Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карабань, О. И. Особенности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы и уровней личностной и ситуативной тревожности у студентов / О. И. Карабань, А. А. Звягинцева, Н. И. Белоусова, П. В. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 557-560. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97010/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены некоторые закономерности адаптивности и лабильности сердечно-сосудистой системы, а также особенности личностной и ситуативной тревожности среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Ключевые слова: адаптивность, лабильность, личностная тревожность, ситуативная тревожность.

Введение. Всовременном образовательном пространстве, характеризующимся большим потоком разнообразной информации в условиях ограниченных временных ресурсов, создаются неблагоприятные условия, приводящие к возникновению стрессовых ситуаций [1, 4]. Возникающий стресс, сопровождающийся возникновением стенических и астенических отрицательных эмоций, приводит, как правило, к изменению уровня личностной и ситуативной тревожности у обучающихся, особенно в период экзаменационной сессии [5]. Стресс влияет на работу всех органов и систем. Особенное отражение наблюдается в изменении адаптации сердечно-сосудистой системы, позволяющей справиться с дестабилизацией, и лабильности, в свою очередь, отражающей реакцию организма на стресс. Длительное психическое напряжение отрицательно сказывается на когнитивных функциях, умственной работоспособности и в целом на здоровье. Адаптационные резервы организма включают в себя информационные, энергетические и метаболические ресурсы, которые способны восполняться при их расходовании на поддержание необходимого уровня функционирования физиологических систем [6].

Цель исследования — проанализировать взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями сердечно-сосудистой системы (лабильность и адаптивность) у студентов в возрасте 18–20 лет

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 46 относительно здоровых студентов-добровольцев Курского государственного медицинского университета в возрасте от 18 до 20 лет, из которых 22 юноши и 24 девушки. Артериальное давление измерялось по стандартной методике в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Частоту сердечных сокращений (ЧСС) определяли пальпаторно. Для определения лабильности и адаптивности сердечно-сосудистой системы (ССС) использовалась проба Мартине, также рассчитывался индекс Руфье [2, 3, 7, 8]. Для диагностики уровня личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности испытуемых использовали тест Спилберга. При интерпретации результатов использовали следующую шкалу: до 30 — низкая тревожность; 31–45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность [1, 5].

Результаты и обсуждения. Установлено, что средний уровень личностной тревожности испытуемых находится на уровне 48–49 баллов, что свидетельствует о ее высоком уровне. Ситуативная тревожность находилась на среднем уровне — 44–45 баллов.

В таблице 1 представлено соотношение возраста испытуемых со значениями личностной и ситуативной тревожности. Показано, что в возрасте 18–19 лет наблюдается высокая личностная тревожность и умеренная ситуативная тревожность. В тоже время, возрасте 20 лет возрастает уровень ситуативной тревожности, а личностная тревожность смещается в умеренную зону.

Таблица 1

Соотношение возраста испытуемых со значениями личностной и ситуативной тревожности.

Возраст

Количество испытуемых

ЛТ

СТ

18

6

48

45

19

35

48

44

20

5

44

49

Лабильность может проявляться в виде незначительных колебаний артериального давления, происходящих в течении дня либо при изменении стандартной ситуации.

Нами выявлено (рис. 1), что у 72, % испытуемых уровень лабильности ниже среднего, у 15,0 % находится на среднем уровне, а у 13,0 % наблюдалась хорошая лабильность.

Уровень лабильности испытуемых в возрасте 18–20 лет

Рис. 1. Уровень лабильности испытуемых в возрасте 18–20 лет

В отношении адаптация сердечно-сосудистой системы в анализируемой группе испытуемых в отношении возможных стрессовых воздействий установлено, что в возрасте 18–19 лет наблюдается хороший уровень адаптации. В возрасте 20 лет преобладает отличная и удовлетворительная адаптивность (рис. 2).

Уровень адаптивности ССС испытуемых в возрасте 18–20 лет

Рис. 2. Уровень адаптивности ССС испытуемых в возрасте 18–20 лет

Выводы. Таким образом, изучение личностной и ситуативной тревожности у студентов-медиков позволило установить, что тревожность находится на достаточно высоком уровне и умеренном с тенденцией к высокому и такая закономерность имеет некоторые возрастные особенности. Вероятно, что такой уровень связан со сложностью программы обучения и насыщенным расписанием. В данной ситуации возможны срывы, повышенная нервозность, нарушение внимания, снижение работоспособности. В то же время низкий уровень лабильности с хорошими возрастными адаптационными способностями позволяют эффективно бороться с психологическими перегрузками. При этом сердечно-сосудистая система на достаточном обеспечивает метаболические потребности организма.

Литература:

  1. Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов/И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич// Вестник Витебского государственного медицинского университета. — 2019. — Т.18, № 5. — С 120–127.
  2. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания /Н. Г. Чекалов и др. — 2009. — Из-во НижГМА. — 88 с.
  3. Михайлова С. В. Оценка функционального состояния студентов по результатам степ-теста и пробы Мартине-Кушелевского /С. В. Михайлова, Ю. Г. Кузмичев, Н. В. Жулин//Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. — 2016. — Т.18(12). — С. 36–39.
  4. Нгуен Д. К. Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса/Д. К. Нгуен, М. М. Южаков, Д. К. Авдеева//Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2–2. — С.134–144.
  5. Практикум по психологии состояний: учебное пособие/под редакцией проф. О.А. Прохорова. — 2004. — СПб.: Речь. — 480 с.
  6. Скрыгина С. В. Индекс Руфье — универсальный показатель работоспособности сердечно-сосудистой системы в процессе физического воспитания /С. В. Скрыгина// Электронный журнал. — 2016. — № 2(5). — С.551–554.
  7. Тишутин Н. А. Функциональное состояние организма при выполнении пробы Мартине/Н. А. Тишутин// Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы VI международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. — 2018. — с.358.
  8. Яковлева А. О. Оценка функционального состояния студентов по результатам гарвардского степ-теста и пробы Мартине-Кушелевского /А. О. Яковлева, Н. В. Терехина//Modem Science. — 2019. — № 11–1. — С. 209–210.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуативная тревожность, сердечно-сосудистая система, возраст, артериальное давление, высокий уровень, Курский государственный медицинский университет, лабильность, личностная тревожность, соотношение возраста испытуемых, уровень лабильности.


Похожие статьи

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Особенности реакции на ортостатическую пробу у лиц с разным вегетативным статусом

В статье рассмотрена зависимость определенной реакции на ортостатическую пробу от формирования определенного типа вегетативного статуса среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Особенности профессионально важных качеств педагогов с разным уровнем нервно-психической устойчивости

В данной статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «профессионально важные качества». Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств у педагогов с ...

Реактивность сердечно-сосудистой системы у лиц с различными индивидуально-психологическими чертами личности

В статье рассмотрена зависимость реактивности сердечно-сосудистой системы от индивидуальных психологических черт среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Похожие статьи

Коррекция тревожности у первокурсников вуза

В данной статье рассмотрены различные варианты коррекции личностной и ситуативной тревожности студентов первого курса вуза с помощью специально разработанной коррекционно-развивающей программы.

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Особенности реакции на ортостатическую пробу у лиц с разным вегетативным статусом

В статье рассмотрена зависимость определенной реакции на ортостатическую пробу от формирования определенного типа вегетативного статуса среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Особенности профессионально важных качеств педагогов с разным уровнем нервно-психической устойчивости

В данной статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «профессионально важные качества». Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств у педагогов с ...

Реактивность сердечно-сосудистой системы у лиц с различными индивидуально-психологическими чертами личности

В статье рассмотрена зависимость реактивности сердечно-сосудистой системы от индивидуальных психологических черт среди студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 18–20 лет.

Личностные особенности подростков с низким уровнем жизнестойкости

Целью статьи является изучение личностных особенностей подростков с низким уровнем жизнестойкости. Авторами проведен анализ российских и зарубежных психолого-педагогических источников по проблеме жизнестойкости и ее формирования в подростковом возрас...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Задать вопрос