Значение невербальной коммуникации в политической сфере | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 12.03.2018

Статья просмотрена: 4003 раза

Библиографическое описание:

Рыжкова, А. Г. Значение невербальной коммуникации в политической сфере / А. Г. Рыжкова, А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 10 (196). — С. 137-138. — URL: https://moluch.ru/archive/196/48708/ (дата обращения: 16.11.2024).



Невербальная коммуникация (от лат. verbum — глагол, слово и communicatio — общаюсь) в человеческом обществе включает все формы передачи информации без помощи языка. Это общение и обмен информацией с помощью «языка тела».

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах. Распознание и понятие подобного поведения способствует достижению наивысшей степени взаимопонимания. Подобная информация позволяет понять настроение, переживания, ожидания, чувства, намерения, а также морально-личностные качества общающихся людей.

Психолог-исследователь Альберт Мерабиан выяснил, что слова имеют наименьшую степень воздействия. «Их роль в процессе общения сводится лишь к 7 %, невербальные символы занимают 55 %, вокальные — 38 %» [1].

Невербальное поведение несет информацию вне зависимости от степени осознания этого. Оно объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства [2, с. 142].

Сегодня политики понимают, что их успех определяется не только внешностью и имиджем, но и поведением, коммуникацией. У большинства серьезных политиков имеются консультанты по языку телодвижений, которые помогают им выглядеть убедительно и привлекательно для электората.

Во все времена политики старались наиболее эффективно использовать каналы коммуникации, которые есть в наличии. Несомненно, до изобретения радио и телевидения политикам было проще. Они общались с избирателями посредством писем, газет и книг. Нечестные политики и плохие ораторы могли добиться успеха, настойчиво потрудившись и написав хорошую, отточенную статью. Авраам Линкольн не был гениальным оратором, но отлично умел выражать свои мысли на бумаге. А Уинстон Черчилль считался уникальным оратором, но «он вряд ли добился бы успеха сегодня, в эпоху телевидения» [3, с 13].

С появлением телевидения и стремительным ростом его популярности все более значимой становится невербальная коммуникация. И успех того или иного политика зависит уже не столько от того, что он сказал, а от того, как он это сказал. Хорошим примером владения языком телодвижений является 40-й президент США Р. Рейган. Его невербальные сигналы внушали доверие и точно подтверждали слова.

Выборы — процесс, в котором в силу его высокой эмоциональной насыщенности невербальные сигналы играют огромную роль. Жесты, мимика, позы, взгляд, одежда кандидата, графика его агитационных материалов оказывают большое влияние на избирателя, и люди делают свой окончательный выбор с учетом этого впечатления.

В электоральном процессе невербальные коммуникации используются чрезвычайно активно в силу высокой значимости результатов этого процесса. Они помогают достичь запланированный результат и достаточно быстро убедить избирателей в правильном выборе. Умело используя сигналы тела в выступлении деятеля политики, способствует появлению симпатии и доверия к кандидату на подсознательном уровне.

Дж. Фаст и Э. Холл в своей книге «Язык тела» заметили следующее: «Все они [политики] хорошие актеры, а хорошие актеры должны быть мастерами в использовании языка тела. Более неприспособленные погибают и остаются лишь те, кто в совершенстве владеют словарем и грамматикой этого языка» [4, с. 218].

Несомненно, существует множество невербальных сигналов понятных всем нациям, однако у каждой страны есть и свои особенные моменты.

Например, образ российского лидера и американского воспринимается неодинаково в массовом сознании граждан. PR — агенты используют разные методы создания положительного образа политика.

Если в американской культуре построение имиджа настроено на то, чтоб первоочередном показать, что глава государства «простой парень», «как мы», то в российской культуре Президент должен быть лучше «нас», достойным занять серьезное место и направлять народ. Российский Президент должен быть серьезным, понимающим важность своего положения, солидным и умным. Такие критерии установились в нашем обществе и на это нацелено построение невербальной коммуникации политика.

Активность применения невербальных коммуникаций в политическом процессе определяются органичностью этих коммуникаций для человека. В повседневной деятельности мы часто обращаемся к невербальным способам коммуникации, общаясь с постоянными коммуникативными партнерами — друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами, а также незнакомыми людьми. Исследование и осознанное отношение к безмолвным сигналам, которые мы одновременно подаем и принимаем друг от друга, открывает возможность существенно повысить эффективность социального, в том числе политического влияния [5, с. 102]. Таким образом, невербальные коммуникации естественны во всех видах политического процесса, в том числе в избирательном.

Литература:

  1. Кадацкий E. Невербальные компоненты политического имиджа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sagab.chat.ru/societal/nonverbal1.html (Дата обращения: 12. 02. 2018)
  2. Жихарева Н. А. Риторический аспект коммуникации в рамках политического дискурса (на материале речей Дж. У. Буша) // Вестник Ставропольского Государственного университета. № 53, 2007. С. 141–144.
  3. Пиз. А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. Москва: Издательство «Э», 2016. 512 с.
  4. Фаст Дж. Холл Э. Язык тела. Как понять иностранца без слов. М.: Вече. АСТ, 1997. 423 с.
  5. Хохлова Е. В. Невербальное общение политиков //Политическая коммуникация: Материалы Всероссийской научной школы для молодежи. Екатеринбург, 25 августа — 8 октября. 2009. С. 102–104.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, невербальная коммуникация, политик, политический процесс.


Похожие статьи

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков

Потенциал использования цифровых игр в историческом и обществоведческом образовании

Отражение феномена киберрелигиозности в практике мировых религий

Роль информационных технологий в творческом развитии личности

Роль социокультурных традиций в становлении парадигмы социальной работы

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Похожие статьи

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков

Потенциал использования цифровых игр в историческом и обществоведческом образовании

Отражение феномена киберрелигиозности в практике мировых религий

Роль информационных технологий в творческом развитии личности

Роль социокультурных традиций в становлении парадигмы социальной работы

Роль информационных технологий в процессе поддержки принятия управленческих решений

Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости

Идентификация рисков как инструмент повышения эффективности инновационной деятельности

Социальные представления о самоактуализации: гендерный аспект

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Задать вопрос