Организационная структура таможенных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 7913 раз

Библиографическое описание:

Куракин, В. С. Организационная структура таможенных органов Российской Федерации / В. С. Куракин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81758/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье исследована организационная и функциональная структура таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенные органы, структура, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная политика.

В условиях интенсификации внешнеэкономических связей Российской Федерации, создания Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также единого экономического пространства, расширения спектра взаимных интересов Российской Федерации и других стран при решении многих проблем, связанных с защитой экономического суверенитета и экономической безопасности страны, актуальными становятся новые вызовы и задачи, в решении которых таможенные органы Российской Федерации принимают непосредственное участие. Это предопределяет важность и необходимость дальнейшего совершенствования государственной политики Российской Федерации в сфере таможенного дела: приведение ее в соответствие с международными стандартами и организация эффективной системы таможенных органов с четким определением их функций и задач.

В соответствии со ст. 351 Таможенного кодекса ЕАЭС, на таможенные органы возлагается выполнение и обеспечение таких задач, как:

1) защита национальной безопасности государств-членов ЕАЭС, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, которые составляют право ЕАЭС, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы [1].

Безусловно, эффективное функционирование органов государственной власти напрямую зависит от их четко выстроенной и организованной структуры. В Российской Федерации система органов исполнительной власти закреплена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти». В структуру органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства [2]. Так, реализуя координирующую и контрольно-надзорную функции, таможенные органы являются федеральной службой. Прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. При этом, ФТС РФ подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации. Так, Минфин вырабатывает направления государственной политики и правовое регулирование в сфере таможенного дела, а ФТС РФ реализует функцию контроля и надзора в сфере таможенного дела.

Согласно статье 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в структурный состав таможенных органов Российской Федерации входят 4 звена:

1) федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее — ФТС России);

2) региональные таможенные управления (далее — РТУ);

3) таможни

4) таможенные посты [3].

В настоящее время превалирует тенденция сокращения штатной численности таможенных органов: происходит сокращение таможен и переподчинение таможенных постов более крупным таможням или напрямую ФТС России. Этот факт, безусловно, прямо пропорционально сказывается на эффективности деятельности таможенный органов, централизует структурно-организационное управление таможенных органов РФ.

На данный момент структура центрального аппарата ФТС России включает в себя 8 РТУ, 4 специализированных таможенных управления, 74 таможни — 4 электронных и 9 напрямую подчиняющихся ФТС РФ и 531 таможенный пост, в том числе 2 подчиняющихся ФТС РФ.

Федеральный орган управления — ФТС России, является системообразующей единицей в системе таможенных органов РФ, отвечая за координацию и контроль деятельности РТУ, таможен, таможенных постов, специализированных таможенных органов, представительств (представителей) таможенной службы РФ в иностранных государствах и организаций, находящихся в ведении ФТС России. ФТС РФ осуществляет полномочия по контролю и надзору, является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета; ФТС РФ уполномочен заключать международные договоры межведомственного характера, создавать, реорганизовывать и ликвидировать РТУ, таможни и таможенные посты [4].

Деятельность РТУ регулируется общим положением «О региональном таможенном управлении». РТУ по своей сути являются промежуточным звеном между ФТС России и местными таможнями, необходимость которого связана с большими размерами подведомственных территорий. Так, на РТУ лежит ответственность по координации и контролю подчиненных таможенных органов. РТУ обеспечивают реализацию задач и функций ФТС России в конкретном регионе. РТУ осуществляют руководство деятельностью таможен и таможенных постов, подчиненных РТУ в регионе их деятельности, прогнозируют поступление в бюджет таможенных пошлин [5].

Следующее звено таможенных органов РФ — таможни. Таможни подразделяются на таможни фактического контроля и на электронные таможни. РТУ осуществляют руководство над деятельностью таможен. Зачастую таможни имеют непосредственное подчинение ФТС России. Функциональная составляющая таможен — осуществление функций в своем регионе по совершению таможенных операций в отношении товаров, помещение их под ту или иную таможенную процедуру; выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в таможенном деле, контроль поступления и списания денежных средств с лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин [6].

Наконец, первичным звеном в системе таможенных органов в спектре применяемых функций и в рамках практической составляющей являются таможенные посты, находящиеся под непосредственным руководством таможен. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ФТС России. Таможенные посты подразделяются на центры электронного декларирования и посты фактического контроля. В настоящее время в стране существует 16 ЦЭД. Так, в функции таможенных постов входят проведение таможенного контроля с учетом системы управления рисками, совершение таможенных операций в отношении товаров, связанных с помещением их под определению процедуру; в рамках перемещения товаров через таможенную границу — обеспечение соблюдения запретов и ограничений; проведение различных экспертиз и исследований; взимание таможенных платежей; возбуждение дел об административных правонарушениях, проведение по ним расследований, а также рассмотрение данных дел [7].

Таким образом, можно констатировать, что таможенные органы РФ имеют четкий выстроенный аппарат управления и являются важной структурной составляющей в общей системе органов исполнительной власти. Функции таможенных органов совпадают с функциональной составляющей других федеральных органов исполнительной власти. Главным отличием таможенных органов Российской Федерации от других органов исполнительной власти является то, что таможенные органы осуществляют таможенные операции и проводят таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 12 апреля 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 832 (в ред. от 03 июня 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об утверждении Общего положения о таможне: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 833 (в ред. от 30 августа 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Об утверждении Общего положения о таможенном посте: Приказ ФТС России от 31 мая 2018 № 834 (в ред. от 06 февраля 2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, орган, РФ, пост, Рот, таможенный орган РФ, таможня, государственная политика.


Похожие статьи

Направления совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

В статье рассматривается система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации. Анализируется основные направления действия и развития системы управления рисками.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные аспекты осуществления государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Результаты административной реформы органов исполнительной власти Российской Федерации

В статье рассматривается административная реформа, проводимая в системе органов исполнительной власти в Российской Федерации, ее ожидаемые итоги и реальные результаты.

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Современное состояние и направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России

В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.

Правовое положение Федеральной налоговой службы России

В статье рассматривается понятие правового статуса Федеральной налоговой службы России, определяется содержание правового статуса Федеральной налоговой службы России, анализируются критерии деления полномочий Федеральной налоговой службы России.

Похожие статьи

Направления совершенствования организационной структуры таможенных органов Российской Федерации

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

В статье рассматривается система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации. Анализируется основные направления действия и развития системы управления рисками.

Государственная служба в субъектах Российской Федерации

В статье автор рассматривает основные аспекты осуществления государственной службы на уровне субъектов Российской Федерации.

Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации

В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Результаты административной реформы органов исполнительной власти Российской Федерации

В статье рассматривается административная реформа, проводимая в системе органов исполнительной власти в Российской Федерации, ее ожидаемые итоги и реальные результаты.

Сущность, цели и принципы государственного управления в Российской Федерации

В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.

Современное состояние и направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России

В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.

Правовое положение Федеральной налоговой службы России

В статье рассматривается понятие правового статуса Федеральной налоговой службы России, определяется содержание правового статуса Федеральной налоговой службы России, анализируются критерии деления полномочий Федеральной налоговой службы России.

Задать вопрос