Понятие и сущность политической коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 2081 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, В. В. Понятие и сущность политической коммуникации / В. В. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62192/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассмотрение специфики политической коммуникации как особой деятельности или процесса, который протекает в сфере политики, необходимо начать с определения термина «коммуникация». Данное понятие имеет много определений, оставаясь дискуссионным.

В обыденном смысле коммуникацией называется взаимодействие между людьми. В гуманитарных науках коммуникация рассматривается уже как феномен, связанный с социальным взаимодействием, которое может осуществляться как непосредственно, т. е. лицом к лицу, так и опосредованно, т. е. с использованием техники или других участников коммуникации.

Одно из первых определений коммуникации даёт американский социолог Чарльз Кули. Коммуникация, по его мнению, представляет собой механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений, — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Коммуникация включает в себя общение, жесты, мимику, тон голоса, письменность, печать, телефоны и все самые последние достижения науки и техники. Затем, над трактовкой термина «коммуникация» работали американские исследователи: Карл Ховланд, Роман Якобсон, Стенли Стиверс. Однако, особое значение в исследовании феномена коммуникации сыграла логическая формула, разработанная Гарольдом Лассуэлом для описания самого процесса коммуникации. Лассуэл выделил 5 элементов коммуникации (источник, сообщение, средство связи, адресат, эффективность). [1]

Линейная модель коммуникации, созданная Лассуэлом, считается самой универсальной и широко применяемой на практике. Закрепление данной модели в исследовательской практике способствовало формированию нового понимания коммуникации. Уже во второй половине XX века коммуникация понимается как процесс, протекающий в определённой социальной среде и подчиняющийся тем же принципам, по которым происходит информационный обмен в технических устройствах. Такая парадигма носила технико-ориентированный характер и параллельно с ней развивалась семиотическое направление в исследовании процесса коммуникации. В рамках этого направления коммуникация понимается как процесс социального взаимодействия, в ходе которого коммуниканты обмениваются сообщениями (знаками), в структуру которых заложены индивидуально значимые смыслы. Важнейшими составляющими коммуникативного процесса становятся интерпретация сообщений и коммуникативная среда. Коммуникативная среда представляет собой ситуацию, в которой осуществляется коммуникация.

Что касается политической коммуникации, закрепление этого термина в научной сфере происходит лишь во второй половине XX века, что было вызвано демократизацией политических процессов и возрастанием влияния информационных технологий по всему миру. Особое внимание феномену политической коммуникации уделяется в работах американских учёных. Создатель кибернетической теории Винер характеризует политическую коммуникацию как процесс создания, отправления, получения и обработки сообщений, оказывающих существенное воздействие на политику. [2] Такое воздействие может осуществляться как прямо, так и косвенно, а эффект от него может проявляться как незамедлительно, так и спустя некоторое время. К прямым способам воздействия в политике относят призыв к участию в выборах или к голосованию за конкретного кандидата; обращения с просьбой поддержать законотворческую инициативу. Косвенное воздействие заключается в создании определённых образов или стереотипов, которые способны оказать влияние на политическое сознание общества. Принципиально важной деталью как косвенного, так и непосредственного способов воздействия в политике является политический эффект. Так, результатом политической коммуникации становится достижение того или иного политического эффекта.

В начале XXI века в западной литературе отмечалось три основных способа политической коммуникации: коммуникация с помощью средств массовой информации; коммуникация с помощью организаций, в частности, политических партий, которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми, и групп давления; коммуникация с помощью неформальных каналов.

В российской науке первое определение политической коммуникации дал М. Ю. Гончаров, назвав её циркуляцией информации в сфере политической деятельности, т. е. любые сообщения, которые способны оказать влияние на отношения между социальными группами, нациями или государствами. Функциональная сторона политико-коммуникационных процессов раскрывается в определении: «Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, который структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение, формирует общественное мнение и политическую социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов». [3]

А. И. Соловьёв к определению политической коммуникации подходит иначе, акцентируя внимание на её социальности. Критерием социальности становится «ответ» реципиента — вторичная информация, вызванная к жизни посланием коммуникатора и устанавливающая осмысленный контакт между ним и реципиентом. Ответ реципиента, таким образом, порождает взаимное влияние действующих субъектов коммуникации. Исходя из этого, Соловьёв определяет политическую коммуникацию как «форму общения, установленную на основе направленной передачи информации, породившей осмысленный ответ реципиента на вызов коммуникатора». [4] Такая трактовка подразумевает наличие трёх стадий в коммуникационном процессе: налаживание контакта и коммуницирование; ответ реципиента на первичную информацию; появление вторичной информации — своеобразной интерпретации полученной реципиентом информации. Однако нередко процесс коммуникации может завершиться ещё на первой стадии, когда, например, власть информирует о своих решениях общественность, занятую своими частными интересами. Ряд ученых предлагает не считать такой процесс коммуникацией, однако, несмотря на его краткость, он оказывает воздействие на общество, т. е. создаёт политический эффект, но не ярко выраженный. Кроме того, важным критерием политической коммуникации является её публичность, поскольку весь политический процесс протекает в публичном пространстве.

Таким образом, политическая коммуникация представляет собой процесс, протекающий в сфере политики, в рамках которого происходит обмен политической информацией между индивидами, социальными группами, институтами или государствами. Целью данного процесса является достижение определённого политического эффекта. Процесс коммуникации структурирует политическую деятельность, придавая ей новое значение.

Литература:

  1. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт: учеб. пос.: в 2 ч. Ч. 1: Исследование и преподавание политической коммуникации / З. Ф. Хубецова; науч. ред. С. Г. Корконосенко. — М., 2017. — 11 с.
  2. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 77.
  3. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность // Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. — М., 2012. — С. 79.
  4. Соловьев А. И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Политические исследования. — 2002. — № 3. — С. 5–18.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая коммуникация, коммуникация, политический эффект, политическая деятельность, процесс коммуникации, вторичная информация, коммуникативная среда, ответ реципиента, политическая информация, социальное взаимодействие.


Задать вопрос