Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Тарасова, М. Г. Формирование осознанного выбора будущей профессии у интернет-зависимых подростков / М. Г. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 484-486. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82130/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сам по себе Интернет является нейтральным агентом, не обладающим аддиктивной природой. Однако он обладает некоторыми специфическими свойствами, которые провоцируют, поддерживают и укрепляют нездоровый стиль использования Сети Интернет.

Среди специфических характеристик виртуального пространства, делающих интернет привлекательным, выделяют доступность, анонимность, и «возможность ухода», отмечают также: безопасность, лёгкость использования, возможность сохранения контроля за собственными действиями и последствиями принимаемых решений, возможность испытывать сильные эмоции от результатов собственных действий. Для формирования интернет-зависимости имеют значение стимулирующая роль содержащейся в сети информации и её интенсивность, а также доступность Интернета (24 ч в сутки в режиме нон-стоп),

Существует разница в определении привлекательных характеристик сети среди интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей. Главные мотивы интернет- независимых пользователей ориентированы на обучение и поиск полезной информации, а также поддержание реальных отношений с помощью онлайн общения. Пользователи с интернет-зависимым поведением пользуются практически всеми возможностями Интернета: онлайн и мобильные игры, чтение различных блогов, скачивание разного материала, присутствие в социальных сетях и общение в различных виртуальных мирах. Такие подростки проводят в интернете большую часть своего времени, от 3 до 12-15 часов и оценивают свою роль в интернете, как роль «творца» или «тролля» [Солдатова, Рассказова, Зотова, 2013]

Активное использование подростками Интернета обусловлено их внутренней мотивацией, то есть огромным интересом к возможностям компьютерных технологий. В основе внутренней мотивации находятся 3 базовые потребности: в компетентности, в автономии и в связанности с другими людьми. Использование социальных сетей снижает чувство одиночества, формирует чувство общности. В группу риска входят подростки с повышенной тревожностью и низкой самооценкой. Для них Интернет становиться тем местом, где они могут создавать отношения, имеют возможность выговориться, быть понятными, и это дает свободу от внутренних переживаний и волнений, привнесенных из реальной жизни. Часто Интернет позволяет стать супер-героем и обладателем сверхспособностей. Это значительно повышает самооценку.

Многие подростки, увлеченные интернетом, обладают развитым мышлением, они индивидуалисты, не сильно нуждаются в реальных контактах с другими, и часто их избегают. Подросткам присуще стремление постоянно искать новые знания, осваивать новые виды деятельности, что является источником повышения их самооценки. Для них интернет является средством, где они могут выдать свои эмоции, которые не способны выразить в обычной обстановке, а иногда запрещённые для них в обычном общении с реальными людьми.

Отличительной чертой современных подростков является доступная, но практически бессистемная возможность получения информации по любым вопросам. Выросшие в информационном обществе, они умеют ориентироваться в глобальном социальном пространстве, но большая часть времени, проведенная в Интернете, используется как развлекательная среда, а не обучающее пространство.

Каждый человек определяет будущую профессию путём долгого итерационного сопоставления способностей, возможностей с требованиями рынка труда. Этот выбор — начало осознанного самостоятельного процесса самоутверждения, жизнеопределяющее решение. Выбор профессии продолжителен и состоит из ряда этапов, а их длительность зависит от:

— внешних обстоятельств, которые человек не может контролировать сам;

— его собственных особенностей.

Для формирования самосознания человека в качестве субъекта профессиональной деятельности необходимо в т. ч. и профессиональное самоопределение. Это процесс, охватывающий всю профдеятельность человека: от первых намерений до её окончания. Личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свои профессиональные навыки, самоутверждается в профессии. Самоопределение производится через проживание собственного опыта, формирующего это осознание себя в профессии.

Таким образом, профессиональное самоопределение подразумевает самосознание, анализ, принятие и оценивание собственного поведения в трудовой деятельности. Его эффективность коррелирует с соответствием психологического состояния и особенностей потребностям профессии, а также умением приспосабливаться к текущим внешним факторам социума и хозяйственной деятельности.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько стадий, которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.

Особое значение формирование профессионального самоопределения имеет для интернет-зависимых подростков. Такие подростки нуждаются в профилактических мероприятиях, направленных на актуализацию самоопределения. Необходимо раскрыть те цели и идеалы, которыми подросток сможет руководствоваться при выборе профессии. Другим способом является воздействие через деятельность, организованную взрослым, в условиях активной деятельности самого подростка. Для успешного формирования мотивации достижения успеха у подростка деятельность должна быть направлена на достижение определенного результата, который может быть оценен по определенному стандарту, в процессе деятельности подросток должен сам прилагать усилия для достижения цели, а сам процесс и результат должны сопровождаться эмоциональными переживаниями со стороны подростка. Росту мотивации достижения успеха у подростков способствуют такие приемы как постановка привлекательной цели, оценочная деятельность, групповая деятельность и необычные формы работы. Деятельность личности осуществляется в системе социальных отношений и при взаимодействии с другими людьми. Мотивацию достижения невозможно рассматривать в отрыве от социальной жизни подростка. Развитие мотивации достижения успеха происходит опосредовано через взаимоотношения, которые складываются между человеком и окружающим миром. В процессе специально формируемой социально полезной деятельности, для подростка создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании. Самоутверждение себя как личности происходит от сознания своей социальной ценности. Поэтому социально одобряемая деятельность (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные мероприятия и т. д.) приобретает ведущее значение в профилактике интернет-зависимости у подростков.

Таким образом эффективная программа профориентации, направленная профессиональное самоопределение, формирует осознанный выбор будущей профессии и снижает риск интернет-зависимости у подростков.

Литература:

1. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. — 2000. — № 9. — С. 5068.

2. Егоров, А. Ю. Особенности личности подростков с интернет- зависимостью / А. Ю. Егоров, Н. А. Кузнецова, Е. А. Петрова // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2005. — Т. 5, № 2. — С. 20–27.

3. Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В. Л. Малыгин [и др.]. — М.: Арсенал образования, 2010.

4. Пережогин, Л. О. Интернет-аддикция в подростковой среде / Л. О. Пережогин. — URL: www.rusmedsery.com/psychsex (дата обращения 23.08.2018). — 2001.

5. Цой, Н. А. Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости / Н. А. Цой // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2011. — Т. 14, № 4. — С. 72–85.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, профессиональное самоопределение, Интернет, будущая профессия, внутренняя мотивация, выбор профессии, профессиональная ориентация.


Похожие статьи

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности

Экспериментальное исследование влияния программы «Я личность» на формирование навыков преодоления барьеров межличностного общения подростков со сверстниками

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования

Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности

Использование технологии кейс-ситуации в процессе освоения форм речевого этикета старшими дошкольниками

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели группой подростков

Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости

Формирование у дошкольников российской идентичности посредством проектной деятельности

Экспериментальное исследование влияния программы «Я личность» на формирование навыков преодоления барьеров межличностного общения подростков со сверстниками

Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Задать вопрос