Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Педагогика
12.12.2023
18
Поделиться
Библиографическое описание
Проскурникова, Е. А. Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ / Е. А. Проскурникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 195-197. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108837/.


Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге — вопрос сложный. Педагоги и родители стараются обучить детей правилам дорожного движения, но детская беспечность и наличие отрицательных примеров очень часто сводят на нет все усилия. Вот и встаёт задача рассказать о Правилах дорожного движения так, чтобы обучающиеся осознали предостерегающие их опасности. Главной целью является воспитание навыков безопасного поведения детей на улице и дороге через повышение дорожно-транспортной культуры детей и одной из главных задач является создание условий для формирования навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ. Это заключается в разработке содержания и форм работы по изучению правил дорожного движения, которые предусматривает поэтапную организацию образовательной деятельности, участие обучающихся и их родителей в решении проблемы. Вариант углубленного изучения правил дорожного движения обучающимися, представляет собой систему непрерывного образования и области безопасности дорожного движения, с учётом физиологических и психологических нагрузок.

Одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны — безопасность дорожного движения. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения Правилам дорожного движения. Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения таким образом, чтобы у каждого обучающегося, педагога и родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения. Широкое распространение получила идея воспитания грамотного участника дорожного движения, соответственно, работа по пропаганде Правил дорожного движения выходит на качественно новый уровень, складывается система деятельности по профилактике и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.

Использование электронных образовательных ресурсов как средство организации интерактивного взаимодействия в образовательном процессе при обучении детей безопасности дорожного движения влечет за собой изменения во всех сферах жизни общества. Меняется и система образования: растет доступность образовательных ресурсов, появляются новые педагогические инструменты, формируется цифровая образовательная среда — это новая интернет-реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования.

На современном этапе развития дополнительного образования актуальным становится переход от получения информации, заданной извне — программой, педагогом или стандартами к активности самих обучающихся. Активность заключается в самостоятельном освоении в интерактивном режиме учебно-практических материалов, обмен информацией и участие в обсуждении по изучаемой проблеме с другими участниками образовательного взаимодействия, получение поддержки и консультации преподавателя, прохождение различных форм контроля знаний. Задача современных интернет-технологий — сделать образовательное взаимодействие между педагогом и обучающимся удобным, быстрым, непрерывным и доступным. Возникает вопрос: «Как эффективно организовать образовательный процесс с сочетанием цифрового обучения и интерактивного взаимодействия при обучении детей безопасности дорожного движения?».

Важно понимать, что интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. Поэтому в ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, общаться друг с другом. Под интерактивным взаимодействием предполагают диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.

Практика преподавания дисциплин социально-педагогической направленности показала, что эффективным средством организации интерактивного взаимодействия является использование ЭОР. Электронный образовательный ресурс — это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационных средств во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения:

— постановку познавательной задачи;

— предъявление содержания учебного материала;

— организацию применения первично полученных знаний;

— обратную связь, контроль деятельности обучающихся;

— организацию подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.

Следует отметить, что при использовании ЭОР меняется роль преподавателя, активность обучающихся, возрастает уровень их самостоятельности, что важно при организации эффективного интерактивного взаимодействия. Важно помнить: при разработке ЭОР необходимо учитывать все предъявляемые к такому продукту педагогические требования:

— дидактические принципы;

— методические требования;

— обоснование выбора темы дисциплины,

— проверка на педагогическую целесообразность использования;

— эффективность применения.

Таким образом, несмотря на то что разработка ЭОР — трудоемкий и длительный по времени процесс, но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности образовательного процесса и интерактивного взаимодействия. Использование технических средств обучения — современный и высокоэффективный метод обучения:

— легкодоступный способ изложения и запоминания;

— новая система выработки правильного алгоритма мышления и поведения участника дорожного движения;

— использование приёмов и методов, позволяющих удерживать в памяти базовые понятия, нарушение которых приводит к аварийным ситуациям.

Электронный образовательный ресурс является эффективным средством организации интерактивного взаимодействия в процессе обучения детей безопасности дорожного движения. Его использование позволяет:

— создать оптимальные условия для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма;

— вовлечь обучающихся в изучение Правил;

— создать информационное, кадровое, организованное и программно-методическое обеспечение по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Организация такого взаимодействия имеет ряд преимуществ:

— вариативность логики изложения;

— индивидуальный темп обучения;

— организация контроля на разных этапах изучения.

Все это способствует получению качественно новых результатов и поможет нам воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые зная и применяя Правила дорожного движения, помогут себе, друзьям и знакомым сохранить жизнь и здоровье.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2018 г. — М.: Эксмо, 2018.-208 с. — (Актуальное законодательство);
  2. Правила дорожного движения российской Федерации [Текст]: [утв. Советом Министров — Правительством Российской Федерации 23.10.1993г. с изменениями от 01.09.2023г.
  3. Муниципальная конференция «Перспективы развития движения ЮИД в Старооскольском городском округе»: материалы муниципальной конференции «Перспективы развития движения ЮИД в Старооскольском городском округе» — г. Старый Оскол: МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», 2020. — 85 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правила дорожного движения
безопасность на дороге
обучение детей
интерактивное взаимодействие
электронные образовательные ресурсы
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 195-197):
Часть 3 (стр. 145-213)
Расположение в файле:
стр. 145стр. 195-197стр. 213

Молодой учёный