В статье определяется сущность, выделяются цели, а также обозначаются основные принципы и признаки государственного управления в Российской Федерации. Представлены основы теоретических аспектов государственного управления в Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное управление, исполнительная власть, Конституция Российской Федерации, управленческий процесс.
Само по себе понятие «управление», от которого и исходит понятие «администрация», предполагает деятельность, направленную на руководство чем-либо. Управление является естественным и обязательным элементом организованных систем различной природы. В это же время, оно является и функцией таких систем [7, C. 47].
Управленческий процесс призван обеспечивать сохранность и функционирование определенной структуры, поддержание режима ее деятельности, а также реализацию их целей и программ.
Существует такое понятие, как «социальное управление». Это объективно важный вид деятельности, даже необходимый, который предполагает обеспечение логически связанных, последовательных и системных действий людей для достижения целей и решения задач, представляющих собой общественное значение [5, C. 50].
Социальное управление — это понятие родовое. Оно представлено совокупностью целого ряда элементов, в числе который государственное управление, муниципальное управление, управление в организациях, а также управление общественными явлениями и процессами [3, C. 51].
В рамках представленного исследования наибольший интерес для нас представляет именно государственное управление.
Обращаясь к словарному толкованию термина «государственное управление», отметим, что под таковым понимается «управление делами государства». Само понятие государственного управления широко применяется в национальных законодательствах большого количества государств. Например, во времена существования СССР это понятие официально применялось на конституционном и законодательном уровнях. Однако, при принятии Конституции Российской Федерации в 1993 году ссылка на данный термин «исчезла». Ему на замену на конституционном, а потом на научном уровне стали использовать термин «исполнительная власть» [2, C. 223].
Теория разделения властей, используемая в целом ряде современных государств демократического строя, исходит их принципиальной позиции, в соответствии с которой государственная власть не может принадлежать одному лицу либо одному государственному органу. Иначе, существует угроза возникновения антидемократического режима.
В каждой отдельной ветви власти формируются обладающие официальными полномочиями субъекты в лице органов государственной власти. Их деятельность направлена на практическую реализацию задач, поставленными государством.
Государственная власть в Российской Федерации согласно статье 10 Конституции Российской Федерации [1] осуществляется на основе принципа разделения. Выделяют законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом, органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными.
Характеристика исполнительной власти предполагает два ключевых момента: власть и исполнение. Причем, исполнительная власть рассматривается в качестве государственной власти, которая связана с функционированием особых звеньев государственного аппарата, в лице органов государственного управления, а также с прямой направленностью деятельности органов государственного управления на обеспечение практической реализации общих норм, установленных субъектами представительной, президентской и правительственной власти для урегулирования различных сторон общественной жизни.
В широком смысле государственное управления в Российской Федерации реализовывается Президентом Российской Федерации, Правительством и другими органами исполнительной власти, а также законодательными судебными органами и органами местного самоуправления. В это время, в качестве субъектов управления выступает вся совокупность государственных и муниципальных органов [4, C. 257].
В узком смысле государственное управление является внутриорганизационной деятельностью, которая осуществляется в органах государственной власти для успешного решения поставленных задач, в числе которых, например, решение кадровых, финансовых, материально-технических и других вопросов [6, C. 71].
Наконец, в своем собственном смысле слова государственное управление является видом государственной деятельности, в пределах которой практически реализуется исполнительная власть специальными субъектами в лице органов исполнительной власти.
Государственное управление, которое осуществляется органами исполнительной власти, обладает рядом характерных признаков, позволяющих отличать ее от деятельности представительных и судебных органов.
Первым признаком является выполнение общезначимых функций, в числе которых следующие:
1) прогнозирование, предполагающее обеспечение научности и рациональности деятельности;
2) планирование, направленное на определение целей, задач на грядущий период деятельности, а также средства их достижения и выполнения;
3) организация, направленная на упорядочение состояния определенных социальных образований;
4) координирование, в процессе которого осуществляется подстройка уже организованной системы к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования;
5) надзор, представляющий собой метод государственного управления, используемый для выявления возможных недостатков в деятельности государственных и негосударственных структур;
6) контроль, представленный методом государственного управления, сущность которого состоит в постоянной проверке результатов деятельности государственных и негосударственных структур для устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности [4, C. 256].
Среди еще одних признаков государственного управления выделяются также нормативно-распорядительное регулирование, осуществляемое с помощью законов, постановление и иных нормативно-правовых актов, а также подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти.
Общими специфическими чертами государственного управления являются также:
– использование в ходе осуществления своей деятельности властных полномочий;
– непрерывный и оперативный характер государственной деятельности;
– реализация специализированных функций;
– применение в случае необходимости мер административной ответственности;
– иерархически выстроенный, логически завершенный и системный характер аппарата управления;
– высокий профессионализм государственных служащим.
Отметим, что к числу основных критериев эффективности государственного управления традиционно относят эффективность экономики государства и уровень жизни населения.
В рамках данного исследования отметим, что государственное управление обладает рядом принципов, разделенных на общие и организационные. Принципы государственного управления характеризуют его основополагающие черты и сущностные характеристики. Они дают возможность для определения оснований, содержания и значения самого государственного управления, а также юридических характеристик данного вида государственной деятельности.
Общие принципы представлены исходными положениями, имеющими общесоциальный характер. Они реализовываются вне зависимости от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. К числу таких принципов относятся законность, объективность, конкретность, эффективность, а также сочетание централизации и децентрализации государственного управления [2, C. 222].
Организационные принципы позволяют определить системы государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они бывают общими организационными и внутриорганизационными
К числу общим организационных принципов относятся отраслевой, территориальный, линейный, функциональный и принцип двойного подчинения.
К числу внутриорганизационных принципов государственного управления относятся рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной власти, ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы, а также сочетание единоначалия и коллегиальности [5, C. 49].
В завершении исследования отметим, что согласно мнению Л. Л. Попова, сущностное предназначение исполнительной власти, равно как и государственного управления, заключается в двух основных словах: «практически организовать». Это подразумевает, что важно практически организовать проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата. Такая работа органами исполнительной власти осуществляется повседневно, непрерывно в рамках государственного управления.
Таким образом, можно сказать, что вопрос относительно сущности, принципов и признаков государственного управления представляется очень обширным, требующим подробного исследования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130, от 01.07.2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
- Андриенко И. Р., Семина Л. А. Формы и методы государственного управления // Актуальные исследования. 2021. № 1 (10). С. 221–224.
- Алямкин А. Н. Исполнительная ветвь власти в системе государственного управления России и зарубежных стран // Интерактивная наука. 2021. № 5 (60). С. 50–52.
- Братченко С. А. Качество управления и результативность в практике государственного управления (на примере управления государственными программами) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 10–1. С. 247–260.
- Головная А. М. Государственное управление: понятие и сущность // NovaUm.Ru. 2022. № 37. С. 48–51.
- Конджакулян К. М., Кадиев Г. А. Понятие и сущность государственного контроля в системе государственного управления // Закон и право. 2022. № 1. С. 69–72.
- Морозов В. И. Сущность и содержание взаимодействия органов государственного и муниципального управления // Студенческий. 2021. № 31–1 (159). С. 47–48.