В статье рассмотрены современное состояние, определены проблемы и основные направления развития российского законодательства, регламентирующего деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.
Ключевые слова: пограничный контроль,Федеральная служба безопасности России, нормативные правовые акты, проблемы законодательства.
Деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России крайне важна, поскольку обеспечивает национальную и пограничную безопасность Российской Федерации. Функционирование органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России обусловлено многоуровневой структурой нормативных правовых актов. Действующие в указанной сфере правовые нормы установлены различными органами государства, на протяжении достаточно длительного временного периода, по разнообразным вопросам и содержатся в источниках различной юридической силы (в актах, принятых на законодательном и подзаконном уровнях). Данные факторы обуславливают необходимость обеспечения единства и согласованности всего многообразия существующих правовых норм, а интересы практики требуют их дифференциации применительно к деятельности органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России.
На сегодняшний день правовые основы деятельности органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России на законодательном уровне составляют нормы более двадцати законов.
Законодательство о пограничной деятельности, являясь элементом системы высшего порядка, а именно законодательства о национальной безопасности Российской Федерации, отягощено противоречиями, заложенными в 90-е годы прошлого века.
Первая проблема — это загруженность правовой системы законами. А. А. Говоря об этой проблеме В. Е. Чеканов отмечал: «В настоящее время правовую основу обеспечения национальной безопасности России составляют более 250 законов и около 1000 подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственных» [1].
Вторая проблема видится в отсутствии единого понятийного аппарата как в науке, так и в законодательстве о национальной безопасности России. В. В. Бараненков писал: «Терминологическая неопределенность затрагивает и сферу деятельности федеральной службы безопасности, поскольку в нормотворческой и правоприменительной деятельности, в научной литературе в отношении федеральной службы безопасности и входящих в нее организаций применяется значительное количество терминов, весьма часто не соответствующих законодательству» [2].
Также, стоит отметить, что на сегодняшний день в федеральном законодательстве нет лаконичного легального определения термина «пограничная деятельность» [3].
Еще одной проблемой видится то, что в настоящее время не сформировано соглашение между Российской Федерацией и государствами, относящимися к Центрально-Азиатскому региону, относительно пересечения границы при предъявлении загранпаспортов, это может послужить причиной противоправного пересечения границы гражданами иностранных государств при предъявлении таких документов, как свидетельства о рождении, поскольку отсутствует возможность установить личность гражданина в процессе пересечения границы.
Помимо этого, можно отметить проблему, связанную с тем, что лица, въезжающие на территорию Российской Федерации, если въезд для них запрещен, нередко, находясь в своей стране, изменяют фамилию и прочие данные, и, вторично пересекая границу, могут, таким образом, незаконным путем, прибегнув к обману сотрудников органов пограничного контроля ФСБ России, попасть на территорию нашего государства. Во время пересечения границы гражданами других государств, если они обходят пропускные пункты, не имея при себе необходимых документов, либо имея при себе документы, не являющиеся действительными, в случае задержания вышеуказанные граждане могут пояснять свое поведение тем, что граница не оборудована надлежащим образом, и гражданин якобы не имел сведений о том, куда ему следует направиться для законного пересечения границы. В данной ситуации, как правило, имеет место постановление относительно отказа в возбуждении уголовного дела. Нередко граждане иностранных государств прибегают к подобным ухищрениям, используя для собственной выгоды недочеты в нормативно-правовой базе.
Для решения рассмотренных проблем можно выделить ряд направлений совершенствования ведомственных нормативно-правовых актов деятельности органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России:
— формирование правового поля в пограничной сфере на принципах обеспечения общегосударственных интересов;
— проведение экспертизы существующей нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов пограничного контроля Федеральной службы безопасности России, приведение ее в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми политическими и экономическими условиями;
— внесение в законодательство соответствующих изменений и дополнений, позволяющих ликвидировать пробелы в законодательстве, устранить правовые коллизии и противоречия, унифицировать терминологию, применяемую в законодательстве.
Можно прийти к выводу, что правоприменительная практика показала, что законодательство о государственной границе требует серьезной модернизации. Основные усилия в этом направлении должны быть сосредоточены на совершенствовании деятельности всех субъектов пограничных отношений. Необходимо сформировать единую систему защиты интересов государства в пограничной сфере, повысить эффективность государственного управления в области пограничной безопасности. При этом подлежат учету изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, обладающих компетенцией в области обеспечения безопасности.
Литература:
- Чеканов В. Е. Некоторые проблемы развития военно-юридической науки и образования на современном этапе. Возможные пути их решения // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2010. № 1 (151). С. 4.
- Бараненков В. В. Состав и структура федеральной службы безопасности (проблемы правовой терминологии) // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий. — М.: Эксмо, 2006. С 192.
- Проничев В. Е. Правовые основы совершенствования пограничной деятельности / В. Е. Проничев // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 2. С. 34.