Проблема сущности, целей, назначения государственного управления является одной из центральных в административном праве России. Общественные отношения, связанные с реализацией исполнительной власти и осуществления государством управленческой деятельности, составляют ядро, основу предмета административного права. Без понимания таких юридических конструкций, как государственное управление, исполнительная власть, невозможно понять сущность данной отрасли права. Изучение основ административного права начинается именно с определения сущности, назначения исполнительной власти и государственного управления, выявления соотношения между этими ними.
Государство реализует свои функции посредством осуществления различных форм государственной деятельности. Они подразделяются в соответствии с теорией разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная деятельность направлена в первую очередь на обновление нормативно-правовой базы государства. Общественные отношения по своей сути динамичны, они подвержены изменению и усложнению. Поэтому государство должно приводить законодательную базу в соответствие с существующими на данный момент общественными отношениями. Назначением законодательной деятельности является издание нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми субъектами права: органами, должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их объединениями, иными лицами, находящимися на территории государства. Законодательная деятельность в большинстве государств осуществляется законодательными (представительными) органами.
Исполнительная деятельность (государственное управление) имеет своей целью претворение в жизнь нормативно-правовых актов, изданных в процессе осуществления государством законодательной деятельности, в различных сферах жизни общества. Исполнительная деятельность имеет подзаконный характер. Это означает, что все действия и решения ее субъектов, а также издаваемые ими в рамках их компетенции правовые акты управления, должны основываться на положениях Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, иных правовых актов, имеющих более высокую юридическую силу. Действия и решения органов власти и должностных лиц, осуществляющих исполнительную деятельность, должны быть направлены на исполнение закона. Исполнительную деятельность осуществляют прежде всего органы исполнительной власти.
Судебная деятельность направлена на осуществление правосудия в рамках конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Цель судебной деятельности — контроль за исполнением законов, а также привлечение к ответственности субъектов, которые нарушили общеобязательные правовые предписания, не исполнили, или ненадлежащим образом исполнили лежащие на них юридические обязанности. Согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом
С учетом изложенного, можно утверждать, что государственное управление — это одна из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности она отличается по субъектному составу, а также по содержанию.
Чтобы понять саму сущность государственного управления, необходимо рассмотреть принципы, на которых оно базируется. Принципы государственной деятельности — это такие основополагающие, базовые идеи и положения, которые определяют его важнейшие особенности, содержание и назначение. Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров проводят следующую классификацию принципов государственного управления [1]:
1) Общие (социально-правовые).
Данная группа принципов охватывает общие положения, которые должны быть реализованы всеми органами или должностными лицами, независимо от их уровня или места в системе субъектов управленческой деятельности. К ним относятся такие принципы, как: законность, дисциплина, целесообразность, объективность, соотношение централизованного и децентрализованного регулирования. Принцип законности предполагает во-первых, точное и единообразное исполнение Конституции и законов субъектами управленческой деятельности, во-вторых, обязанность каждого субъекта управления действовать строго в рамках своей, установленной законами и иными нормативно-правовыми актами, компетенции, в-третьих, обязанность органа или должностного лица, уполномоченного издавать правовые акты управления, убедиться в соответствии издаваемых актов нормативно-правовыми актами большей юридической силы. Дисциплина — это правовое состояние, сущность которого состоит в исполнении органами исполнительной власти и должностными лицами возложенных на них обязанностей, в том числе связанных с соблюдением правил служебного распорядка. Целесообразность — принцип государственного управления, который предполагает достижение цели субъектами управления наиболее оптимальными средствами, с наименьшими временными и материальными затратами. Принцип объективности означает, что органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляя управленческую деятельность, обязаны принимать во внимание объективные закономерности, фактическую обстановку, которая складывается в различных сферах общественной жизни (уровень, характер развития общественных отношений), а также справедливо оценивать собственные ресурсы, необходимые для решения управленческих задач. Принцип соотношения централизованного и децентрализованного регулирования означает разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
2) Организационные.
Они необходимы для выбора оптимального варианта построения аппарата государственного управления и его функционирования. Данная группа принципов включает в себя две подгруппы. К первой относятся следующие принципы: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения. Отраслевой принцип означает, что в той или иной отрасли государственного управления создаются соответствующие государственные органы (министерства). Данный принцип позволяет рационально использовать имеющиеся ресурсы для решения повседневных задач управления. Линейный принцип обеспечивает подчиненность нижестоящих субъектов государственного управления вышестоящим. Каждый руководитель уполномочен давать инструкции, указания по ведению управленческой деятельности органу или должностному лицу, находящемуся у него в подчинении. Территориальный принцип предполагает формирование органов государственного управления на основе территориального деления Российской Федерации. Данный принцип позволяет эффективно решать задачи социально-экономического развития в тех или иных административно-территориальных единицах.
Принцип двойного подчинения учитывать специфику того или иного региона при осуществлении централизованного государственного управления.
Ко второй подгруппе организационных принципов относятся такие принципы, как: сочетание единоначалия и коллегиальности в государственном управлении, рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности и ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты своей работы.
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности предполагает решение вопросов государственного управления как органами власти, построенными по коллегиальным началам (например, Правительство РФ), так и единолично руководителями органов исполнительной власти РФ.
Рациональное распределение полномочий между субъектами управленческой деятельности означает четкое законодательное закрепление за ними полномочий, определение их правового статуса (то есть, совокупности прав, обязанностей, а также ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей). Данный принцип необходим для обеспечения эффективного осуществления субъектами деятельности по исполнению положений Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов. Ответственность субъектов исполнительной деятельности предполагает возможность применения к ним мер административного принуждения в случае нарушения ими предписаний закона, неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них правовых обязанностей.
С учетом вышесказанного, следует сделать следующий вывод: сущность государственного управления заключается в практическом исполнении, претворении в жизнь положений Конституции РФ, законов РФ, иных нормативно-правовых актов уполномоченными на то субъектами на федеральном и на региональном уровнях, действующих в рамках закона и во исполнение закона, путем реализации имеющихся у них государственно-властных полномочий.
Литература:
- Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. В. Тихомиров «Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение» (под ред. Л. Л. Попова), М., «Норма», «Инфра-М», 2011
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС Консультант плюс.
- Л. Л. Попов Административное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров. / Москва: РГ-пресс, 2014. — 568 с.
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации».