Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.12.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Проскурникова, Е. А. Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ / Е. А. Проскурникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108837/ (дата обращения: 16.12.2024).



Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге — вопрос сложный. Педагоги и родители стараются обучить детей правилам дорожного движения, но детская беспечность и наличие отрицательных примеров очень часто сводят на нет все усилия. Вот и встаёт задача рассказать о Правилах дорожного движения так, чтобы обучающиеся осознали предостерегающие их опасности. Главной целью является воспитание навыков безопасного поведения детей на улице и дороге через повышение дорожно-транспортной культуры детей и одной из главных задач является создание условий для формирования навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ. Это заключается в разработке содержания и форм работы по изучению правил дорожного движения, которые предусматривает поэтапную организацию образовательной деятельности, участие обучающихся и их родителей в решении проблемы. Вариант углубленного изучения правил дорожного движения обучающимися, представляет собой систему непрерывного образования и области безопасности дорожного движения, с учётом физиологических и психологических нагрузок.

Одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны — безопасность дорожного движения. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения Правилам дорожного движения. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого обучающегося, педагога и родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения. Широкое распространение получила идея воспитания грамотного участника дорожного движения, соответственно, работа по пропаганде Правил дорожного движения выходит на качественно новый уровень, складывается система деятельности по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.

Использование электронных образовательных ресурсов как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе при обучении детей безопасности дорожного движения влечет за собой изменения во всех сферах жизни общества. Меняется и система образования: растет доступность образовательных ресурсов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда — это новая интернет-реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования.

На современном этапе развития дополнительного образования актуальным становится переход от получения информации, заданной извне — программой, педагогом или стандартами к активности самих обучающихся. Активность заключается в самостоятельном освоении в интерактивном режиме учебно-практических материалов, обмен информацией и участие в обсуждении по изучаемой проблеме с другими участниками образовательного взаимодействия, получение поддержки и консультации преподавателя, прохождение различных форм контроля знаний. Задача современных интернет-технологий — сделать образовательное взаимодействие между педагогом и обучающимся удобным, быстрым, непрерывным и доступным. Возникает вопрос: «Как эффективно организовать образовательный процесс с сочетанием цифрового обучения и интерактивного взаимодействия при обучении детей безопасности дорожного движения?».

Важно понимать, что интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Поэтому в ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться друг с другом. Под интерактивным взаимодействием предполагают диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.

Практика преподавания дисциплин социально-педагогической направленности показала, что эффективным средством организации интерактивного взаимодействия является использование ЭОР. Электронный образовательный ресурс — это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационных средств во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

— постановку познавательной задачи;

— предъявление содержания учебного материала;

— организацию применения первично полученных знаний;

— обратную связь, контроль деятельности обучающихся;

— организацию подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.

Следует отметить, что при использовании ЭОР меняется роль преподавателя, активность обучающихся, возрастает уровень их самостоятельности, что важно при организации эффективного интерактивного взаимодействия. Важно помнить: при разработке ЭОР необходимо учитывать все предъявляемые к такому продукту педагогические требования:

— дидактические принципы;

— методические требования;

— обоснование выбора темы дисциплины,

— проверка на педагогическую целесообразность использования;

— эффективность применения.

Таким образом, несмотря на то что разработка ЭОР — трудоемкий и длительный по времени процесс, но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности образовательного процесса и интерактивного взаимодействия. Использование технических средств обучения — современный и высокоэффективный метод обучения:

— легкодоступный способ изложения и запоминания;

— новая система выработки правильного алгоритма мышления и поведения участника дорожного движения;

— использование приёмов и методов, позволяющих удерживать в памяти базовые понятия, нарушение которых приводит к аварийным ситуациям.

Электронный образовательный ресурс является эффективным средством организации интерактивного взаимодействия в процессе обучения детей безопасности дорожного движения. Его использование позволяет:

— создать оптимальные условия для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма;

— вовлечь обучающихся в изучение Правил;

— создать информационное, кадровое, организованное и программно-методическое обеспечение по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Организация такого взаимодействия имеет ряд преимуществ:

— вариативность логики изложения;

— индивидуальный темп обучения;

— организация контроля на разных этапах изучения.

Все это способствует получению качественно новых результатов и поможет нам воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые зная и применяя Правила дорожного движения, помогут себе, друзьям и знакомым сохранить жизнь и здоровье.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2018 г. — М.: Эксмо, 2018.-208 с. — (Актуальное законодательство);
  2. Правила дорожного движения российской Федерации [Текст]: [утв. Советом Министров — Правительством Российской Федерации 23.10.1993г. с изменениями от 01.09.2023г.
  3. Муниципальная конференция «Перспективы развития движения ЮИД в Старооскольском городском округе»: материалы муниципальной конференции «Перспективы развития движения ЮИД в Старооскольском городском округе» — г. Старый Оскол: МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», 2020. — 85 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, интерактивное взаимодействие, детский дорожно-транспортный травматизм, образовательный процесс, дополнительное образование, изучение Правил, образовательное взаимодействие, обучение детей безопасности, электронный образовательный ресурс, эффективное средство организации.


Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Похожие статьи

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через обучение рассказыванию из личного опыта

Трудности общения как фактор становления саморегуляции произвольной активности в подростковом возрасте

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Формирование культуры информационной безопасности через профилактику компьютерной зависимости

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Развитие профессиональной мотивации методом социально-психологического тренинга

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Задать вопрос