В настоящее время в нашей стране осуществляется административная реформа, одним из направлений которой является реформирование системы государственной службы. Приоритетной задачей государства является создание системы государственной службы, удовлетворяющей потребностям и интересам общества.
На сегодняшний день законодательство Российской Федерации требует успешно сформированной системы кадровой работы в государственном органе.
В Программе реформирования государственной службы на 2016–2018 г, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403, обозначены такие приоритетные направления как совершенствование системы управления, повышение качества формирования кадрового состава, так и повышение профессионализма и компетенции гражданских служащих.
Под реформированием подразумевается ни только изменение структуры, численности состава, но и совершенствование управления кадровым составом, повышение престижа службы и эффективности кадровой политики в сфере государственной службы.
Соответствующие изменения могут быть реализованы в ходе рассмотрения подробной информации о деятельности государственного органа при проведении кадрового аудита.
Кадровый аудит на государственной службе — это комплексная оценка состояния деятельности государственного органа в сфере управления служащими, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сбор, анализ информации, оценку управленческих и кадровых процессов, организационной структуры, кадровой документации и человеческих ресурсов.
Актуальность проведения кадрового аудита тесно связана с повышением интереса руководящего состава к теме управления человеческими ресурсами. Деятельность любого государственного органа сопряжена с работой государственных служащих. Именно от управленческих способностей, профессиональных навыков, организованности, дисциплины и отношения к трудовому процессу зависит результативность работы государственного органа в целом. Управление служащими является частью управления государственной службы.
В России кадровому аудиту уделяется более высокое внимание в крупных коммерческих организациях в отличие от государственной службы, где данное направление является новшеством и только начинает свое развитие.
Несмотря на острую значимость проблема проведения кадрового аудита на государственной службе на сегодняшний день не имеет закрепленного на законодательном уровне практического решения. Государственные органы самостоятельны в определении целей, направлений, субъектов, методик, порядка оформлений результатов и контроля за устранением выявленных нарушений.
Отдельными субъектами Российской Федерации: Республика Северная Осетия Алания, Республика Татарстан, Калининградская область, Ярославская область, Санкт- Петербург, Ульяновская область — были приняты локальные нормативные правовые акты, определяющие цели, задачи и методику проведения кадрового аудита в органах государственной власти.
На практике чаще всего кадровый аудит в органах власти осуществляется с целью проведения проверки деятельности кадровой службы. Оценивается работа отдела кадров на предмет соблюдения мероприятий, предусмотренных статьей 44 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Главной целью можно считать обеспечение эффективного и правильного функционирования всех систем органа власти. На основе анализа информации оценивается кадровый потенциал, организационная структура, методы и способы управления, профессиональные и социально-психологические качества госслужащих. Итоговой целью проведения кадрового аудита является выявление существенных нарушений и проблем кадровой работы, с последующей разработкой рекомендаций и мероприятий по их устранению.
К задачам кадрового аудита можно отнести определение соответствия кадрового потенциала государственного органа его целям, определение соблюдений служащими действующей нормативной правовой базы, определение эффективности методов управления персоналом, а также выявление негативных тенденций в работе государственного органа с последующим определением путей их решения.
Эффективным и показательным кадровый аудит будет лишь в том случае, если экспертная группа при проведении проверки будет руководствоваться такими важными принципами как независимость оценки, достоверность, профессионализм и научная обоснованность.
При проведении кадрового аудита выделяют три исследуемых объекта: процессы (управленческие, кадровые), организационную структуру и персонал (человеческие ресурсы). Некоторые авторы отдельно выделяют четвертый объект исследования — кадровую документацию.
При кадровом аудите анализируют процессы формирования и развития кадровой политики. К таким процессам можно отнести процессы формирования и развития персонала, стимулирование и мотивацию сотрудников, организацию трудового процесса, социально-психологическую атмосферу внутри коллектива.
Все процессы, подлежащие аудиту, основаны на функциональной взаимосвязи. Основной целью их является осуществление высоких показателей, результативности деятельности государственного органа при оптимальном распределении рабочих процессов по времени.
При аудите организационной структуры анализируют имеющуюся структуру управления с последующим выявлением проблем и разработкой мероприятий по их устранению. Такой аудит помогает выявить, насколько организационная структура соответствует поставленным целям и задачам предприятия, проследить как сформированы уровни управления, насколько эффективно выполняются основные функции организации.
При аудите «человеческих ресурсов» оценивают особенности фактического состава служащих, наличие необходимых профессиональных качеств и характеристик. Такой аудит помогает оценить обеспеченность численности, состава, уровень квалификации, проанализировать движение кадров, отследить неэффективное использование рабочего времени, изучить мотивацию труда, профессиональный рост, определить проблемы эмоционального характера, влекущие опасность для коллективной деятельности.
По способу проведения проверки выделяют внешний, внутренний и совместный аудит.
Внешний аудит носит распорядительный характер и может осуществляться разными инспектирующими организациями, чаще всего осуществляется независимыми специалистами. Проводится, как правило, в соответствии с утвержденными раз в три или пять лет графиками по строго установленной методике. При осуществлении внешнего аудита формируют экспертную комиссию и выбирают руководителя. В состав рабочей группы включаются независимые специалисты, компетентные в проверяемых сферах.
В результате аудита создается акт и план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Руководителю государственного органа в письменном виде отчитывается о работе по устранению выявленных нарушений, либо проверяющей организацией проводится контрольная проверка по выполнению плана мероприятий.
Внутренний аудит осуществляется структурными отделами или должностными лицами государственного органа. Внутриведомственному аудиту чаще всего подвергается работа кадровой службы. Целью внутреннего кадрового аудита, как правило, является повышение эффективности работы кадровой службы государственного органа, контроль за соблюдением законодательства о государственной службе РФ и противодействию коррупции. Совместный аудит проводится силами внешних и внутренних аудиторов.
Информация, полученная в ходе проведения кадрового аудита, помогает государственным органам достичь целей, поставленных правительством Российской Федерации по реформированию кадрового потенциала и повышению профессионализма служащих.
Государственный кадровый аудит помогает решить такие проблемы, как нецелевое использование бюджетных средств РФ и субъектов, оценить результаты работы служащих в государственном органе, обеспечить внедрение полезного опыта по использованию электронных программ, созданных для работы кадровых служб.
Таким образом, проведение кадрового аудита на государственной службе очень востребовано и необходимо для подтверждения целесообразности управленческих решений, повышения эффективности и правильности функционирования всех систем, увеличения кадрового потенциала органа власти.
Литература:
- Васильева, Е.И., Зерганинова Т. Е. Кадровый аудит в органах государственной власти [Текст] / Е. И. Васильева, Т. Е. Зерганинова // Государственное и муниципальное управление: науч. ст. — Москва: Изд-во РАНХИГС, 2015. -. № 1. — С.164–171.
- Долинин, А. Ю. Кадровый аудит: курс лекций / А. Ю. Долинин. — Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — Рязань, 2011.- 96 с.
- Константинова М. В., Философская энциклопедия / Под. ред. Ф. В. Константинова. Москва., Сов. Энцикл., 1970. — 235 с.
- Краснова, С. В. Реализация кадрового аудита в органах государственной власти [Текст]: монография С. В. Лазарев.- Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. — 116 с.
- Розина, Е. Новое слово в кадровом аудите — анализ гендерного равенства [Текст] // Кадровик. Кадровое делопроизводство. — 2008. — № 8.