Внутренний аудит в системе управления предприятием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шегурова, В. П. Внутренний аудит в системе управления предприятием / В. П. Шегурова, Ю. В. Трунтаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6890/ (дата обращения: 22.12.2024).

Служба внутреннего аудита создана во многих российских компаниях. Интерес к ней на протяжении последних лет растет в силу многих факторов, например, таких, как:

-          необходимость для собственников и менеджеров контролировать процессы на предприятии;

-          потребность совета директоров в независимом источнике информации о состоянии дел в компании.

А что представляет собой внутренний аудит, для чего он необходим на предприятии? Внутренний аудит, согласно международному Институту внутренних аудиторов, − деятельность, направленная на предоставление независимых и объективных гарантий, а также консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации.

Внутреннему аудиту свойственны следующие характерные черты:

1)        независимость — разделение функционального и административного подчинения службы внутреннего аудита (административное подчинение руководству, а функциональное — учредителям);

2)        объективность — способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы;

3)        оптимизация и повышение эффективности деятельности организации. Внутренний аудит нацелен на выявление слабых мест в системах управления, внутреннего контроля, формирование рекомендаций по повышению эффективности этих систем;

4)        предоставление гарантий, консультаций. Результатом внутреннего аудита являются гарантии и консультации клиентам внутреннего аудита в областях управления рисками, внутреннего контроля, управления организацией [2].

Внутренний аудит можно рассматривать как составную часть системы внутреннего контроля компании, призванной выполнять ряд функций:

-          производить оценку системы внутреннего контроля на достоверность информации, соблюдение законодательства, сохранность активов, эффективность и результативность деятельности подразделений, а также компании в целом;

-          оценивать эффективность системы управления рисками и предлагать методы контроля рисков;

-          оценивать соответствие системы управления принципам корпоративного управления;

-          оценивать экономичность и эффективность осуществляемых организацией операций;

-          оценивать соблюдение требований действующего законодательства, регулирующих и надзорных органов, внутренних документов организации;

-          проводить специальные расследование отдельных случаев (подозрений в злоупотребления) [3].

Целесообразность создавать службу внутреннего аудита заключаются в следующем:

-          это позволит эффективнее контролировать деятельность автономных подразделений компании;

-          появляется возможность выявления резервов производства и наиболее перспективных направлений развития;

-          способность оказывать консультативные услуги.

Создание службы внутреннего аудита рекомендуется проводить по этапам:

-          определение вопросов, которые должна будет решать служба внутреннего аудита;

-          определение функций, которые обеспечат достижение целей, создание на основе этого структурных звеньев службы, выполняющих эти функции;

-          определение прав, обязанностей и ответственности каждой структурной единицы, должностных инструкций и положений о бюро (группе, секторе) службы внутреннего аудита;

-          соединение структурных единиц в одно целое − службу внутреннего аудита, разработка и документальное закрепление Положения о службе внутреннего аудита;

-          интеграция службы внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

-          разработка внутрифирменных стандартов аудита и Кодекса этики [1].

Решение о создании системы внутреннего аудита принимают собственники компании, которое определяется экономической целесообразностью. С ростом размеров компании и усложнением процессов управления роль внутреннего аудита возрастает. Он является частью системы управления, а также контроля собственниками за деятельностью руководства предприятия. Внутренний аудит важен и менеджменту компании для повышения эффективности принятия решений менеджментом.

При создании системы внутреннего контроля необходимо определить ее подчиненность комитету по аудиту совета директоров или непосредственно совету директоров компании. В последнем варианте уровень независимости внутренних аудиторов от исполнительного руководства более высокий, что позволяет с большей эффективностью использовать потенциал системы внутреннего аудита. В том случае, если данный вариант не реализуем, необходимо подразделение внутреннего аудита подчинить высшему должностному лицу предприятия [1]. При этом следует обратить внимание на задачи, которые решает система внутреннего аудита. Если первостепенная задача направлена на осуществление контрольно-ревизионной деятельности, то нужно выбрать подчинение высшему исполнительному руководству предприятия. Если же внутренний аудит нацелен на помощь совету директоров эффективно выполнять свои обязанности, следует выбрать подчинение службы внутреннего аудита совету директоров.

Структура, а также численность службы внутреннего аудита во многом зависит от целей и задач, которые стоят перед внутренним аудитом, а также от зрелости компании и ее географической разветвленности. Но в большинстве случаев структура и численность службы внутреннего аудита определяются только величиной выделенного бюджета.

Однако при создании системы внутреннего аудита могут возникнуть трудности, связанные с:

1)                 недостаточной регламентацией деятельности;

2)                 ненацеленностью систем планирования на результат, отсутствием обоснованных показателей для оценки эффективности и результативности деятельности, несовершенством или полным отсутствием управленческого учета, позволяющего обеспечивать контроль достижения результатов;

3)                 отсутствием системы внутреннего контроля, направленной на обеспечение сохранности активов, проверку достоверности информации, формируемой системой бухгалтерского учета, и повышение результативности деятельности;

4)                 ориентированностью участников на последующий контроль и недостаточностью предварительного и текущего контроля, которые приводят к ограничению возможности выявления на наиболее ранних стадиях возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении деятельности [2].

Однако каковы бы ни были трудности, их придется преодолевать, так как внутренний аудит является наиболее действенным инструментом выявления возможностей повышения эффективности деятельности, позволяющий получить информацию, необходимую для достижения целей и решения задач, стоящих перед субъектом, наиболее эффективным способом. Следует отметить, что эффективный внутренний аудит способен сократить затраты предприятия на внешний аудит (внешний аудитор может воспользоваться результатами работы внутреннего аудита, это уменьшит объем аудиторских процедур внешнего аудитора), но не может отменить необходимость внешнего аудита для предприятия.

Оценить эффективность функционирования службы внутреннего аудита достаточно сложно в силу того, что результат не всегда можно количественно измерить, существует значительный субъективизм оценки заказчиков. Каждое предприятие само определяет критерии эффективности деятельности системы внутреннего аудита. К показателям эффективности деятельности внутреннего аудита относятся:

-          выполнение утвержденного плана аудитов;

-          количество выявленных рисков;

-          процент принятых и выполненных аудиторских рекомендаций;

-          экономический эффект от внедрения рекомендаций;

-          количество повторных аудиторских рекомендаций;

-          удовлетворенность клиентов аудита [1].

Наряду с оценкой эффективности деятельности службы внутреннего аудита необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение качества работы службы:

-          мониторинг качества внутренних аудитов. Его осуществляют руководитель и менеджеры СВА с целью установления выполнения аудиторских заданий на должном профессиональном уровне;

-          внутренние оценки (не реже одного раза в год) с целью выявления собственными силами резервы для совершенствования деятельности каждого внутреннего аудитора, всей СВК;

-          внешние оценки (не реже одного раза в 5 лет), позволяющие получить «взгляд со стороны» на качество деятельности внутреннего аудита.

Важным моментом является то, что повышение качества внутреннего аудита достигается при выполнении всех вышеперечисленных мероприятий [3].

Для эффективной деятельности системы внутреннего аудита необходимо придерживаться таких принципов, как:

-          принцип ответственности: каждый внутренний аудитор должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность;

-          принцип сбалансированности: при определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот;

-          принцип своевременности сообщения отклонений: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки;

-          принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы;

-          принцип комплексности: объекты должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом;

-          принцип разделения обязанностей между служащими;

-          принцип разрешения и одобрения: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий.

На эффективность деятельности системы внутреннего аудита влияет и соблюдение или несоблюдение следующих требований:

-          требование ущемления интересов. Нужно создавать специальные условия, ставящие работника или подразделение организации в невыгодное положение при появлении каких-либо отклонений и побуждающие их к регулированию «узких мест»;

-          недопущение концентрации прав первичного контроля в руках одного лица. Сосредоточение первичного контроля в одних руках может стать причиной недостоверного учета;

-          требование заинтересованности администрации. Деятельность системы внутреннего аудита не может быть эффективной без честности, заинтересованности и участия должностных лиц управления;

-          требование приемлемости (пригодности) методологии внутреннего контроля. Программы внутреннего аудита и применяемые методы должны быть целесообразными;

-          требование непрерывности развития и совершенствования;

-          требование приоритетности;

-          исключение ненужных этапов в проведении контроля. Контроль нужно организовать рационально, чтобы не возникало дополнительных затрат труда и средств;

-          требование единичной ответственности. Каждая отдельная контрольная функция должна быть закреплена только за одним центром ответственности;

-          требование потенциального функционального замещения. Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не должно прерывать контрольные процедуры;

-          требование регламентации. Эффективность деятельности системы внутреннего аудита напрямую связана с подчиненностью регламенту контрольной деятельности в организации [1].

Таким образом, внутренний аудит — независимая и объективная деятельность консультационного характера, обеспечивающая конкретные результаты, направленные на повышение стоимости и улучшение работы компании. Многие считают, что внутренний аудит определяет сильные и слабые стороны деятельности компании, является источником ее жизненной силы, заключает в себе тот потенциал, который дает возможность компании функционировать и выживать в условиях рынка. Подводя итоги, можно сказать, что роль внутреннего аудита сводится к тому, что он позволяет оценить эффективность деятельности менеджмента; способствует совершенствованию системы внутреннего контроля путем разработки рекомендаций по улучшению; является объективным источником информации; направлен на совершенствование системы управления; предоставляет гарантии, что система внутреннего контроля эффективна, сотрудники соблюдают правила и процедуры, руководство получает надежную информацию, активы защищены, риски оцениваются и определены мероприятия по управлению ими, задачи, стоящие перед организацией, успешно выполняются; нацелен на решение проблем; ориентирован на предоставление консультаций.

В целом можно отметить, что внутренний аудит нацелен на повышение эффективности деятельности компании в целом. Наличие службы внутреннего аудита повышает доверие заинтересованных сторон, повышает их уверенность в рациональном использовании компанией ресурсов, сохранности активов, оптимизации рисков деятельности, прозрачности компании. Неслучайно целая ст. 19 ФЗ № 402 «О бухгалтерском от 6.12.2011 г. учете» посвящена внутреннему аудиту.

Литература:

1.         Кеворкова Ж. Внутренний аудит: учеб. пособие для студентов вузов / Ж. Кеворкова. − УМЦ «Профессиональный учебник», 2013. − 319 с.

2.         Сонин А. Зачем компании внутренний аудит? / А. Сонин // Управление компанией. − 2013. − № 1. − С. 15–18.

3.         Хагажеева Р. Внутренний контроль в организациях / Р. Хагажеева // Рисковик. − 2012. − № 7.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний аудит, внутренний контроль, внешний аудит, внешний аудитор, внутренний аудитор, достижение целей, первичный контроль, система управления, совет директоров, создание системы.


Задать вопрос