Обращение в органы внутренних дел Российской Федерации является способом защиты законных интересов граждан и их прав. Быстрое и качественное рассмотрение поступивших жалоб позволяет не только обнаружить нарушение законодательства, но и предупредить и пресечь противоправные действия, преступления, восстановить нарушенные права заинтересованных лиц, а также способствует формированию благоприятного общественного мнения о деятельности МВД России.
Актуальность такого направления работы определяется особой значимостью сферы общественных отношений, которые связаны в свою очередь с реализацией гражданами своего права на обращение, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации могут обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, которые связаны с реализацией гражданами права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В настоящее время именно этот законодательный акт является основным, определяющим направление работы с обращениями граждан в структуре МВД России.
Приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 также регулируется порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и о происшествиях.
Понятие «обращение» рассматривается в ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под обращением понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления [2]. В соответствии с Законом все обращения делятся на три вида, а именно: предложения, заявления, жалобы.
«Под предложением понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений и улучшению социально- экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
Заявление — это просьба гражданина о помощи в реализации его конституционных прав и свобод, либо это сообщение о нарушении законов и нормативных правовых актов, а так же о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо же это критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Под жалобой понимается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц» [2].
По правилам административного производства по жалобам и заявления подаются в вышестоящий (по отношению к органу, действия которого обжалуются) орган исполнительной власти либо тот орган, к ведению которого относится решение данного вопроса. Если же жалоба поступает в государственный орган, не компетентный ее решать, то этот орган обязан направить ее и уведомить об этом гражданина в компетентные органы. Как правило, это дежурные части ОВД.
Дежурные части — самостоятельное структурное подразделение, призванное руководить и контролировать деятельность разнообразных по функциям служб и аппаратов в целях борьбы с преступностью и эффективной охраны общественного порядка.
Одной из задачей по разрешению предложений, заявлений и жалоб граждан, решаемые дежурными частями является — прием, регистрация поступивших в дежурные части заявлений и сообщений обо всех видах преступлений и своевременное реагирование на них, т. е. обязательное всестороннее рассмотрение.
Одним из основных пунктов доверия общества к государству можно назвать активность граждан, и их готовность к защите своих гражданских прав.
Это можно увидеть из анализа работы подразделений и подчиненных территориальных органов и организаций УМВД России по Хабаровскому краю по рассмотрению жалоб и обращений граждан за 9 месяцев 2017 года, подготовленный отделом делопроизводства и режима УМВД России по Хабаровскому краю.
Работа с обращениями осуществляется в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом МВД России № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 2013 года.
За 9 месяцев 2017 года в органы внутренних дел края поступило 25079 (АППГ — 23268, +7,8 %) обращений граждан и организаций. Из них заявлений — 15865 (АППГ — 15032, +5,5 %), жалоб — 5603 (АППГ — 4954, +13,1 %).
Большую часть в структуре обращений занимают заявления — 15865 (АППГ — 15032, +5,5 %).
Тематический анализ обращений показал, что заявителей наиболее интересовали вопросы:
а) противодействия преступности, находящиеся в компетенции органов внутренних дел — 4290 (АППГ — 3924, +9,3 %), из которых:
противодействие преступным проявлениям в сфере экономики — 1277 (АППГ — 1255, +1,8 %), из них совершенным с использованием сети «Интернет» — 113 (АППГ — 131, –13,7 %);
противодействие преступным проявлениям против личности — 812 (АППГ — 1038, -21,8 %);
противодействие преступным проявлениям против общественной безопасности и общественного порядка — 600 (АППГ — 785, –23,6 %);
б) противодействие правонарушениям, находящимся в компетенции органов внутренних дел — 1273 (АППГ — 1107, +15 %);
в) организации и обеспечения безопасности дорожного движения — 2360 (АППГ — 2081, +13,4 %);
г) вопросы миграции — 1085 (АППГ — 36).
Кроме этого, обращения в подразделения Управления поступали из:
Администрации Президента Российской Федерации — 498 (АППГ — 319, +56,1 %);
Правительства Российской Федерации — 62 (АППГ — 60, +3,3 %);
органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации — 1109 (АППГ — 646, +71,7 %);
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -3425 (АППГ — 3244, +5,6 %).
Таким образом, видно, что механизм реализации права на подачу обращений в ОВД характеризуется объемностью и многоплановостью. Обращения граждан в органы внутренних дел являются началом сохранения общественного порядка и общественной безопасности. Взаимодействие граждан, в виде обращений, заявлений, предложений в ОВД с одной стороны, и прямого обращения к гражданам ОВД с другой стороны, имеют одну общую цель — сохранение и приумножение законности и правопорядка.
Возвращаясь к основному правовому акту, регулирующему порядок работы с обращениями, — федеральному закону № 59-ФЗ, следует отметить конечное число разновидностей обращений граждан, которые в соответствии со статьей 4 федерального закона № 59-ФЗ подразделяются на предложения, заявления и жалобы. Не редко на практике при получении, рассмотрении и работе с обращениями возникают проблемы, не решаемых законодательством, но которые можно решить фактически именно исполнителями, которые отвечают за рассмотрение обращений граждан, и которые вынуждены брать на себя ответственность:
1. В ФЗ — 59, в ст. 9 говорится, что «обращение, которое поступает в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению». Формулировка вынужденно заставляет зарегистрировать и передать на рассмотрение должностному лицу любое обращение, независимо от его содержания и соблюдения заявителем выдвигаемых требований.
2. Еще один немаловажный вопрос, который возникает на практике, является: что же сделать с теми обращениями, которые не поддаются классификации и не проявляют себя как:
− как рекомендации гражданина по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
− как просьба гражданина о помощи в реализации его прав и свобод;
− как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов.
Например, это может быть обращения, некорректные по содержанию, по изложению и по форме — то есть в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, лишенные логики и смысла, неясного и невразумительного содержания, а также обращение, текст которого не поддается прочтению либо написан на обрывках бумаги, плакатах и других предметах.
Возможность их классификации зачастую исключена, но принять их к рассмотрению должностные лица обязаны.
С целью преодоления вышеизложенных проблем, целесообразно:
− дать возможность государственным органам в процессе рассмотрения обращений уточнять психическое здоровье граждан, их дееспособность;
− установить взаимосвязь закона об обращениях с административным и уголовным законодательством;
− выявить взаимосвязь статей ФЗ-59 в области обязательности рассмотрения обращений граждан, а также выявление технологий принятия решений о безосновательности повторного обращения и прекращение с гражданином переписки;
− установить четкую ответственность граждан и должностных лиц при несоблюдении законодательства об обращениях.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст.4398.
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в ред. 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 22. Ст. 3091.
- Приказ МВД РФ № 140 от 01.03.2012 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных отделах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4179.
- Официальный сайт Управления МВД по Хабаровскому краю [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/