Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 2863 раза

Библиографическое описание:

Игнатенко, К. М. Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков / К. М. Игнатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1244-1250. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18215/ (дата обращения: 17.12.2024).

Проблеме взаимодействия подростков в группе посвящено значительное количество работ таких психологов и педагогов как Л. П. Буева, Я. Л. Коломинский, Я. Щепаньский, Д. Эдеме, Б. Д. Эльконин, Н. М. Яковлев и многих других. Однако, в этих работах не уделялось значительного внимания невербальному компоненту коммуникации, что лишало нас информации о влиянии одного из каналов построения и реализации взаимодействия. Верно заметили А. Т. Куракин и Л. И. Новикова, что категории коммуникации, общения, отношений до последнего времени почти никак не участвовали в построении концепций детского коллектива, что, бесспорно, мало способствовало развитию данной области психолого-педагогических знаний.

Большинство из нас значительную часть времени проводит в различных группах: дома, в учебном заведении, в общественном транспорте, на работе. Люди ведут семейную жизнь, работают, отдыхают. И каждый раз они вступают в определённые контакты с другими людьми, взаимодействуют с ними различным образом, например, конкурируют или помогают. Иногда люди в группе переживают одни и те же психические состояния, что определённым образом сказывается на их деятельности.

Малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности. Отличается малочисленностью состава, от 3 до 10 человек. В ней индивиды взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние и, в тоже время, сам подвергается влиянию другого. Члены малой группы не только находятся в непосредственном личном общении, которое влияет на развитие групповых процессов (образование групповых норм, эмоциональных отношений), но и объединены общей деятельностью, которая опосредует личные контакты. Обычно малые группы существуют достаточно долгое время, их члены встречаются регулярно, обычно, в одном и том же месте. При этом отдельные члены групп могут уходить, но группа продолжает существовать.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это большие группы, к которым принято относить этнические общности, политические партии, рабочие коллективы, различные крупные по своей численности организации.

Американский психолог Ч. Кули в начале прошлого века разделил всё разнообразие человеческих групп в обществе на первичные и вторичные группы. Первичные — это контактные группы, в которых люди не только непосредственно взаимодействуют друг с другом, но и тесно объединены эмоциональной близостью. К первичной группе Кули относил семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играет ведущую роль в социализации личности. Позднее к первичным группам стали относить все те группы, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью. К первичным группам можно отнести, например, компанию друзей или узкий круг коллег на работе. Особенностью первичных групп можно назвать тот факт, что принадлеж6ость к этим группам уже сама по себе является ценностью для её членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуются безличным отношением их членов, которое обуславливается официальными организационными отношениями. По своей сути такие группы противоположны первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определятся не характером межличностных взаимоотношений либо индивидуальными свойствами, а умением выполнять определённые функции. Объединение людей во вторичные группы опосредуется прежде всего стремлением получить какие-либо выгоды (экономические, политические, престижные и иные).

Американский психолог и социолог Э. Мэйо в своей типологии описал также формальные и неформальные социальные группы. В основе такого деления лежит характер структуры группы. Структура группы — существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. На характер отношений в группе могут влиять деяния другой группы или какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определённым, предписанным им образом. [2, с.231] Специфика деятельности людей в официальных организациях зафиксирована служебными инструкциями, приказами и другими нормативными актами. В формальной группе роли и статусы всех её членов строго распределены, ярко выражены отношения «по вертикали», то есть реализована система подчинения (структура власти). [3, с 157] Если из неё выпадает какой-либо индивид, его место занимает другой, такой же специальности, квалификации.

В отличие от формальной структуры группы, которая определяется внешними факторами, неформальная структура определяется внутренними. Неформальная структура группы является следствием личного стремления индивидов к различного рода контактам и отличается от формальной большей гибкостью. Люди вступают в неформальные отношения для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении. Неформальные группы возникают стихийно, развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. Здесь не предписаны статусы и роли, нет отношений «по вертикали», то есть нет структуры власти. Они образуются на основе общих интересов людей, дружеских связей. Неформальные группы могут возникать и внутри формальных групп.

Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость индивидов. Подростки, живущие поблизости, могут составить неформальную группу, потому что постоянно встречаются друг с другом, имеют общие интересы и проблемы. Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает неформальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп.

Невербальная коммуникация

Речь — основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы способны передавать информацию не только посредством слов, но и множеством других способов: жесты, мимика, поза и даже предметы. [1, с.35]

Невербальная коммуникация — форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей. Для человека — дополнительный источник информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы невербальной коммуникации: паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны) и такие признаки как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того, как эмоциональные индикаторы могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации взгляда); проксемика (характеристики межличностных дистанций).

К особенностям невербальной коммуникации относятся их ситуативность, синтетичность и непроизвольность.

Ситуативность: обмен сообщениями о происходящем происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие. Синтетичность: экспрессивное поведение сложно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые различные проявления. Непроизвольность: невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: оптической, акустической, тактильно-кинестезисческой и ольфакторной (запахи) [4, с.226].

Невербальная коммуникация несёт в себе информацию об эмоциональном состоянии коммуникатора, его личностных свойствах и качествах; об отношениях участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень отношений, характер отношений, динамика отношений); об отношении участников коммуникации к самой ситуации (включённость в ситуацию или стремление выйти из неё).

Выделяется несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнение, опровержение, замещение, регулирование.

Дополнение означает, что невербальные выражения предают речи выразительность, уточняют и проясняют её содержание. Невербальные знаки используются для усиления наиболее важных моментов реи. Замещение — использование невербального сообщения вместо вербального. Регулирование заключается в использовании невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Опровержение заключается в противоречии невербальных сообщений вербальным. Так как невербальное поведение в значительной степени спонтанно, его различие с вербальным сообщением может предоставить истинную информацию о состоянии собеседника.

Исследование проводилось во время суперфинала чемпионата по баскетболу среди учащихся общеобразовательных учреждений «Локобаскет. Школьная лига», проходившего в городе Краснодаре на базе Кубанского Государственного Аграрного Университета и Баскет-холла. В исследовании приняли участие 22 команды по 12 человек (всего 264 человека). Непосредственно взаимодействовали между собой 5 человек (такое количество игроков находится на площадке от одной команды). Возраст испытуемых 14–17 лет.

Для исследования была выбрана экспертная диагностика взаимодействия в малых группа А. С. Чернышова и С. В. Сарычева. Данная методика предназначена для малых групп, что соответствует способу организации подростков на турнире, и позволяет достаточно быстро оценить взаимодействие, что является немаловажным фактором для оценки взаимодействия внутри спортивной команды в период соревнований.

Диагностика разбита на 3 блока:

1.                  Иерархия и вариативность взаимодействия.

2.                  Самостоятельность и инициативность во взаимодействии.

3.                  Включённость во взаимодействие.

Каждый блок включает в себя 7 проявлений взаимодействия (a-g), каждый из которых соответствует определённому количеству баллов (1–7). В каждом блоке выбирается одно проявление. Для удобства заполнения и обработки результатов была сделана таблица.

Иерархия и вариативность взаимодействия

Высокий уровень

7 (a)

6 (b)

5 (c)

4 (d)

3 (e)

2 (f)

1(g)

Низкий уровень

Самостоятельность и инициативность во взаимодействии

Высокий уровень

7 (a)

6 (b)

5 (c)

4 (d)

3 (e)

2 (f)

1(g)

Низкий уровень

Включенность во взаимодействие

Высокий уровень

7 (a)

6 (b)

5 (c)

4 (d)

3 (e)

2 (f)

1(g)

Низкий уровень

 

Уровень взаимодействия команды во время одного матча диагностировался каждую игровую четверть (четыре раза за матч), после чего подсчитывался средний показатель взаимодействия за матч.

Наиболее богатое проявление эмоций можно обнаружить на лице, именно поэтому в качестве одного из основных источников получения информации об эмоциональном состоянии членов группы была выбрана мимика. Мимика — важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при её отсутствии (в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо имеет столь серьёзное значение потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных мимических реакций.

Для регистрации невербальных мимических проявлений была сделана карта эмоций. Регистрировались семь основных эмоций, выделенных П. Экманом, ведущим специалистом в области изучения эмоций: отвращение, печаль, гнев, презрение, радость, страх, удивление. [5, с.112] Лицо было условно разделено на четыре части: брови, глаза, нос и губы. Так как каждая эмоция имеет своё специфическое проявление на каждом из выделенных участков, такое разделение даёт возможность точно регистрировать испытываемую эмоцию и более полно отразить весь спектр эмоциональных переживаний членов группы. Эмоция, проявлявшаяся на нескольких выделенных частях лица одновременно, регистрировалась как единичное проявление.

Для распознавания эмоций использовалась система кодирования лицевых движения (FACS) — это детализированной техническое руководство, объясняющее, как категоризировать мимические двжения, базируясь на мышцах, которые их производят, т. е. на том, каким образом, сокращения мышц связаны с внешними проявлениями. Оно иллюстрирует изменения выражения лица, исользуя письменные описания, фотографии и цифровые видео-образцы.

Карта эмоций

 

Мимические признаки эмоций

Зоны лица

Отвращение

Печаль

Гнев

Презрение

Радость

Страх

Удивление

Брови

Сведены к переносице

Подняты

Опущены, сведены к переносице

Неподвижны

Внутренние уголки приподняты

Подняты

Подняты

Глаза

Прищурены

Внешние уголки опущены

Прищурены, веки напряжены

Прищурены со стороны приподнятого уголка

Прищурены, «гусиные лапки»

Широко раскрыты, уголки оттянуты назад

Широко раскрыты

Нос

Ноздри сжаты

 

Ноздри раздуты

 

 

 

 

Губы

Губы вздёрнуты к носу

Уголки губ опущены

Губы сжаты, напряжены

Один уголок рта приподнят

Уголки губ приподняты

Рот приоткрыт, губы оттянуты назад

Рот открыт, губы не напряжены

 

Паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны) и такие признаки как высота и интенсивность звука, тембр речи, также использовались для анализа. Такие проявления отмечались в карте эмоций, как дополнение мимических проявлений.

Особое внимание стоит уделить контакту глаз. Это один из самых быстрых способов невербальной передачи сообщения. Однако, качественное использование этого инструмента возможно лишь при высоком уровне взаимодействия, который подразумевает определённые взаимоотношения и взаимопонимание членов группы.

Также одним из способов невербальной коммуникации во время исследования была кинесика. Кинесика включает зрительно воспринятый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию. Кинесическая структура выполняет функцию дополнения либо замещения речевых сообщений, что наделяет её неким приоритетом в создании образа партнёра и всей ситуации общения.

В спортивной команде кинесика зачастую заменяет вербальное общение и выступает одним из основных способов коммуникации. Существуют как универсальные, так и индивидуальные для каждого коллектива жесты (кины), обозначающие определённые взаимодействия на площадке. Высокий уровень понимания этих жестов, а, следовательно, и качества взаимодействия между членами команды, достигается в тренировочном процессе и зависит во многом как от технической подготовленности команды в целом и каждого отдельного её члена в частности, так и в характере взаимоотношений между партнёрами.

Многое о состоянии человека, его отношении к окружающим может сказать поза. Поза — это положение человеческого тела, одна из наименее контролируемых сознанием форм невербального поведения, наблюдение за которой даёт значимую информацию о состоянии человека. Но в спортивной команде поза игрока определена заранее. Она определяется в первую очередь видом спорта и амплуа игрока. Поэтому для анализа влияния невербальной коммуникации на взаимодействие членов команды поза не использовалась.

Для исключения фактора технической подготовки игроков победа в матче не бралась как основная цель группы. За цель была принята успешность защитно-атакующих взаимодействий команды вне зависимости от того, был забит мяч или нет, так как команда может отзащищаться на достаточно высоком уровне взаимодействия, но техническая подготовка нападающего позволит ему результативно завершить атаку. Использовалось интервьюирование, как дополнительный метод исследования.

В результате исследования было установлено, что высокий уровень взаимодействия имеют 9 групп, средний — 8 групп, низкий — 5 групп, крайне низкий уровень взаимодействия не был выявлен. Достигли поставленной цели 14 групп, из которых 9 с высоким уровнем взаимодействия и 5 со средним. Не достигли поставленной цели 8 групп, из которых 3 имеют средний уровень взаимодействия и 5 — низкий уровень взаимодействия. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень взаимодействия

 

Уровень взаимодействия

Высокий

Средний

Низкий

Крайне низкий

Достижение цели

Цель достигнута

9

5

0

0

14

Цель недостигнута

0

3

5

0

8

9

8

5

0

22

 

Влияние эмоций на достижение цели группой

В ходе исследования было установлено, что чаще всего в процессе взаимодействия испытуемые испытывали эмоцию гнева (38,5 %). Под гневом следует понимать контролируемую форму этой эмоции — сосредоточение. На втором месте по частоте проявлений стоит радость (23,1 %). На третьем — печаль (19,7 %). Остальные эмоции возникали эпизодически и с меньшей частотой. Результаты представлены на таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение эмоциональных проявлений

Испытываемые эмоции

Процент от общего количества эмоциональных проявлений

Отвращение

3,4 %

Печаль

19,7 %

Гнев

38,5 %

Презрение

1,7 %

Радость

23,1 %

Страх

9,4 %

Удивление

4,3 %

 

В результате интервьюирования было выявлено, что группы, имеющие высокий уровень группового взаимодействия являются первичными, неформальными группами. Эти группы имели более однородную структуру, в сравнении с другими. Также группы с высоким уровнем взаимодействия показывали большую однородность и разнообразие эмоциональных проявлений. Возникающая эмоция распространялась на всех членов группы, что позволяло отдельно взятому индивиду устанавливать к группе отношение, адекватное отношению группы к индивиду. Выстроенные в процессе достижения цели взаимоотношения позволяли группе действовать эффективнее. Конфликты возникали редко. Особенность: инициативность членов группы, вариативность взаимодействий, отсутствие явного лидера.

Группы со средним уровнем группового взаимодействия являлись первичными, однако имели менее однородную структуру. Тем не менее, их также можно отнести к неформальным. В группах, достигших цели также наблюдалась высокая однородность эмоциональных проявлений. Группы, показавшие средний уровень взаимодействия и не достигшие цели, отличались неоднородностью эмоциональных проявлений. Эмоции появлялись скачкообразно, взаимодействия зачастую сводились к индивидуальным действиям каждого члена группы. Нередко возникали конфликты, которые подавлялись лидером, организовывавшим взаимодействие. Отличительной особенностью таких этих групп можно считать наличие явного лидера и направленностью на него членов группы.

Группы, имеющие низкий уровень взаимодействия, также можно отнести к первичным, неформальным группам. Условно их можно разделить на две части: группы, демонстрировавшие низкую эмоциональность и группы, демонстрирующие высокую степень разнородности эмоциональных проявлений. Группы с низкой эмоциональностью оказались неспособны выстраивать сколько-нибудь протяжённые взаимодействия. Особенностью таких групп можно назвать низкую инициативность её членов и малое количество конфликтов, вплоть о полного их отсутствия. Группы с высокой степенью разнородности эмоциональных проявлений также не оказались способны организовать взаимодействие, приводящее к достижению цели. Отмечалась высокая конфликтность, напряжённые взаимоотношения.

Таким образом, эмоции, лежащие в основе взаимоотношений, играют важную роль в достижении цели группой. Однородность и разнообразие эмоциональных проявлений благотворно сказывается на процессе взаимодействия и позволяет установлению комфортного психологического климата в группе.

Влияние контакта глаз на достижение цели группой

Все группы показали примерно равное число контактов глаз (≈36/мин). На организацию и успешность взаимодействия влияло не количество контактов глаз, а понимание членами группы этих контактов. В основе такого понимания лежат взаимоотношения между членами группы, которые, как было сказано выше, определяются эмоциональными проявлениями.

Сам по себе контакт глаз не влияет на достижение цели группой.

Влияние кинесики на достижение цели группой

Результаты, полученные в ходе исследования, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Частота жестикулирования

Достижение цели

Цель достигнута

Цель не достигнута

Уровень взаимодействия

Высокий

Средний

Низкий

Частота жестикулирования (жесты в минуту)

5 ж/мин

6 ж/мин

8ж/мин

1 ж/мин

 

Можно увидеть, что команды с высоким уровнем взаимодействия жестикулируют меньше команд со средним уровнем взаимодействия. Однако, у команд с высоким уровнем взаимодействия стоит отметить «культуру жеста», то есть его осмысленность и понятность для других членов группы; разнообразие жестикуляции. Жесты выполняли функцию замещения вербального сообщения.

Группам со средним уровнем взаимодействия, характерно более частое жестикулирование. В группах, достигших цели, жесты выполняли функцию замещения вербального сообщения. Иногда жест приходилось повторять, чтобы организовать требуемое взаимодействие. В группах, не достигших цели, жесты выполняли функцию дополнения вербального сообщения.

Группы с низким уровнем взаимодействия использовали жесты редко. Во всех случаях это были один-два жеста, дополняющие вербальное сообщение.

Кинесика имеет немаловажное значение для достижения цели группой, так как позволяет сократить время передачи сообщения или дополнить переданное сообщение. Однако, понимание членами группы используемых жестов опосредуется их взаимоотношениями.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что эмоции, лежащие в основе взаимоотношений, играют важную роль в достижении цели группой. Однородность и разнообразие эмоциональных проявлений благотворно сказывается на процессе взаимодействия и позволяет установлению комфортного психологического климата в группе.

Контакт глаз, как один из компонентов невербальной коммуникации, имеет значение лишь при высоком уровне взаимопонимания между партнёрами, выполняя вспомогательную функцию. Сам по себе контакт глаз, количество контактов глаз не имеет решающего значения для организации эффективных взаимодействий и никак не сказывается на достижении целей группой.

Кинесика имеет немаловажное значение для достижения цели группой, так как позволяет сократить время передачи сообщения или дополнить переданное сообщение. Однако, понимание членами группы используемых жестов опосредуется их взаимоотношениями.

Таким образом, невербальный компонент коммуникации, как один из каналов построения и реализации взаимодействия, не играет ведущей роли в достижении цели группой подростков. Решающее значение имеют сложившиеся взаимоотношения внутри группы, социально-психологический климат, структура группы. Невербальный компонент коммуникации, в свою очередь, выступает как дополнительный способ общения между членами группы; обогащает процесс общения и взаимодействия внутри группы; служит вспомогательным инструментом, реализуя сложившиеся внутригрупповые отношения, дополняя и замещая вербальные сообщения.

 

Литература:

 

1.       Бодалев А. А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

2.       Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд./ Под ред. Б. Д. Карвасарского. — Спб.: Питер, 2013.

3.       Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков — 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

4.       Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

5.       Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2012. 334 с.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, достижение цели, уровень взаимодействия, невербальная коммуникация, высокий уровень взаимодействия, член группы, вербальное сообщение, контакт глаз, проявление, высокий уровень.


Похожие статьи

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Тенденции селективного влияния социальных сетей на стабильность поведения индивидуумов и групп населения

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Похожие статьи

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Влияние социального окружения на формирование симптомов пограничного расстройства личности в подростковом возрасте

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Проблема влияния семейных отношений на формирование субъектной позиции в младшем школьном возрасте

Тенденции селективного влияния социальных сетей на стабильность поведения индивидуумов и групп населения

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка (из опыта работы)

Задать вопрос