Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге — вопрос сложный. Педагоги и родители стараются обучить детей правилам дорожного движения, но детская беспечность и наличие отрицательных примеров очень часто сводят на нет все усилия. Вот и встаёт задача рассказать о Правилах дорожного движения так, чтобы обучающиеся осознали предостерегающие их опасности. Главной целью является воспитание навыков безопасного поведения детей на улице и дороге через повышение дорожно-транспортной культуры детей и одной из главных задач является создание условий для формирования навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ. Это заключается в разработке содержания и форм работы по изучению правил дорожного движения, которые предусматривает поэтапную организацию образовательной деятельности, участие обучающихся и их родителей в решении проблемы. Вариант углубленного изучения правил дорожного движения обучающимися, представляет собой систему непрерывного образования и области безопасности дорожного движения, с учётом физиологических и психологических нагрузок.
Одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны — безопасность дорожного движения. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения Правилам дорожного движения. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого обучающегося, педагога и родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения. Широкое распространение получила идея воспитания грамотного участника дорожного движения, соответственно, работа по пропаганде Правил дорожного движения выходит на качественно новый уровень, складывается система деятельности по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.
Использование электронных образовательных ресурсов как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе при обучении детей безопасности дорожного движения влечет за собой изменения во всех сферах жизни общества. Меняется и система образования: растет доступность образовательных ресурсов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда — это новая интернет-реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования.
На современном этапе развития дополнительного образования актуальным становится переход от получения информации, заданной извне — программой, педагогом или стандартами к активности самих обучающихся. Активность заключается в самостоятельном освоении в интерактивном режиме учебно-практических материалов, обмен информацией и участие в обсуждении по изучаемой проблеме с другими участниками образовательного взаимодействия, получение поддержки и консультации преподавателя, прохождение различных форм контроля знаний. Задача современных интернет-технологий — сделать образовательное взаимодействие между педагогом и обучающимся удобным, быстрым, непрерывным и доступным. Возникает вопрос: «Как эффективно организовать образовательный процесс с сочетанием цифрового обучения и интерактивного взаимодействия при обучении детей безопасности дорожного движения?».
Важно понимать, что интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Поэтому в ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться друг с другом. Под интерактивным взаимодействием предполагают диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.
Практика преподавания дисциплин социально-педагогической направленности показала, что эффективным средством организации интерактивного взаимодействия является использование ЭОР. Электронный образовательный ресурс — это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационных средств во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:
— постановку познавательной задачи;
— предъявление содержания учебного материала;
— организацию применения первично полученных знаний;
— обратную связь, контроль деятельности обучающихся;
— организацию подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.
Следует отметить, что при использовании ЭОР меняется роль преподавателя, активность обучающихся, возрастает уровень их самостоятельности, что важно при организации эффективного интерактивного взаимодействия. Важно помнить: при разработке ЭОР необходимо учитывать все предъявляемые к такому продукту педагогические требования:
— дидактические принципы;
— методические требования;
— обоснование выбора темы дисциплины,
— проверка на педагогическую целесообразность использования;
— эффективность применения.
Таким образом, несмотря на то что разработка ЭОР — трудоемкий и длительный по времени процесс, но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности образовательного процесса и интерактивного взаимодействия. Использование технических средств обучения — современный и высокоэффективный метод обучения:
— легкодоступный способ изложения и запоминания;
— новая система выработки правильного алгоритма мышления и поведения участника дорожного движения;
— использование приёмов и методов, позволяющих удерживать в памяти базовые понятия, нарушение которых приводит к аварийным ситуациям.
Электронный образовательный ресурс является эффективным средством организации интерактивного взаимодействия в процессе обучения детей безопасности дорожного движения. Его использование позволяет:
— создать оптимальные условия для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма;
— вовлечь обучающихся в изучение Правил;
— создать информационное, кадровое, организованное и программно-методическое обеспечение по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Организация такого взаимодействия имеет ряд преимуществ:
— вариативность логики изложения;
— индивидуальный темп обучения;
— организация контроля на разных этапах изучения.
Все это способствует получению качественно новых результатов и поможет нам воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые зная и применяя Правила дорожного движения, помогут себе, друзьям и знакомым сохранить жизнь и здоровье.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2018 г. — М.: Эксмо, 2018.-208 с. — (Актуальное законодательство);
- Правила дорожного движения российской Федерации [Текст]: [утв. Советом Министров — Правительством Российской Федерации 23.10.1993г. с изменениями от 01.09.2023г.
- Муниципальная конференция «Перспективы развития движения ЮИД в Старооскольском городском округе»: материалы муниципальной конференции «Перспективы развития движения ЮИД в Старооскольском городском округе» — г. Старый Оскол: МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», 2020. — 85 с.