В современных условиях российские организации все активнее интегрируются в международные финансовые рынки, расширяют свою деятельность по всему миру. На фоне этих тенденций все больше организаций признают важность наличия эффективной системы управления рисками, надежных механизмов внутреннего контроля и прозрачных процессов корпоративного управления. В этом контексте важную роль играет функция внутреннего аудита: она предоставляет Совету директоров оценку адекватности системы внутренних контролей и оценивает эффективность этой системы, а при выявлении слабых сторон выступает в качестве внутреннего консультанта. Необходимость проведения внутреннего аудита выражается в следующих его функциях:
‒ совершенствование системы управления. При реализации данной функции внутренний аудит является инструментом обратной связи для руководства;
‒ контроль за использование финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Данная функция внутреннего аудита направлена на сокращение излишних запасов, сохранность активов и разработку мер по предупреждению незаконного присвоения любых видов активов и обязательств;
‒ защита интересов собственников. Реализация данной функции требует разработку рекомендаций по повышению эффективности деятельности;
‒ повышение деловой, финансовой и инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта;
‒ меры по снижению санкций со стороны налоговых органов или контрагентов;
‒ подготовка управленческой информации о реальном положении экономического субъекта [1, c. 15].
Систематизация и обобщение вышеизложенных функций позволяет сделать вывод, что внутренний аудит представляет собой неотъемлемую часть корпоративного управления. Помимо названных факторов руководители стремятся к внедрению внутреннего аудита для повышения эффективности деятельности экономического субъекта, путем упорядочения бизнес-процессов, когда конечным результатом выступает существенная экономия средств [2].
Основным заказчиком внутреннего аудита является топ-менеджмент в лице Совета директоров и высшего исполнительного руководства компаний. Создание функции внутреннего аудита реализуется несколькими вариантами. Однако создание отдельной службы внутреннего аудита не говорит о его наличии и эффективном функционировании, и наоборот, внутренний аудит в экономическом субъекте может существовать и без его выделения в организационной структуре. Передача функции внутреннего аудита на аутсорсинг достаточно распространена, будь то услуги разового консультирования или же абонентское облуживание со стороны специализированной компании.
Обзор экономической литературы позволяет выделить три основных подхода к организации внутреннего аудита [3]:
Так, первый подход предполагает создание собственной службы внутреннего аудита. Можно выделить следующие преимущества данного варианта:
‒ внутренний аудит учитывает специфику деятельности, внутреннею среду организации, владеет оперативной и точной информацией;
‒ контроль осуществляется на непрерывной основе. Руководители имеют доступ к квалицированному мнению внутренних аудиторов в режиме текущей работы;
‒ повышение опыта и квалификации сотрудников внутреннего аудита увеличивает интеллектуальный капитал организации, что позволяет в дальнейшем использовать накопившийся опыт для грамотного корпоративного управления [4, c. 208].
Второй подход основывается на использовании услуг аутсорсинговых компаний, то есть полная передача функций внутреннего аудита сторонней специализированной компании или внешнему консультанту.
Потенциальные преимущества использования аутсорсинга можно сформулировать следующим образом:
‒ возможность привлечения экспертного мнения в разных областях;
‒ гибкость в вопросах привлечения аудиторских кадров при разработке новых проектов или необходимости проведения различных видов проверок в сжатые сроки;
‒ использование новых программ обработки информации без затрат на приобретение соответствующих программных продуктов.
Полный аутсорсинг функции внутреннего аудита предоставляет службе внутреннего аудита возможность использовать большое количество необходимых специалистов, международный опыт, инструментарий и знания, а также возможность эффективно управлять затратами, связанными с деятельностью службы.
Третий вариант внедрения внутреннего аудита является ко-сорсинг. Данная форма означает распределение функций по осуществлению внутреннего аудита в организации между собственной службой и привлечением сторонних экспертов в решении определенных задач. Причиной возникновения данного подхода являются ситуации, когда руководители служб внутреннего аудита сталкиваются с нехваткой опытных специалистов по внутреннему аудиту внутри организации или отсутствием у сотрудников службы опыта и знаний, необходимых для соответствия высоким ожиданиям руководства и других заинтересованных сторон.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что консультационные услуги в области внутреннего аудита предполагают помощь руководителям в повышении эффективности их функций, обеспечении клиентам доступа к накопленным обширным знаниям в области передовой практики внутреннего аудита и консультации специалистов, владеющих информацией об особенностях отрасли организации и возможных рисках.
В частности, такие услуги включают:
‒ создание функций внутреннего аудита, включая разработку устава, политики, процедур и операционных инструкций, а также оказание содействия на начальной стадии функционирования;
‒ проведение сравнительного анализа эффективности функций внутреннего аудита и разработка стратегии его трансформации;
‒ интеграция функции внутреннего аудита с эффективной моделью корпоративного управления, управления рисками и соответствия внешним и внутренним стандартам и требованиям, что влечет за собой сокращение дублирующих или избыточных контролей;
‒ организация консультирования по следующим вопросам: модели оптимального управления ресурсами и развития навыков; эффективное использование технологий, программного обеспечения и методического инструментария; создание риск-ориентированных планов деятельности внутреннего аудита; формирование отчетности по внутреннему аудиту;
‒ обучение и повышение квалификации внутренних аудиторов структурных подразделений, дочерних обществ и руководителей служб внутреннего аудита экономического субъекта.
Аутсорсинг и ко-сорсинг внутреннего аудита не связаны с масштабами деятельности и величиной экономического субъекта, это могут быть как организации, не имеющие, достаточных финансовых ресурсов, так и крупные. Последним услуги внешнего консультирования чаще всего необходимы для аудита специфической области, не традиционной для деятельности организации. Кроме того, привлечение дополнительных аудиторских кадров может быть обусловлено периодами сильной нагрузки на штатных аудиторов.
В научной литературе ведется множество дискуссий на тему подчиненности службы внутреннего аудита. В структуре службы выделяют руководителя, который с целью обеспечения независимости внутреннего аудита административно подчиняется Генеральному директору и функционально — Совету директоров. Руководитель ответственен перед комитетом по аудиту за организацию работы службы и реализацию поставленных целей, предоставляет на регулярной основе отчеты по итогам работы, которые содержат информацию о выполнения плана проверок, об итогах выполненных мероприятий по результатам проведенного аудита, рисках и недостатках системы внутреннего контроля и корпоративного управления.
Такой подход соответствует современным принципам корпоративного управления и позволяет достигать максимального потенциала организации внутреннего аудита. Структура и численность аудиторских кадров определяется индивидуально в каждом конкретном случае и зависит от множества факторов таких как: задачи, поставленные перед внутренним аудитом; риски внешней среды; масштабы деятельности экономического субъекта. Немаловажным фактором организации внутреннего аудита, напрямую оказывающим влияние на численность аудиторов, является бюджет, выделяемый на данное подразделение. При построении структуры службы внутреннего аудита важно создать условия для ее независимости и объективности.
В организациях, имеющих высокую степень географической разветвленности и разбросанности структурных подразделений, создается центральный аппарат внутреннего аудита, курирующий работу региональных аудиторов.
Не менее важной задачей в построении системы внутреннего аудита является его оценка в организации. Меняющиеся условия ведения бизнеса заставляют членов Совета директоров и комитета по аудиту относиться к функции внутреннего аудита более требовательно и ожидать от нее большей отдачи и эффективности.
Максимизация отдачи от деятельности функции внутреннего аудита и повышение ее эффективности требуют понимания целей организации, ее рисков, приоритетов в управлении рисками, концепции внутреннего контроля, системы нормативно-правового регулирования, а также разнообразных потребностей ключевых заинтересованных сторон. В конечном счете эти потребности определяют совокупность рисков организации и ее стратегические цели, организационную структуру службы внутреннего аудита, ее ресурсы и процедуры деятельности. В целях повышения эффективности процессов внутреннего аудита необходимо проводить оценку качества функции внутреннего аудита. Это позволит привести ее деятельность в соответствие с международными стандартами, ожиданиями заинтересованных сторон и передовой практикой.
Проведенные исследования показали, что для оценки эффективности аудита следует использовать качественные и количественные показатели [5]. Они должны определять процент выполнения годового плана по внутреннему аудиту и соответствующие затраты проекта. Одним из главных показателей выступает степень удовлетворенности руководства выполненной аудиторами работы, в том числе рекомендациями по повышению эффективности деятельности экономического субъекта. На практике каждая организация разрабатывает алгоритм оценки внутреннего аудита самостоятельно, устанавливая предельные значения показателей анализа. Для оценки необходимо выделить базовые критерии эффективности функции внутреннего аудита: количество завершенных аудитов в сравнении с утвержденным планом; процент выполнения аудиторских рекомендаций; экономия средств от выполнения рекомендаций аудиторов.
Эффективно работающая служба внутреннего аудита может принести ощутимую пользу организации за счет мер по заблаговременному выявлению возможных проблем, устранению дублирующих или излишних контролей и выявлению потенциала для повышения эффективности деятельности.
Немаловажным после проведения оценки эффективности внутреннего аудита является разработка рекомендаций по повышению его качества. К проводимым в рамках этой программы мероприятиям относятся:
‒ мониторинг качества внутренних аудитов. Текущий контроль проводят руководитель и менеджеры службы в ходе проведения аудитов. Главной задачей данного этапа является контроль соответствия принятым процедурам и внутренним регламентам, а также проверка выполнения плановых задач в установленные сроки и на должном уровне;
‒ внутренние оценки, проводимые руководителем не реже одного раза в год. Цель этого этапа в выявлении резервов роста деятельности каждого конкретного аудитора службы, за счет чего достигается совершенствование всей функции внутреннего аудита;
‒ внешние оценки, которые осуществляются сторонними консультантами и аудиторами. Важность таких оценок заключается в их независимости.
Анализ материалов позволяет сделать вывод, что построение системы внутреннего аудита в организации, повышение качества его функций невозможно без применения комплексного подхода, и только выполнение всех вышеперечисленных мероприятий будет в наибольшей степени способствовать совершенствованию работы службы, а соответственно и деятельности экономического субъекта в целом.
Литература:
- Кеворкова Ж. А., Карпова Т. П., Савин А. А., Ахтамова Г. А., Дунаева В. И., Земсков Г. Ю. Внутренний аудит. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 319 с.
- Кеворкова Ж. А. Развитие методического инструментария обеспечения экономической безопасности организации // Учет. Анализ. Аудит.. — 2016. — № 3. — С. 65–73.
- Внутренний аудит как важнейший элемент системы управления компанией // Институт внутренних аудиторов. URL: http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publication/member_articles/vnutrennii_audit_Sonin/ (дата обращения: 09.03.2017).
- Булыга Р. П. Аудит бизнеса: учебник для студентов магистратуры. — М.: Юнити-Дана, 2017. — 263 с.
- Пискунов В. А., Филевская Н. А. Внутренний аудит качества корпоративного управления с использованием метода рейтинговых оценок // ВЕСТНИК САМГУПС. — 2015. — № 1. — С. 48–54.