Отражение феномена киберрелигиозности в практике мировых религий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 424 раза

Библиографическое описание:

Дудорова, А. С. Отражение феномена киберрелигиозности в практике мировых религий / А. С. Дудорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 341-343. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66851/ (дата обращения: 16.12.2024).



В связи с общедоступностью Всемирной сети Интернет и интересом к ней со стороны религии, на ее базе происходит формирование огромного количества интернет-религий. Помимо них, возможности Глобальной сети широко используются неоязыческими и новыми религиозными движениями, а также и мировыми религиями.

Существование религиозности в интернете, как особом информационном пространстве, содержит в себе все необходимые содержательные аспекты. Виртуальная, свободная информационная среда с возможностью деперсонификации, сломом всех вертикальных иерархий, где именно информационная константа является единственным парадигмальным звеном, накладывает свой отпечаток на некоторых аспектах религиозности, но не ломает ее структуры. Перенос религиозной веры в свободное информационное пространство можно расценивать с двух субъективных позиций.

С одной стороны, существование виртуального контекста религии, может расцениваться консервативно, прежде всего, как способ экстраполяции традиционной религиозности на новые формы подачи информации. В таком случае религия может существовать в своей традиционной форме, не образуя собой «квази» формат религиозности. В дальнейшем мы более подробно рассмотрим принятие некоторых форм работы в интернете традиционными религиями.

С другой стороны, существование религиозности в информационном киберпространстве может быть структурно, субстанциально и феноменологически иным, чем традиционное религиозное бытие, но с сохранением основных конструрирующих признаков религиозности.

Необходимо более подробно остановиться на исследовании консервативной позиции, и осветить использование мировыми религиями возможностей сети интернет. Следует отметить, что для православия, католицизма, буддизма и ислама, их присутствия в Глобальной сети, можно пока только лишь говорить об элементах становления киберпространства. На сегодняшний день Русская Православная Церковь с осторожностью относится к возможностям Всемирной сети Интернет. Как отмечается в статье Ксении Лученко «Интернет и религиозные коммуникации в России», написанной и опубликованной 30 августа 2008 года, основная цель использования РПЦ интернета следующая: «Для Русской Православной Церкви одна из основных функций интернета — система электронного документооборота, позволяющая синодальным структурам и административным единицам эффективнее координировать свою деятельность» [4]. Следует заметить, что количество православных ресурсов в Мировой сети с каждым годом только растет. Стоит сказать и о наличии у РПЦ своего канала на видеохостинге Youtube, который был открыт в 2010 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На данном видеосервере содержится обращение главы РПЦ ко всем православным. Согласно статистике, приведенной в научной статье Натальи Владимировны Свиридовой «Религия онлайн», «данное послание посмотрело около 70 000 пользователей» [5, с. 241]. Это, несомненно, говорит о популярности православия среди простых пользователей интернета.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 29 апреля 2015 года провел заседание Высшего Церковного Совета РПЦ, на котором призвал всех священнослужителей активнее участвовать в жизни социальных сетей, взаимодействуя с аудиторией, особенно с молодежью. Его мнение опубликовано в статье Татьяны Ковлягиной «Интернет, прости господи. Мировые религии в онлайне и соцсетях», которая вышла в свет 1 сентября 2015 года. «Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства. А наша паства сегодня, в том числе, и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы» [3]. Еще одним результатом проникновения православия во Всемирную сеть Интернет стало появление различного рода блогов на религиозную тему, а также онлайн бесед, в которых священники отвечают на вопросы верующих онлайн. В качестве примера можно привести протоирея Андрея Большанина из псковского храма Василия Великого, который с ноября 2007 года общается с верующими онлайн. Адепты обращаются к священнослужителю со следующими просьбами: «помолиться за болеющих, вопросы о сложностях венчания с католиком и об уместности поста для кота» [1]. Необходимо сказать и о наличии у Главы РПЦ личной странички в таких социальных сетях, как Вконтакте, Facebook, в которых публикуются в основном фрагменты из проповедей владыки. Татьяна Ковлягина в своей статье «Интернет, прости господи. Мировые религии в онлайне и соцсетях» отмечает, что «Самыми посещаемыми ресурсами в православном интернете остаются официальные СМИ патриархии и сохраняющий свою независимость «Правмир» [3]. Необходимо сказать, что на официальный сайт РПЦ (http://www.patriarchia.ru) неоднократно поступали предложения от православных пользователей Глобальной сети, которые просили создать покровителя Интернета, выдвинув две кандидатуры — Феофана Затворника и Иоанна Богослова, но официального решения по данному вопросу принято не было.

Что касается Католической Церкви, то она наиболее активно использует возможности Всемирной сети Интернет. У нее имеется свой официальный сайт (www.vatican.va), который был создан в 1996 году, фактически одновременно со становлением Глобальной сети. У Папы Римского Франциска и у всех католических священников обязательно существует аккаунт в таких социальных сетях, как Facebook и Twitter, где они общаются и дают наставления своим прихожанам. Следует заметить, что страница главы Римской Католической Церкви переведена на 9 языков, в том числе и на латынь. Римская Католическая Церковь воспринимает Интернет как чудо, которое было даровано нам Богом, и использует его, по большей части, в миссионерских целях. Благодаря появлению Глобальной сети, католические священники стали активно практиковать онлайн-проповеди, появилась возможность анонимного исповедования для адептов. Необходимо заметить, что это единственная мировая религия, которая имеет официального покровителя Интернета в лице Святого Исидора Севильского. День его почитания — 4 апреля, что символизирует ошибку компьютера под номером 404.

Следует сказать, что первым понтификом, который всерьез заговорил об Интернете, был Иоанн Павел II. Его мнение содержится в статье Дениса Дмитриева и Виктора Степанова «Интернет глазами РПЦ и Ватикана». Он считал, что «Интернет — это новый горизонт, открывшийся перед человечеством в начале третьего тысячелетия. Он представляет собой сочетание великих возможностей и великой опасности» [2]. Иоанн Павел II утверждал, что Всемирная сеть Интернет может стать главным источником для распространения церковью своего учения и привлечения молодежи в свои ряды. «Именно в интернете к христианскому учению можно привлечь молодежь, для которой киберпространство все чаще становится первым окном в этот огромный мир» [2]. Глобальная сеть сегодня действительно является основным источником получения информации молодежью. Следует сказать, что в католицизме существует праздник «Всемирного дня социальных коммуникаций», который посвящен небесному покровителю журналистов святому Франциску Сальскому и отмечается в воскресенье перед Пятидесятницей.

О важности Интернета для католиков также говорит наличие документов, касающихся проблемы взаимодействия киберпространства и религии. В качестве примера можно привести «Этику в Интернете» и «Церковь и Интернет», которые были опубликованы в 2002 году. В «Этике в Интернете» католицизм рассматривает Глобальную сеть как способность культурного обогащения, с одной стороны, и разрушение общепринятых норм, с другой. Во 2-ом документе Интернет предстает как средство массовой информации, возникновение которого было обусловлено генезисом науки. Католическая Церковь так же, как и Русская Православная Церковь, ведет активную борьбу с сайтами, которые имеют порнографическое содержание, пропагандируют агрессию, эти церкви считают такие сайты проявлением зла. Нужно отметить, что все же основной целью деятельности Католической Церкви является привлечение потенциальных виртуальных приверженцев в ряды реальной церкви.

Буддизм так же, как и католицизм, активно использует все возможности киберпространства. У его духовного руководителя Далай–ламы XIV существует официальная страница в сети Twitter, которая была заведена в октябре 2010 года, она насчитывает более 10 миллионов подписчиков со всего мира. Данный аккаунт содержит публикации, которые призывают людей к просветлению, к совершенствованию себя и других, а также к заботе об окружающей среде. 27 апреля 1998 года в просторах Интернета была создана Ассоциация «Буддизм в Интернете», она находится по адресу (http://buddhist.ru). Ее основная цель — распространение буддизма среди пользователей Глобальной сети и объединение их в сообщества. Также благодаря Интернету появились различного рода форумы, посвященные буддизму, на которых последователи Далай–ламы XIV отвечают простым пользователям на интересующие их вопросы. В настоящий момент Мировая сеть позволяет всем желающим воспользоваться услугой Интернет-магазинов и приобрести различные буддийские товары, такие как статуэтки Будды, книги по медитации, чашечки для подношения, благовония и т. д. К еще одной услуге, которая стала возможной благодаря появлению Всемирной сети, можно отнести виртуальную экскурсию по дацану, буддийскому храму.

Современный ислам рассматривает возможности Всемирной сети Интернет как несомненное благо. Хотя стоит отметить, что у духовного руководителя мусульман нет и никогда не было официальной страницы ни в одной из социальных сетей. Н. В. Свиридова отмечает, что «Ислам активно использует Интернет для распространения информации как миссионерского, так и информационно-аналитического характера. Верующий мусульманин может найти в Сети не только виртуальные сообщества единоверцев (например, группы в социальных сетях), но и информацию прикладного характера (например, расписание намазов)» [5, с. 244]. Следует сказать, что буквально за последнее десятилетие количество мусульманских сайтов, имеющих русскоязычный характер, выросло почти в 5 раз. Так же, как и у других мировых религий, у ислама имеется свой сайт (http://www.islam.ru), на котором содержится информация по вероучению, экономике, политике, науке, а также аудио и видеозаписи, посвященные соблюдению Рамадана. Необходимо отметить, что сообщества мусульман можно обнаружить в популярных социальных сетях таких, как Вконтакте, Facebook, Одноклассники. На сегодняшний день для мусульман созданы специализированные поисковые системы, которые полностью соответствуют нормам ислама и блокируют информацию, которая имеет порнографическое содержание, рекламу, содержащую алкогольную и табачную продукцию, азартные игры и деятельность секс-меньшинств, подвергаются блокировке и антиисламские интернет — ресурсы. К таким поисковым системам относятся Halalgoogling и ImHalal.

Подводя итоги? можно сделать небольшой вывод: все мировые религии стараются активно использовать возможности Всемирной сети Интернет в своей деятельности, так как Глобальная сеть, на сегодняшний день, является главным источником возникновения, развития и передачи информации среди простых пользователей. Основной целью присутствия мировых религий в Интернете является миссионерская деятельность, привлечение как можно большего числа верующих из виртуальных церквей в реальные. Следует сказать, что деятельность мировых религий осложнена по ряду факторов. Во-первых, в сети наблюдается огромное количество направлений, которые имеют экстремистскую направленность, они позиционируют себя в качестве представителей традиционных религий. Во-вторых, мировые религии подвергаются жесткой конкуренции со стороны языческих и квазирелигиозных движений, деятельность которых напрямую зависит от Всемирной сети Интернет.

Литература:

  1. Дистанционная религия: найти исповедника в интернете? // BBC News Русская служба [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/society/2016/02/160201_tr_online_religion_curious_image (Дата обращения 11.01.20).
  2. Дмитриев Д., Степанов В. Интернет глазами РПЦ и Ватикана. // Lenta.ru — новости России и мира сегодня [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2014/01/24/sochurchmuchgod/ (Дата обращения 12.01.20).
  3. Ковлягина Т. Интернет, прости господи. Мировые религии в онлайне и соцсетях // Lenta.ru — новости России и мира сегодня [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/articles/2015/08/26/gosinet/ (Дата обращения 01.01.20).
  4. Лученко К. В. Интернет и религиозные коммуникации в России. // Научно-культурологический журнал [Электронный ресурс] URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=2228. (Дата обращения 03.01.20).
  5. Свиридова Н. В. Религия онлайн // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011. № 2. — С.238–247.
Основные термины (генерируются автоматически): Всемирная сеть, Интернет, Глобальная сеть, религия, возможность, Католическая Церковь, Русская Православная Церковь, сеть, Мировая сеть, официальная страница.


Задать вопрос