особенностей беременных женщин проведено ...

Влияние физической активности и диетотерапии на организм при сахарном диабете II типа легкой степени тяжести

Статья содержит исследования влияния физической активности и соблюдения режима питания на самочувствие студентов в условиях имеющегося сахарного диабета 2-го типа легкой степени тяжести. Проводилось групповое заочное анкетирование с использованием ст...

Изучение распространенности нарушения качества сна и его взаимосвязи со стрессом и успеваемостью у студентов медицинского университета

В данном исследовании проведено изучение распространенности нарушений качества сна у студентов медицинского университета. В ходе исследования было проведено онлайн анкетирование с целью выявления нарушений качества сна, уровня стресса, тревоги и депр...

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

К вопросу о проблемах стрессовых и депрессивных состояний и их профилактике у студентов

Особенности эмоциональной сферы студентов техникума в период адаптации

Рассматриваются особенности эмоциональной сферы студентов в период адаптации к условиям обучения в техникуме. Диагностируются такие параметры, как эмоциональность, эмпатия, личностная и ситуативная тревожность, агрессивные и враждебные реакции, эмоци...

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского университета

В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета...

Особенности проявления стресса у студентов в период экзаменационной сессии

В статье рассматриваются результаты студенческой научно-исследовательской работы, посвященные изучению стресса и его влияния на эффективность образовательного процесса, в том числе в период экзаменационной сессии.

Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в мо...

Особенности тревожности и страхов у женщин в разных триместрах беременности

В статье рассматриваются особенности тревожности и страхов у женщин в разных триместрах беременности, описываются психологические факторы, вызывающие тревогу у беременных женщин. Для выявления психологических особенностей беременных женщин проведено ...

Влияние физической активности и диетотерапии на организм при сахарном диабете II типа легкой степени тяжести

Статья содержит исследования влияния физической активности и соблюдения режима питания на самочувствие студентов в условиях имеющегося сахарного диабета 2-го типа легкой степени тяжести. Проводилось групповое заочное анкетирование с использованием ст...

Изучение распространенности нарушения качества сна и его взаимосвязи со стрессом и успеваемостью у студентов медицинского университета

В данном исследовании проведено изучение распространенности нарушений качества сна у студентов медицинского университета. В ходе исследования было проведено онлайн анкетирование с целью выявления нарушений качества сна, уровня стресса, тревоги и депр...

Задать вопрос