Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 4698 раз

Библиографическое описание:

Куракин, В. С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации / В. С. Куракин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81757/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье исследованы нормативно-правовые источники в рамках деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенный контроль, таможенное законодательство, нормативно-правовая основа деятельности.

В настоящее время, вследствие расширения участников Евразийского эконмического союза (далее — ЕАЭС) и принятия нового кодекса Союза актуализируется вопрос законодательного регулирования деятельности таможенных органов Российской Федерации. Так, приоритетной задачей ставится гармонизация и корреляция национальных законодательств стран-членов Союза международным актам в рамках границ ЕАЭС.

В постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе», зафиксирован перечень источников, которые составляют нормативно-правовую основу деятельности таможенной службы РФ: это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, международные договоры Российской Федерации, акты, составляющие право Евразийского экономического союза, нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации, нормативные акты Центрального банка РФ [1].

Так, можно определить два уровня таможенного законодательства ЕАЭС: международный (надгосударственный) и национальный.

Таможенный кодекс ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) является основным нормативно-правовым источником, который имеет высшую юридическую силу и закрепляет основы таможенного регулирования в рамках ЕАЭС. Так, все национальные акты участников ЕАЭС должны отвечать положениям кодекса. В ТК ЕАЭС определены общие положения по проведению таможенного контроля и таможенных операций, систематизированы формы таможенного контроля, меры, обеспечивающие его проведение; определено использование таможенными органами системы управления рисками [2].

В свою очередь, Евразийская экономическая комиссия обеспечивает реализацию норм ТК ЕАЭС посредством принятия решений и рекомендации для государств-членов ЕАЭС. Например, Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2017 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» раскрывает вопросы, которые связаны с перемещением товаров для личного пользования: определены стоимостные, весовые и количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования могут ввозиться на территорию Союза [3]. В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» обозначается перечень товаров, в отношении которых установлен запрет или ограничение ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС [4].

На национальном уровне таможенного законодательства главным источником в РФ является Конституция Российской Федерации. Основной закон относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации.

Административно-юрисдикционная деятельность реализуется таможенными органами РФ и их должностными лицами на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Так, в соответствии со ст. 23.8. КоАП РФ, «таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях (далее — дела об АП), предусмотренных ст. 11.27, ч. 1–6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ч. 2 ст. 12.25, ст. 14.10, ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2–16.24, 19.7.13» [5]. При этом, Глава 16 КоАП РФ посвящена непосредственно правонарушениям в области таможенного дела.

В свою очередь, обращаясь к Уголовному кодексу (далее — УК РФ), таможенным преступлениям посвящена Глава 22 — «преступления в сфере экономической деятельности», можно отметить следующие составы правонарушений, связанные с нарушением таможенных правил: незаконный экспорт материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений — ст. 189 УК РФ; невозвращение в РФ предметов художественного, исторического достояния — ст. 190 УК РФ; уклонение от уплаты таможенных платежей (в сумме, превышающей 2 миллиона рублей) — ч.1 ст. 194 УК РФ; незаконное перемещение наличных денежных средств (в эквиваленте, превышающем 30 000 долларов США) — ч.1 ст. 200.1 УК РФ; незаконное перемещение через границу алкогольной продукции и табачных изделий (стоимостью, превышающей 250 000 рублей) — ч.1 ст. 200.2 УК РФ; незаконное перемещение сильнодействующих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия, культурных ценностей в крупном размере, ценных представителей флоры и фауны — ч.1 ст. 226.1 УК РФ; незаконное перемещение через границу наркотических средств — ч.1 ст.229.1 УК РФ [6].

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят на смену федеральному закону № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и является основополагающим источником в сфере таможенного дела на территории РФ [7]. При совместном использовании ТК ЕАЭС и Федерального закона № 289-ФЗ, которые, по своей сути, являются взаимодополняющими, возможна гармонизация, правильное и всеобъемлющее регулирование таможенной сферы.

Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» регулирует порядок по перемещению культурных ценностей из РФ в третьи страны, которые не являются государствами-членами ЕАЭС, а также из третьих стран в РФ; определяет порядок выдачи заключения от Министерства культуры, являющегося по своей сути разрешительным документом на временный ввоз или вывоз культурных ценностей, а также порядок продления срока временного вывоза культурных ценностей [8].

Несмотря на то, что ФТС России подведомственна Министерству Финансов Российской Федерации, прерогативные полномочия общего руководства в сфере таможенного дела принадлежат Правительству Российской Федерации. Так, Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» устанавливает ставки за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров [9].

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики в стране, путем издания соответствующих нормативно-правовых актов, и оптимизирует деятельность таможенных органов РФ. Так, Приказ Минфина России от 14.09.2020 № 194н «Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации» развивает процесс автоматизации, делая акцент на электронном декларировании, преследует цель сократить время и затраты участников внешнеэкономической деятельности на прохождение таможенного контроля [10].

Приказам ФТС России отводится отдельная роль по администрированию процесса осуществления таможенного контроля и проведения таможенных операций. Так, например, Приказ ФТС РФ от 29.07.2011 № 1555 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже» является руководством к проведению и фиксации результатов таможенного досмотра багажа физических лиц [11]. Приказ ФТС России от 01.02.2016 № 350 «Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера» устанавливает особенности уплаты таможенных платежей: устанавливает условия выпуска товаров, порядок внесения сведений в графы, а также порядок действий должностных лиц таможенного органа при заполнении таможенного приходного ордера [12].

Таким образом, проанализировав нормативно-правовую основу деятельности таможенных органов Российской Федерации, можно констатировать, что таможенное законодательство в РФ динамично изменяется. Происходит гармонизация национального и международного законодательства в области таможенного дела, что увеличивает эффективность осуществления таможенных операций и проведение таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации.

Литература:

  1. О федеральной таможенной службе: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (в ред. от 03.06.2019). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 (в ред. от 28.05.2019, с изм. от 29.04.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. О мерах нетарифного регулирования: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (ред. от 11.08.2020). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2020 г.) В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ (в ред. от 01 мая 2019 г.). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804–1. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  9. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 26. марта 2020 г. № 342 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://clck.ru/V9BUs Опубликование № 0001202003300015 от 30 марта 2020 г.
  10. Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. № 194н. Официальный сайт Минфина России http:// minfin.gov.ru/. Опубликование от 16 сентября 2020 г.
  11. Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже: Приказ ФТС РФ от 29 июля 2011 г. № 1555. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  12. Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера: Приказ ФТС России от 01 февраля 2016 г. № 350. В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, РФ, УК РФ, таможенный контроль, таможенное регулирование, личное пользование, таможенное законодательство, Евразийская экономическая комиссия, незаконное перемещение, нормативно-правовая основа деятельности.


Ключевые слова

Таможенный контроль, таможенное регулирование, таможенное законодательство, нормативно-правовая основа деятельности

Похожие статьи

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Нормативное регулирование в сфере строительства

В статье рассматривается система нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность в Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы

В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Современное состояние и направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России

В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета и налогового контроля в Российской Федерации

В статье рассмотрена нормативное основа налогового учета и налогового контроля, ее уровни и источники.

Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Организационная структура таможенных органов Российской Федерации

В статье исследована организационная и функциональная структура таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России

В статье рассмотрены основные методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России. Определено содержание государственного регулирования и его понятие. Выявлены конкретные направления деятельности государства в агропромышленной сф...

Похожие статьи

Основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с основными функциями таможенных органов, проведен анализ проблем, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении своей деятельности.

Нормативное регулирование в сфере строительства

В статье рассматривается система нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность в Российской Федерации.

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы

В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Внешнеторговая деятельность: сущность, задачи и способы регулирования

В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Современное состояние и направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России

В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета и налогового контроля в Российской Федерации

В статье рассмотрена нормативное основа налогового учета и налогового контроля, ее уровни и источники.

Роль государственного регулирования для внешнеэкономической деятельности и деятельности рынка

В статье поднят вопрос о значении государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности. Рассмотрены основные цели регулирования внешнеэкономической деятельности, классификация внешней торговли.

Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля

В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.

Организационная структура таможенных органов Российской Федерации

В статье исследована организационная и функциональная структура таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России

В статье рассмотрены основные методы государственного регулирования агропромышленного комплекса России. Определено содержание государственного регулирования и его понятие. Выявлены конкретные направления деятельности государства в агропромышленной сф...

Задать вопрос