Сегодня большое внимание в развитии внешнеэкономических отношений уделяется уровню национальной безопасности государства. При этом безопасность внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) представляет собой важное звено экономической безопасности государства, служащей гарантом суверенитета страны и ее устойчивого развития. Внешнеэкономическая составляющая стратегии обеспечения экономической безопасности государства включает: характеристику внешних и внутренних угроз, создающих опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства; мониторинг факторов, влияющих на устойчивость социально-экономической системы государства на краткосрочную и среднесрочную перспективу; определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России; формирование политики ВЭД, включающей систему институциональных преобразований и механизмов, позволяющих устранить или смягчить действие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
ВЭД реализуется на уровне государства или на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства приводит к существенным темпам роста валового национального продукта, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений [6].Составной частью ВЭД является внешняя торговля страны. Торговой политика создает благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Государство содействует экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков. На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках — в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров. Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.
«В условиях происходящих интеграционных процессов таможенные органы способствуют выполнению интересов государства во внешней торговле, реализации политики протекционизма, осуществляют контрдействия угрозам безопасности России, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают увеличение доходов федерального бюджета, то есть направляют все силы на создание подходящих условий для успешного осуществления и развития внешнеторговой деятельности и снижение затрат участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для выполнения таможенных формальностей, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела». [6, с. 93]. С 1 июля 2010 г. функционирует Таможенный союз (ТС), как форма торгово-экономической интеграции Российской Федерации, Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, предусматривающей единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
1 января 2015 г. образован Евразийский экономический союз (ЕАЭС), представляющий собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о ЕАЭС [1], в котором обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
«В последние годы международная торговля претерпела радикальные изменения в плане методов перевозки и сбыта товаров, скорости проведения сделок и абсолютного объема продаваемой в мире продукции. Эти причины, а также усиливающееся давление международного торгового сообщества в пользу сведения к минимуму государственного вмешательства побуждают таможенные органы делать повышенный акцент на облегчении условий торговли» [4, с. 267].
Возрастание роли и значения таможенной деятельности, как инструмента ВЭД, тесно связанно с внутренней и внешней политикой страны, объективно обуславливающей повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела. Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций — это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но в конечном счете объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. «В ряду важнейших задач, обусловленных современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит комплексу мер, направленных на развитие и совершенствование систем управления организациями и учреждениями. Эти вопросы одинаково актуальны как для действующих производственно-хозяйственных систем, так и для государственных структур, вновь создаваемых организаций, темпы роста которых обусловлены спецификой современной экономики. Совершенствование систем управления является действенным рычагом повышения эффективности производства и предлагает комплекс мер, связанных с рационализацией функционально-иерархического разделения труда и организационных структур управления, рационализацией и типизацией управленческих процедур, оптимизацией численности управленческого персонала» [3, с. 196]. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г, № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» единая система таможенных органов в Российской Федерации включает: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба (ФТС России)); региональные таможенные управления (РТУ); таможни;таможенные посты (ТП). Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», ФТС России непосредственно подчиняется Министерству Финансов РФ (Минфину России) [2]. «Важнейшими элементами эффективной организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба РФ строится и функционирует как единая система. Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетания его с мерами экономической политики. Взятые в целом, они конкретизируют содержание одного из основополагающих принципов конституционного устройства Российской Федерации — ее единого экономического пространства» [5, с. 281]. Успешное и слаженное взаимодействие структурных подразделений единой системы таможенных органов обеспечивает формирование доходной части федерального бюджета, результативную и эффективную внешнеторговую и ВЭД страны и гарантирует обеспечение национальной и экономической безопасности государства.
Таким образом, основным элементом системы государственного управления внешнеторговыми связями является таможенное дело, относящееся к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти государства. В условиях существования рыночных отношений, сохранения функций единой системы таможенных органов Российской Федерации, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов, возрастает роль таможенных службы и усиливается их роль в государственном устройстве.
Литература:
- Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 08.05.2015). Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Вопросы Министерства финансов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Гончарова Е. Н., Зайцева О. А. Формирование структуры управления в таможенных органах на современном этапе развития таможенного дела в Российской Федерации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2010. № 2 (34). С. 196–200.
- Костин А. А., Москаленко О. А. Контроллинг как инструмент решения управленческих проблем в таможенном деле // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. — 2012. — № 1 (41). — С. 265–269.
- Петрушко Е. Н., Шкилёв В. В. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации // Fundamentalscienceandtechnology — promisingdevelopmentsVI: ProceedingsoftheConference. NorthCharleston, 3–4.08.2015, — NorthCharleston, SC, USA: CreateSpace, 2015, p. 331.
- Петрушко Е. Н.,Шкилёв В. В. Основные направления совершенствования экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе развития таможенной службы //Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2015. № 19 (216). Выпуск 36/1. — С. 91–95. Серия: Экономика. Информатика.