Организация взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (203) апрель 2018 г.

Дата публикации: 30.04.2018

Статья просмотрена: 2013 раз

Библиографическое описание:

Дорофеева, К. И. Организация взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации / К. И. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49809/ (дата обращения: 30.10.2024).



Таможенные органы Российской Федерации являются субъектом исполнительной власти и специализированы на работе с участниками внешнеэкономической деятельности и контроле перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Однако кроме проведения таможенных операций они уполномочены на осуществление и правоохранительной деятельности.

Д. В. Чермянинова считает, что целью правоохранительной деятельности является «сохранение безопасности, то есть обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1].

Так как таможенные органы уполномочены на осуществление правоохранительной функции, то они имеют все признаки правоохранительных органов, к которым можно отнести:

  1. Правовую регламентацию статуса и деятельности органа;
  2. Нормативно закрепленные правоохранительные задачи;
  3. Наличие специальных средств, позволяющих решать поставленные задачи.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза гласит, что «таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной»

В соответствии со ст.5 УПК РФ под дознанием понимается «форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно».

Оперативное подразделение — подразделение, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [2].

«В настоящее время ведущими задачами таможенных органов наравне с противодействием преступности в сфере таможенного дела и обеспечением собственной безопасности обязаны стать обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики в условиях членства в ВТО. Для эффективного противодействия вызовам и угрозам в сфере внешнеэкономической деятельности таможенным органам необходимо наличие надлежащей системы мер взаимодействия» [3].

Вопросы, связанные с взаимодействием оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации в теории уголовного процесса в полной мере не изучались. Но ученые-правоведы, а также специалисты в области управления, посвященных взаимодействию, пришли к общему понятию «взаимодействие». В связи с этим под «взаимодействием оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации», понимается «основанная на оперативно-розыскном и уголовно-процессуальном законодательстве и подзаконных актах, согласованная по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, способам и методам деятельность в целях более эффективного решения задач по расследованию, выявлению и пресечению таможенных преступлений».

Порядок взаимодействия подразделений дознания и оперативных подразделений регламентирован Приказом ФТС России № 1088 от 05.06.2012. В соответствии с данным приказом существуют следующие формы взаимодействия между вышеупомянутыми подразделениями:

  1. Взаимное информирование о наличии материалов, подлежащих изучению, реализации, необходимости проведения конкретных следственных действий и пр.;
  2. Разработка общих планов проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
  3. Проведение совместных совещаний и исполнение решений;
  4. Предоставление подразделениями дознания методической помощи оперативным подразделениям, а также рекомендаций уголовно-правового и уголовно-процессуального характера при подготовке к проведению оперативно-розыскных мероприятий, и по полученным в результате их проведения данным;
  5. Общая работа при рассмотрении сообщений о преступлениях;
  6. Совместное участие в работе при выездах на места совершения преступлений;
  7. Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам с момента их возбуждения до по подследственности.

«Исходя из конкретной обстановки, формы взаимодействия выбираются начальником органа дознания. Таким образом, на начальника органа дознания возлагается обязанность по координации деятельности оперативных подразделений и подразделений дознания. Согласно приказу работа в режиме взаимодействия наступает с момента подтверждения оперативной информации о признаках правонарушения. Оперативные работники передают имеющиеся материалы в орган дознания для правовой оценки. Проанализировав представленные материалы, дознаватель должен составить справку с рекомендациями для подразделения ОРД. Такое изучение не должно превышать десяти суток с момента получения материалов. По результатам исследования материалов ОРД дознавателем может быть сделан один из следующих выводов» [4]:

  1. Материалы содержат достаточные данные полагать, что совершено преступное деяние, отнесенное к компетенции таможенных органов, что позволяет зарегистрировать сообщение о преступлении в КУСП;
  2. Материалы также содержат достаточные данные полагать, что совершено преступное деяние, но не отнесенное к компетенции таможенных органов, что позволяет зарегистрировать сообщение о преступлении в КУСП;
  3. Материалы содержать недостаточно данных полагать, что совершено преступное деяние, но информацию целесообразно передать для проверки в правоохранительный орган. В КУСП такая информация не фиксируется;
  4. Материалы не содержат достаточных данных, необходимых для принятия решения о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления, при этом перечисляются обстоятельства, требующие проведения дополнительных ОРМ и могут быть изложены рекомендации об их выполнении.

Правильность и объективность составленной справки рекомендуется проверять начальнику органа дознания перед тем, как отправлять ее в оперативно-дежурное подразделение. Инициатором в проведении неотложных следственных действий является дознаватель, который уполномочен давать оперативным подразделениям письменные поручения. В свою очередь оперативные подразделения с разрешения дознавателя могут знакомиться с материалами дела, по которому осуществляется ОРД.

Оперативные подразделения и подразделения дознания обязаны совместно работать по уголовному делу, анализировать имеющуюся информацию и выдвигать оперативные и следственные версии, принимать меры по их проверке, а также обмениваться информацией и документами без разглашения сведений.

Подразделения дознания и оперативные подразделения таможенных органов являются субъектами взаимодействия и осуществляют оперативно-розыскную деятельность с целью борьбы с преступлениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.

Таким образом, структурные подразделения таможенных органов, уполномоченные на проведение ОРД, находятся в зависимости от органа дознания. Начальник органа дознания правомочен принимать значимые процессуальные решения, влияющие на расследование уголовного дела, так как в таможенном органе предварительное следствие ведется от имени начальника органа дознания. В правоохранительной деятельности таможенные органы используют различные инструменты, а органы ОРД являются одним из более эффективных инструментов. Именно слаженная работа подразделений дознания и оперативных подразделений является залогом успешной борьбы с преступностью.

Литература:

  1. Чермянинова Д. В. Таможенное право. — 5-е изд. — М.:Юстиция, 2016. — 444 с.
  2. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 августа1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016). // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/
  3. Козлов В. И. Совершенствование взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов // Юридический мир. — 2013. — № 9. — С. 9–13.
  4. Миронова А. А. Деятельность таможенных органов, как органов дознания [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 40.03.01 / А. А. Миронова. — Красноярск: СФУ, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, орган, подразделение, подразделение дознания, Российская Федерация, начальник органа дознания, орган дознания, правоохранительная деятельность, преступное деяние, проведение.


Похожие статьи

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних

Централизация инспекционной деятельности Территориальных учреждений Банка России Дальневосточного федерального округа

Похожие статьи

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации

Контроль и надзор в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Оценка результатов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа показателей деятельности уполномоченных подразделений таможенных органов

Особенности обеспечения экономической безопасности страны на основе управления единой системой таможенных органов Российской Федерации

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел

Особенности правового регулирования дисциплинарного производства в рамках административной юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации

Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних

Централизация инспекционной деятельности Территориальных учреждений Банка России Дальневосточного федерального округа

Задать вопрос