Внутренний аудит в России: проблемы и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 27.07.2019

Статья просмотрена: 733 раза

Библиографическое описание:

Забиров, Р. Р. Внутренний аудит в России: проблемы и пути их решения / Р. Р. Забиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61778/ (дата обращения: 17.12.2024).



По сравнению с развитыми странами, в России система внутреннего аудита была создана со значительным опозданием. При этом многие российские компании не обращают на аудит должного внимания, что приводит к множеству проблем при создании данной службы. В статье приведены проблемы и пути совершенствования внутреннего аудита в российских компаниях.

Ключевые слова: внутренний аудит, внутренний контроль, корпоративное управление.

По мере того, как экономика страны развивается все быстрее и быстрее, роль внутреннего аудита в управлении компанией становится все более важной, особенно для корпоративного управления — системы отношений между акционерами, членами Совета директоров и Правления. Усиление глобализации мировой экономики приносит экономическую выгоду предприятиям, одновременно с этим увеличивая их риски — например, в последние годы были выявлены случаи мошенничества в компаниях по всему миру. Традиционный аудит и Совет директоров не смогли сыграть свою надзорную роль, поэтому сегодня все больше внимания стало уделяться внутреннему управлению. Совершенствование внутреннего аудита на предприятии поможет не только улучшить условия его деятельности, но и своевременно обнаруживать проблемы и эффективно их разрешать.

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, Наблюдательному совету, Совету директоров, исполнительному органу) [1].

Главной целью внутреннего аудита является предоставление руководству объективной, надежной и своевременной информации о деятельности предприятия [2]. Выделяют несколько основных направлений внутреннего аудита: повышение эффективности и результативности деятельности (операционный аудит); обеспечение достоверности всех видов отчетности; обеспечение сохранности активов предприятия; соблюдение требований законодательства и внутренних документов.

Внутренний аудит берет свое начало со времен Древнего мира, когда с развитием товарообменных и денежных отношений возникла потребность проверки хозяйственных операций. В 1875 году была создана первая инструкция по внутреннему аудиту, а в 1941 году в США был образован Институт внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) — профессиональная ассоциация аудиторов, содействующая развитию внутренних аудиторов и выполняющая роль эксперта в этой области. В России внутренний аудит появился только в 1990-х годах, зародившись в банковской сфере. Это явление, обусловленное переходом к рыночной экономике, было достаточно новым, поэтому в настоящее время внутренний аудит в России находится на стадии развития.

Возникновение аудита в мировой практике как новой формы проверки деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов. Затем аудит разделился на подвиды со своими различиями: внутренний, внешний, налоговый, экологический, социальный и пожарный. В таблице 1 приведены основные отличия внутреннего аудита от внешнего.

Таблица 1

Отличия внутреннего аудита от внешнего

Критерий

Внутренний аудит

Внешний аудит

Ориентированность

Потребности руководства компании

Потребности сторонних пользователей

Объект

Вся компания или отдельные бизнес-процессы

Бухгалтерская отчетность компании

Нормативная база

Внутренние документы компании

Законодательные акты и международные стандарты

Исполнители

Сотрудники компании — зачастую узко ориентированный штат

Работники аудиторской фирмы — широкопрофильные специалисты

Необходимая квалификация

По выбору руководства (чаще всего сотрудники экономического контроля, юристы или бухгалтеры)

В соответствии с обязательными требованиями закона и аудиторского СРО

Оплата

Должностной оклад и премии

По договору

Периодичность

Проводится чаще, чем раз в год (например, ежеквартально), а также по отдельным запросам руководства

Обычно проводится раз в год

Результат

Развернутое заключение, включающее аналитические материалы, предоставляемое руководству

Заключение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности

Как видно из таблицы, у внутреннего аудита присутствует ряд существенных недостатков относительно исполнителей:

– сложности в обеспечении непредвзятости и полной объективности;

– возможность несоответствия критериям профессионализма;

– зависимость экспертов от руководства в отношении получаемой информации.

Хотя внутренний аудит может также проводиться в форме аутсорсинга, т. е. полной или частичной передачи функций аудита сторонней компании или внешнему консультанту, в России наиболее распространена первая форма внутреннего аудита — формирование собственной службы внутреннего аудита. Небольшое распространение аутсорсинга вызвано недоверием и непониманием сути данной формы внутреннего аудита. Помимо этого, несмотря на то, что внутренний аудит как профессия в России существует уже более 10 лет, интерес руководителей компаний к нему невысок.

Международный Институт внутренних аудиторов объединяет около 180 тысяч человек более чем в 100 странах мира. Российский Институт внутренних аудиторов был создан в 2000 году, однако число членов представительства составляет лишь около 3000 человек. Основным препятствием для развития внутреннего аудита в нашей стране стала необходимость адаптации западного опыта к российским условиям [3]. В основе эффективности западного внутреннего аудита лежат такие факторы, как высокий уровень корпоративного управления, высокая исполнительская дисциплина, системное решение проблем и т. д.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы внутреннего аудита в российских компаниях:

  1. Несовершенство служб внутреннего аудита, вызванное отставанием развития системы российского аудита от предприятий развитых стран.
  2. Дефицит высококвалифицированных специалистов на рынке труда.
  3. Отсутствие подробных рекомендаций по разработке и внедрению локальных документов по внутреннему аудиту.
  4. Внутренними аудиторами в большинстве случаев являются узкопрофильные специалисты — сотрудники компании, которым иногда не хватает опыта, профессионализма или даже независимости и объективности.
  5. Согласно западной практике внутренние аудиторы через комитет по аудиту должны подчиняться Совету директоров. Крупные российские компании строят системы внутреннего контроля по западным образцам, однако в средних и малых компаниях зачастую службу внутреннего аудита полностью контролирует топ-менеджмент, который ограничивает ее полномочия и не имеет достаточного времени проверить исполнение.
  6. В российском законодательстве практически отсутствует база по внутреннему аудиту — правовое регулирование деятельности осуществляется на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ и Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Причиной этих проблем является неправильное позиционирование и непонимание задач внутреннего аудита. Игнорирование этих проблем приводит к недостоверным результатам аудита, ухудшению финансового состояния компании и эффективности ее деятельности. Возможны следующие пути решения данных проблем:

– обязательное предоставление аудиторам всей необходимой информации со стороны руководства;

– подготовка и повышение квалификации специалистов в области внутреннего аудита с помощью создания обучающих программ и семинаров по данной тематике и при осуществлении обмена опытом между экспертами в области аудита и контроля. Внутренние аудиторы должны обладать знаниями в основных областях деятельности организации и хорошо понимать риски, присущие различным бизнес-процессам: закупки, сбыт, логистика и т. д. [4];

– внесение в законодательные акты детальной классификации аудита;

– разработка российских стандартов деятельности внутренних аудиторов;

– обязательное разделение функциональной и административной подчиненности внутренних аудиторов;

– определение роли руководителя в организации внутреннего аудита. Как и любой другой процесс, аудит без направляющей роли руководителя утратит свою необходимость.

В последние годы усиление роли внутреннего аудита и управления рисками стало четкой тенденцией в развитых странах. На сегодняшний день для внутреннего аудита складываются благоприятные условия, чтобы продемонстрировать свои широкие возможности и доказать свою необходимость для собственников и менеджмента организаций. В свою очередь, у собственников и менеджмента организаций может появиться мощный инструмент повышения эффективности бизнеса [4].

Создание эффективной системы внутреннего аудита позволит обеспечить эффективное функционирование и устойчивость предприятия, сохранить и использовать ресурсы, своевременно выявить и минимизировать риски в управлении и сформировать систему информационного обеспечения всех уровней управления.

Литература:

  1. Организация внутреннего аудита / В. В. Бурцев // Финансовый менеджмент. — 2005. — № 6. — С. 88–98.
  2. Воронина Л. И. Аудит: Теория и практика: учебник для бакалавров / Л. И. Воронина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательство «Омега-Л», 2014. — 566 с.
  3. Крышкин О. В. Настольная книга по внутреннему аудиту: Риски и бизнес-процессы / О. В. Крышкин. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 477 с.
  4. Зачем компании нужен внутренний аудит? // Институт внутренних аудиторов. URL: https://www.iia-ru.ru/inner_auditor/publications/articles/testovyy-razdel/a-sonin-zachem-kompanii-nuzhen-vnutrenniy-audit-/ (дата обращения: 21.07.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний аудит, Россия, аудитор, корпоративное управление, Совет директоров, внутренний контроль, компания, менеджмент организаций, проблема, сотрудник компании.


Похожие статьи

Необходимость проведения аудита качества на производственных предприятиях

Начиная с 20-х годов XX века, понятие «аудит» всё чаще использовалось в западном производстве. В России попытки внедрения аудита в производственную деятельность были безуспешными вплоть до конца 80-х годов. Необходимость аудита качества в процессе вы...

Эффективность управления персоналом в компании (на примере ООО «Газпром инвест»)

В статье определяется актуальность изучения эффективности управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной эффективности, которые включают в себя как количественные, так и качественные характеристики. В работе...

Антикоррупционные стандарты в системе государственной службы

В статье предпринята попытка анализа антикоррупционных стандартов в системе государственной службы. Автор отмечает, что в последнее время данная категория достаточно часто используется в российском законодательстве, однако до настоящего времени едино...

Состояние аудита в России на примере Чеченской Республики

В настоящее время, когда наблюдается динамичное повышение уровня экономического состояния республики и создание благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, возрос спрос и необходимость в аудиторской оценке хозяйственн...

Проблемы и перспективы внедрения системы сбалансированных показателей в российских энергетических компаниях

В статье охарактеризованы значение и роль системы сбалансированных показателей (ССП) как для самой компании, так и для системы управления персоналом в целом. Рассмотрена специфика деятельности российских энергетических компаний и особенности применен...

Проблемы обжалования действия или бездействия заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена проблеме профессиональных жалобщиков в государственных и муниципальных закупках. Профессиональные жалобщики, или, как еще их называют, «киллеры госзаказа» используют свои обращения для достижения определённых целей, таких как затормо...

История развития государственного заказа в Российской Федерации

В статье рассматривается процесс развития российского законодательства в области государственных закупок с 1992 г. и проводится его теоретический анализ, в том числе с приведением позиций различных авторов по рассматриваемому вопросу. На основании да...

Государственная служба как механизм государственного управления

Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...

Зарубежный опыт осуществления регионального конституционного контроля в федеративных государствах

В статье рассматривается вопрос как именно осуществляется региональный конституционный контроль в зарубежных странах, основанный на различных моделях судебных систем, а также проводится сравнительный анализ с Российской Федерацией. Автор отмечает в с...

Оценка систем организации ТО и Р автомобилей

Средний возраст транспортных средств в России только растет, качество дорог улучшается, но малыми темпами. Исходя из этого, значительным является качественное поддержание технического состояния автомобилей на транспортных предприятиях. В данной стать...

Похожие статьи

Необходимость проведения аудита качества на производственных предприятиях

Начиная с 20-х годов XX века, понятие «аудит» всё чаще использовалось в западном производстве. В России попытки внедрения аудита в производственную деятельность были безуспешными вплоть до конца 80-х годов. Необходимость аудита качества в процессе вы...

Эффективность управления персоналом в компании (на примере ООО «Газпром инвест»)

В статье определяется актуальность изучения эффективности управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной эффективности, которые включают в себя как количественные, так и качественные характеристики. В работе...

Антикоррупционные стандарты в системе государственной службы

В статье предпринята попытка анализа антикоррупционных стандартов в системе государственной службы. Автор отмечает, что в последнее время данная категория достаточно часто используется в российском законодательстве, однако до настоящего времени едино...

Состояние аудита в России на примере Чеченской Республики

В настоящее время, когда наблюдается динамичное повышение уровня экономического состояния республики и создание благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, возрос спрос и необходимость в аудиторской оценке хозяйственн...

Проблемы и перспективы внедрения системы сбалансированных показателей в российских энергетических компаниях

В статье охарактеризованы значение и роль системы сбалансированных показателей (ССП) как для самой компании, так и для системы управления персоналом в целом. Рассмотрена специфика деятельности российских энергетических компаний и особенности применен...

Проблемы обжалования действия или бездействия заказчика в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена проблеме профессиональных жалобщиков в государственных и муниципальных закупках. Профессиональные жалобщики, или, как еще их называют, «киллеры госзаказа» используют свои обращения для достижения определённых целей, таких как затормо...

История развития государственного заказа в Российской Федерации

В статье рассматривается процесс развития российского законодательства в области государственных закупок с 1992 г. и проводится его теоретический анализ, в том числе с приведением позиций различных авторов по рассматриваемому вопросу. На основании да...

Государственная служба как механизм государственного управления

Статья посвящена государственной службе (далее также ГС) и ее функциям, связанным с контролем и регулированием общественных отношений. Актуальность выбранной темы связана с тем, что на протяжении долгого времени государство использует административно...

Зарубежный опыт осуществления регионального конституционного контроля в федеративных государствах

В статье рассматривается вопрос как именно осуществляется региональный конституционный контроль в зарубежных странах, основанный на различных моделях судебных систем, а также проводится сравнительный анализ с Российской Федерацией. Автор отмечает в с...

Оценка систем организации ТО и Р автомобилей

Средний возраст транспортных средств в России только растет, качество дорог улучшается, но малыми темпами. Исходя из этого, значительным является качественное поддержание технического состояния автомобилей на транспортных предприятиях. В данной стать...

Задать вопрос