Сущность и функции управления социальным развитием современной организации
Автор: Груич Семён Горанович
Рубрика: Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.
Дата публикации: 30.12.2016
Статья просмотрена: 2456 раз
Библиографическое описание:
Груич, С. Г. Сущность и функции управления социальным развитием современной организации / С. Г. Груич. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1835/ (дата обращения: 16.12.2024).
На сегодняшний день главной предпосылкой увеличения эффективности работы любой современной организации является поиск подхода по активации человеческого фактора в недрах такого организма как организация, при этом необходимо учитывать всю социально-психологическую исключительность всех участников социально-трудовой общности организации под названием коллектив. Сегодня большинство работодателей осознают, что социальный фактор деятельности организации является главной составляющей управления, значимость которой прогрессивно повышается [3, с. 27–76.]. Вдобавок к этому современные управляющие компаний начинают понимать, что без управления, которое предельно фундаментально учитывает и реализует социальный фактор, невозможно не привести к краху компанию, а также немыслимо благополучно процветать в непрерывно динамичной внешней среде функционирования, что, с одной стороны, повышает роль любого предприятия в качестве субъекта социальной политики [5, с. 105–112.], а, с другой стороны, приводит к росту воздействия государственной социальной политики на эффективность деятельности предприятий [4, с. 16–20.].
Поэтому следует изобретать фундаментально новые принципы управления, так как условия деятельности организации, сформировавшиеся в современном мире, диктуют менеджерам всех компаний необходимость в этом. Вместе с тем главный упор следует произвести на человека, как на самую важную часть этой системы, а также на условия его жизни и труда, рассматривая предприятие как социально-экономическую систему [1, с. 54–68.]. При этом учет социальной составляющей важен и для управления предпринимательскими организациями, выполняющими важные социальные функции [2, с. 77–87.]. Это выражается в пределах социального управления, которое гарантирует поддержание цельности, высококачественной специфичности организации, её воспроизведения и эволюции. В публицистике существует множество разных точек зрения при формулировке предметной стороны социального управления и управлением социального развития.
Бытующие отличия в подходах к формулированию точек зрения о таком явлении как управление, говорит о высоте научных размышлений. Как бы то ни было, разрешение проблемы базовых истолкований социологии управления выступает за пределы внутри социологических модификаций. Всё это осуществляется на основе такого термина, как «социальное», так как он настаивает на этом. Категория «социальное» увязывает в себе множество тезисов, которые отображают несметные и разнообразные события и операции жизнедеятельности. Исследуя эту категорию, австрийский экономист и философ Фридрих Август фон Хайек сообщает и показывает перечень существительных, которые составляют порядка ста шестидесяти слов, которые определяются прилагательным «социальный».
При правильном раскрытии моей тематики, стоит узнать и рассказать о происхождении понятия «социальный», стоит упомянуть, откуда оно появилось и что оно означает. В латинском языке существует слово socialis, от него и произошёл наш термин, и обозначает он с латинского перевода — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Данный термин употребляют для того, чтобы обозначить взаимодействия и взаимоотношения с людьми, которые осуществляются в различных ситуациях и через разные каналы и коммуникации.
Собственно, этот подход и лежит в основе исследования социокультурного пространства. Некоторые ученые считали, что эта категория является производной от коллективной деятельности людей. Также представители этой социокультурной школы, такие как К. Маркс, Т. Веблен, М. Вебер делали упор на социокультурные факторы, которые рассматривались со статической и динамической стороны. Данная категория, которую рассматривали ученые, формировалась как фундамент, на котором строятся все взаимоотношения между разными видами социокультурных явлений.
Тем не менее, термин «социальное» используется в научной деятельности всеми учеными, также его употребляют в различных официальных документах и во многом другом. Также следует упомянуть о том, что этот термин используется и в более узком смысле, например, когда идёт сравнение с другими процессами, такими так политические, экономические, социальные и тому подобные. Если так употребляется данное понятие, то оно преподноситься для выражения явлений, которые совмещают в себе не всеобъемлющее в обществе, а только небольшой кусочек жизни в нем, которому можно дать такое обозначение как социальная сфера. По мнению некоторых ученных изначальное понятие «социальное» в научной деятельности также не обладает одним каким-то смыслом. Зачастую оно передает значения всего того, что присутствует в обществе: производство, политическая жизнь, различные события духовных культур. Вследствие этого, очень часто всё, что происходит и функционирует в обществе, называют социальным. На основании такого обширного толкования этого понятия и появился образ о социальном управлении как о регуляции широкого круга общественных процессов. Социальное управление, по сути, неотъемлемо от общественной системы и представляется в отношении к управлению как что-то первобытное, то есть то, что зародилось намного раньше.
Существует ещё одно мнение, которое трактует социальное управление как целенаправленное влияние на социальную систему, организацию, институт или процедуру в интересах регулирования, расширения их функционирования. Своеобразие такого вида управленческих действий заключается в том, что в ипостаси объекта управления здесь выражается сложнейший комплекс разнокалиберных по своему характеру элементов — организованных трудовых коллективов, организаций и заведений, институциональных органов власти и территориального управления, акционерных и частных производственных и коммерческих образований. Также, говоря о понятии социальное управление, стоит сказать, что оно представляет собой многостороннее понятие. По моему мнению, в социальное управление входят разные стороны, такие как: административно-государственная, социокультурная и производственная, которые лежат в неутихающей процедуре распределения и перераспределения их ролей. В социальное управление как вид укладываются соответствующие уровни, формы и подвиды управления.
Одной из главных частей социального управления является управление социальным развитием. В словаре терминов представлены объяснения слова «социальное развитие», и трактуется оно как процесс, в осуществлении которого протекают значительные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни, а также может идти речь об её отдельных составляющих, таких как: социальные институты, социальные отношения и тому подобное.
Социальное развитие идёт путём эволюции, то есть осуществляется поэтапное исчезновение прежних, ненужных компонентов социальной системы и их выталкивание поэтапно собирающимися свежими компонентами.
В термин «социальное развитие» входят такие части как:
‒ Социальные процессы, которые сопряжены с функционированием общественных отношений;
‒ Социальные процессы, которые определяются развитием общественных отношений;
‒ Процессы прохождения отрицательных социальных явлений;
‒ Процессы прогресса в условиях жизни работающих людей.
Множество научных работников, ученых объединяют социальное развитие и увеличение обеспеченности трудящихся сотрудников и работников, социальных групп и общностей высшего ранга. Как пишет А. Я. Кибанов, социальное развитие организации обозначает все перемены в её социальной среде. То есть, во всех тех материальных, духовных, нравственных и общественных условиях, в которых сотрудники организации заняты трудом, и в которых осуществляется распределение и потребление благ, где устанавливаются различные объективные связи личностного характера между работниками, и где выражаются их морально-этические ценности. Соглашаясь с данным автором, хочу сказать, что социальное развитие организации определяет эволюцию социальной среды и сферы социальных взаимоотношений, которые базируются на правилах деятельности людей в практике, которое выражается в глобальном прогрессе качества жизни сотрудников в коллективе, где они трудятся. Управление социальным развитием выражает собой сумму приемов, процедур и правил, которые направленны с определенной целью для влияния субъекта управления на объект, базирующийся на научных подходах, знаниях не случайного прохождения социальных процессов и фактической практикой управления.
Раскрытие сущности и своеобразия управления социальным развитием обладает ценнейшим практическим смыслом и требует теоретического осознания. Для начала, нужно сосредоточиться на объекте управления социальным развитием организации, то есть её социальной среды. Что же такое социальная среда организации? По моему мнению — это персонал организации, у которого присутствуют отличия по демографическим, профессиональным и квалификационным признакам. А также, сюда мы отнесем всю социальную инфраструктуру данной организации, и все те факторы, которые воздействуют и оказывают влияние на качество жизни сотрудника, в процессе работы, а именно то, насколько всё соответствует их личным потребностям, посредством работы в организации.
Опираясь на вышеописанные исследования, я полагаю, что главными задачами социального развития организации будет то, что я представил в таблице 1.
Таблица 1
Главные задачи социального развития организации
№Задачи |
Описание |
1 |
Стимулирование как материально, так и морально за: инициативу, творчество и эффективность. |
2 |
Оптимизация структуры персонала |
3 |
Улучшение условий работы, охраны труда. |
4 |
Соблюдение социальных гарантий и гражданских прав сотрудников. |
5 |
Улучшение социальной инфраструктуры. |
6 |
Рост жизненного уровня сотрудника и его семьи. |
7 |
Создание и поддержание в коллективе здоровой и социально-психологической атмосферы |
Исходя из этих данных, которые представлены в Таблице 1, и складывается совокупная система управления социальным развитием в организации.
На основе этого я решил вычленить три группы функций управления социальным развитием организации.
К самой первой группе функций, по моему мнению, стоит отнести функции, которые направлены на образование и оптимизацию социальной организации коллектива, и на модернизацию его социальной культуры.
Говоря о второй группе, здесь стоит отметить, что она направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников, а также выработку благоприятных возможностей для воплощения сотрудниками своих социальных прав.
Третья группа функций включает в себя решение задач развития социально значимых качеств людей.
Узнав многие точки зрения ученых на вопрос управления социальным развитием в организации, можно сказать, что этот тип управления основывается на социальной теории развития организации и разрешение проблем использования категориального аппарата «социальное управление» располагается на линии фундаментальной разработки или переоценки ряда оснований и категорий, как социологии, так и управления.
Литература:
- Гусов А. З. Управление предприятием как социально-экономической системой.// Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2008. № XII. С. 54–68.
- Гусов А. З. Управление предпринимательской организацией как социально-экономической системой. //Путеводитель предпринимателя. М.: Агентство печати «Наука и образование», 2013. — Вып. № 20 — С. 77–87.
- Гусов А. З. Социальные факторы развития материально -производственного сектора российской экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская академия предпринимательства. Москва, 2008.
- Гусов А. З. Государственная социальная политика как фактор развития материально-производственного сектора экономики // Экономические науки. 2008. № 40. С. 16–20.
- Гусов А. З. Современное предприятие как субъект социальной политики в сфере производства//Теория и практика общественного развития. — 2007. — № 1. -С. 105–112.