Таможенные органы Российской Федерации являются субъектом исполнительной власти и специализированы на работе с участниками внешнеэкономической деятельности и контроле перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Однако кроме проведения таможенных операций они уполномочены на осуществление и правоохранительной деятельности.
Д. В. Чермянинова считает, что целью правоохранительной деятельности является «сохранение безопасности, то есть обеспечение защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [1].
Так как таможенные органы уполномочены на осуществление правоохранительной функции, то они имеют все признаки правоохранительных органов, к которым можно отнести:
- Правовую регламентацию статуса и деятельности органа;
- Нормативно закрепленные правоохранительные задачи;
- Наличие специальных средств, позволяющих решать поставленные задачи.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза гласит, что «таможенные органы являются органами дознания и (или) следствия по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое в соответствии с законодательством государств-членов преступлением, исполнения запросов международных организаций, таможенных и иных компетентных органов государств, не являющихся членами Союза, в соответствии с международными договорами государств-членов с третьей стороной»
В соответствии со ст.5 УПК РФ под дознанием понимается «форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно».
Оперативное подразделение — подразделение, непосредственно осуществляющее оперативно-розыскную деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее — органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [2].
«В настоящее время ведущими задачами таможенных органов наравне с противодействием преступности в сфере таможенного дела и обеспечением собственной безопасности обязаны стать обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики в условиях членства в ВТО. Для эффективного противодействия вызовам и угрозам в сфере внешнеэкономической деятельности таможенным органам необходимо наличие надлежащей системы мер взаимодействия» [3].
Вопросы, связанные с взаимодействием оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации в теории уголовного процесса в полной мере не изучались. Но ученые-правоведы, а также специалисты в области управления, посвященных взаимодействию, пришли к общему понятию «взаимодействие». В связи с этим под «взаимодействием оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации», понимается «основанная на оперативно-розыскном и уголовно-процессуальном законодательстве и подзаконных актах, согласованная по субъектам, объектам и предметам, месту, времени, способам и методам деятельность в целях более эффективного решения задач по расследованию, выявлению и пресечению таможенных преступлений».
Порядок взаимодействия подразделений дознания и оперативных подразделений регламентирован Приказом ФТС России № 1088 от 05.06.2012. В соответствии с данным приказом существуют следующие формы взаимодействия между вышеупомянутыми подразделениями:
- Взаимное информирование о наличии материалов, подлежащих изучению, реализации, необходимости проведения конкретных следственных действий и пр.;
- Разработка общих планов проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
- Проведение совместных совещаний и исполнение решений;
- Предоставление подразделениями дознания методической помощи оперативным подразделениям, а также рекомендаций уголовно-правового и уголовно-процессуального характера при подготовке к проведению оперативно-розыскных мероприятий, и по полученным в результате их проведения данным;
- Общая работа при рассмотрении сообщений о преступлениях;
- Совместное участие в работе при выездах на места совершения преступлений;
- Организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам с момента их возбуждения до по подследственности.
«Исходя из конкретной обстановки, формы взаимодействия выбираются начальником органа дознания. Таким образом, на начальника органа дознания возлагается обязанность по координации деятельности оперативных подразделений и подразделений дознания. Согласно приказу работа в режиме взаимодействия наступает с момента подтверждения оперативной информации о признаках правонарушения. Оперативные работники передают имеющиеся материалы в орган дознания для правовой оценки. Проанализировав представленные материалы, дознаватель должен составить справку с рекомендациями для подразделения ОРД. Такое изучение не должно превышать десяти суток с момента получения материалов. По результатам исследования материалов ОРД дознавателем может быть сделан один из следующих выводов» [4]:
- Материалы содержат достаточные данные полагать, что совершено преступное деяние, отнесенное к компетенции таможенных органов, что позволяет зарегистрировать сообщение о преступлении в КУСП;
- Материалы также содержат достаточные данные полагать, что совершено преступное деяние, но не отнесенное к компетенции таможенных органов, что позволяет зарегистрировать сообщение о преступлении в КУСП;
- Материалы содержать недостаточно данных полагать, что совершено преступное деяние, но информацию целесообразно передать для проверки в правоохранительный орган. В КУСП такая информация не фиксируется;
- Материалы не содержат достаточных данных, необходимых для принятия решения о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления, при этом перечисляются обстоятельства, требующие проведения дополнительных ОРМ и могут быть изложены рекомендации об их выполнении.
Правильность и объективность составленной справки рекомендуется проверять начальнику органа дознания перед тем, как отправлять ее в оперативно-дежурное подразделение. Инициатором в проведении неотложных следственных действий является дознаватель, который уполномочен давать оперативным подразделениям письменные поручения. В свою очередь оперативные подразделения с разрешения дознавателя могут знакомиться с материалами дела, по которому осуществляется ОРД.
Оперативные подразделения и подразделения дознания обязаны совместно работать по уголовному делу, анализировать имеющуюся информацию и выдвигать оперативные и следственные версии, принимать меры по их проверке, а также обмениваться информацией и документами без разглашения сведений.
Подразделения дознания и оперативные подразделения таможенных органов являются субъектами взаимодействия и осуществляют оперативно-розыскную деятельность с целью борьбы с преступлениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов.
Таким образом, структурные подразделения таможенных органов, уполномоченные на проведение ОРД, находятся в зависимости от органа дознания. Начальник органа дознания правомочен принимать значимые процессуальные решения, влияющие на расследование уголовного дела, так как в таможенном органе предварительное следствие ведется от имени начальника органа дознания. В правоохранительной деятельности таможенные органы используют различные инструменты, а органы ОРД являются одним из более эффективных инструментов. Именно слаженная работа подразделений дознания и оперативных подразделений является залогом успешной борьбы с преступностью.
Литература:
- Чермянинова Д. В. Таможенное право. — 5-е изд. — М.:Юстиция, 2016. — 444 с.
- Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 августа1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016). // «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/
- Козлов В. И. Совершенствование взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов // Юридический мир. — 2013. — № 9. — С. 9–13.
- Миронова А. А. Деятельность таможенных органов, как органов дознания [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 40.03.01 / А. А. Миронова. — Красноярск: СФУ, 2017.