Основные причины проведения кадрового аудита в государственном органе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 13.05.2020

Статья просмотрена: 580 раз

Библиографическое описание:

Прокошина, О. В. Основные причины проведения кадрового аудита в государственном органе / О. В. Прокошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69882/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время государственные органы сталкиваются с необходимостью повышения эффективности деятельности за счет качественных изменений в подходах управления государственными служащими. Возникает потребность в новых механизмах оценки состояния деятельности государственного органа в сфере управления служащими. Соответствующие потребности могут быть реализованы в ходе рассмотрения подробной информации о деятельности государственного органа при проведении кадрового аудита.

Кадровый аудит на государственной службе — это экспертиза состояния деятельности государственного органа в сфере управления служащими, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на сбор, анализ информации, оценку управленческих и кадровых процессов, организационной структуры, кадровой документации и человеческих ресурсов.

Актуальность проведения кадрового аудита объясняется повышенным интересом руководителей к теме управления человеческими ресурсами. Деятельность любого государственного органа напрямую связана с работой персонала. Именно от управленческих способностей, профессиональных навыков, организованности, дисциплины и отношения к трудовому процессу зависит результативность работы государственного органа в целом.

К целям проведения аудита в государственном органе можно отнести повышение эффективности исполнения организационно-кадровой работы, оценку кадрового потенциала и состава государственного органа, обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации о государственной службе.

Ученые выделяют три основных направления проведения кадрового аудита:

  1. Оценка процессов формирования и развития кадровой политики. К данным процессам относятся все процессы, связанные с формированием, организацией, развитием государственных служащих.
  2. Оценка организационной структуры управления государственными служащими. При аудите данного элемента определяется насколько организационная структура соответствует поставленным целям и задачам государственного органа.
  3. Оценка кадрового потенциала государственного органа. Данная оценка включает в себя анализ количественных и качественных характеристик государственных служащих.

По способу проведения выделяют внешний и внутренний аудит. Внешний аудит осуществляется различными независимыми инспектирующими организациями, как правило проводится один раз в три или пять лет, строго по утвержденным графикам и методикам. Внутренний аудит осуществляется структурными отделами или должностными лицами государственного органа. Несмотря на острую необходимость проблема проведения кадрового аудита на государственной службе на сегодняшний день не имеет конкретного общепринятого практического решения.

Государственный орган вправе самостоятельно установить и закрепить в локальном нормативном акте основания проведения проверки, субъекты, цели, состав аудиторской комиссии, методы, направления, порядок оформления и контроль за результатами кадрового аудита.

В зависимости от внешнего или внутреннего вида аудита к основным причинам проведения кадрового аудита можно отнести:

  1. Проведение внешних проверок со стороны различных проверяющих организаций. Инспектирующая организация в соответствии с утвержденным планом, согласно графику, заранее уведомив государственный орган осуществляет проверку всей необходимой документации, в соответствии с установленной методикой. В таком случае проверка будет проводится в связи с наступлением определенной даты.
  2. В связи с изменением штатной численности, реорганизации структуры и оптимизацией государственного органа. В данном случае кадровый аудит поможет определить необходимость предстоящих изменений, установить необходимую численность государственных служащих.
  3. В связи с наступлением определенных событий. Под определенными событиями в данном случае могут пониматься возникновение различных сбоев, ошибок, негативных тенденций в работе государственного органа. В таком случае, незамедлительно, по решению руководителя организовывается внеплановый аудит.
  4. Изменение законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок осуществления кадровой работы.
  5. Увольнение кадрового работника, ответственного за осуществление кадровой работы, ведение трудовых книжек, организацию воинского учета. В данном случае аудит кадрового делопроизводства поможет привести систему кадрового делопроизводства в надлежащий вид, и сократит период адаптации нового сотрудника, вступающего в должность.
  6. Назначение нового руководителя государственного органа. Кадровый аудит в данном случае необходим для выяснения реальной ситуации в сфере кадровой работы в государственном органе.
  7. Возникновение в государственном органе служебного или трудового спора с одним из государственных служащих. Трудовой спор может возникнуть с руководителем или иным работником государственного органа. В данном случае для разрешения возникшего конфликта необходим кадровый аудит.
  8. Ситуации, повлекшие существенные изменения условий труда.
  9. С целью проверки целевого использования денежных средств кадровый аудит может проводится при ревизии финансово- хозяйственной деятельности.

Как показывает практика, потребность в кадровом аудите может быть вызвана различными причинами. Чаще всего государственные органы проводят кадровый аудит из-за того, что действительно в нем нуждаются. Информация, полученная в ходе проведения кадрового аудита, помогает решить такие проблемы, как нецелевое использование бюджетных средств РФ и субъектов, оценить результаты работы служащих в государственном органе, обеспечить внедрение полезного опыта по использованию электронных программ, созданных для работы кадровых служб.

Таким образом, проведение кадрового аудита на государственной службе очень востребовано и необходимо для подтверждения целесообразности управленческих решений, повышения эффективности и правильности функционирования всех систем, увеличения кадрового потенциала органа власти.

Литература:

  1. Краснова, С.В., Урзова Е. В. Реализация кадрового аудита в органах государственной власти [Текст]: монография С. В. Лазарев.- Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. — 116 с.
  2. Долинин, А. Ю. Проведение кадрового аудита в государственных органах // Актуальные вопросы административного законодательства, регулирующего деятельность уголовно-исполнительной системы в условиях ее реформирования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под ред. Д. А. Гришина. — Рязань: Академия ФСИН России, 2010.
  3. Домрачева Л. П., Лаптева Е. В. Особенности проведения кадрового аудита в государственном учреждении // Л. П. Домрачева, Е. В. Лаптева // Международный бухгалтерский учет: науч. ст. — Киров: Изд-во Дом Финансы и Кредит, 2016. № 4. — С. 53–64.
  4. Анненков, В. И. Государственная служба: организация управленческой деятельностью: учеб. пособие для вузов / В. И. Анненков и др., 2011. — 253 с. КНОРУС Москва.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный орган, кадровый аудит, государственная служба, кадровая работа, служащий, внутренний аудит, кадровое делопроизводство, кадровый потенциал, организационная структура, Российская Федерация.


Задать вопрос